Технологическая карта изучения темы "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Базалей Людмила Вячеславовна

Учебник В.П. Канакиной, 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Базалей Л.В. Предмет: русский язык Класс: 2

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цели

Образовательные: -

-.Закреплять знания о правилах правописания изученных буквосочетаний;

-Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;

-Способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: - проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

Регулятивные УУД: -определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и

самостоятельно;- сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанный в классе; - оценивает действия, ориентируясь на его содержательные основания

  • Коммуникативные УУД:- оформляет свою мысль в устной и письменной речи;- обосновывает высказанное суждение;- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;- умеет задавать уточняющие вопросы.

  • Познавательные УУД: - сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;- находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

Планируемый результат

Предметные: в результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными сочетаниями.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

В.П. Канакина учебник

  • презентация «Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу».

  • тетрадь

  • маршрутный лист экскурсии

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Организует класс на работу:

Проверяют организацию рабочего места

Высказываются, обозначают свой выбор знаков-настроений

Высказывания детей.

- У нас получилось сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

-Тема нашего урока правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Высказывания детей.

Коммуникативные

.-Урок не просто повседневный, а даже

необыкновенный!

Мотивирует на позитивный настрой:

- Ребята, с каким настроением начнём урок?

Личностные

2.Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Надо же, я приготовила для вас задание, а кто-то всё перепутал. Я догадываюсь, кто это мог сделать ...(а вы узнаете об этом чуть позже) А сейчас вам нужно узнать тему нашего урока. Для этого составьте сочетания из рассыпанных букв. Что у нас получилось? Слайд 1.

- Правильно.

Регулятивные

-Итак, какая же тема нашего урока?

  • Правильно.
  • Давайте вспомним правило написания этих сочетаний:

Слайд        2.        Чтение        хором,        все        вместе. (Правило чистописания)

Знаем твёрдо, что жи – ши

Пишем только с гласной и,

А в словах, где ча и ща

Мы напишем только а.

Познавательные

Где же встретим мы чу – щу,

То напишем букву у.

3.Актуализация опорных знаний

-Интересно, а кто же нам перепутал все буквы? Хотите узнать, кто к нам прилетел сегодня на урок?

Слайд 3, 4 , 5.

- Кто это?

-Правильно, это Незнайка. Он много путешествовал, искал, кто же его научит правильно и красиво писать. Даже на луне побывал, но все безрезультатно.

Я решила его пригласить в наш город

«Умников и умниц». Давайте устроим ему экскурсию по нашему городу. У вас на столах лежит план экскурсии, вы будете путешествовать вместе с ним и оценивать свою работу. Итак, в путь. Посмотрите на цифру 1 в вашем маршрутном листе. Как называется начало нашего путешествия?

Слайд 6. Переулок настроения. Давайте

Высказывания детей.

  • Незнайка.

  • Переулок настроения.

Личностные

возьмем с собой хорошее настроение (нарисуйте его в своих маршрутных листах) и отправляемся.

Дети рисуют смайлы в своих листах.

4. Обобщение и систематизация знаний.

  • Какая у нас следующая остановка? Прежде чем мы туда пойдем, давайте вспомним правило чистописания. Слайд № 7.
  • Молодцы!

Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. Не забудьте подчеркнуть все известные нам орфограммы.

Тема нашего урока правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Давайте мы их пропишем в тетради.

Прописали, подчеркнули орфограммы, оцените свою работу в маршрутных листах и идем дальше. Назовите следующую нашу остановку.

Мы подходим к озеру словарных слов. Слайд 9.

Внимательно слушаем задание! Вам нужно записать словарные слова в тетрадь, поставить пропущенные буквы, поставить ударение, подчеркнуть «опасные места»! Некоторым детям сначала придется найти эти слова. На листках вы определите

- Улица Чистописания.

-Озеро словарных слов.

Регулятивные

границы слов, а после запишите их в тетрадь. Начинаем писать с заглавной буквы, через запятую.

- Проверьте себя, что у вас получилось. Слайд 10. Оцените свою работу.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации

Назовите следующую улицу.

Давайте расскажем Незнайке, что мы будем делать, и покажем, какие мы дружные ребята.

Вы дома друг для друга зашифровали слова на карточках. Поменяйтесь карточками. Из букв нам нужно составить слова. Запишите полученное слово. У кого не получилось, вам поможет сосед.

  • Какая орфограмма вам встретилась?
  • Подчеркните орфограммы в словах.

-Молодцы!

Мы все вместе справились с этой задачей. Покажите, с каким настроением вы выполняли эту работу.

- Это улица Друзей.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу.

Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Физминутка

(проводит ребенок):

  • Какая следующая улица? Слайд 12.
  • А        давайте        научим        Незнайку        делать зарядку!
  • Молодцы! Оцените свое выполнение

физминутки.

- Улица Спортивная.

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

После физических нагрузок мы пришли отдохнуть  в  парк  словосочетаний.   Слайд

13.        Но     и     тут     смотрю     Незнайка

«постарался», все перепутал. Давайте вспомним, что же такое словосочетание?

  • Соедините их у себя в маршрутном листе.
  • Проверьте. Слайд 13.
  • Какие орфограммы вам встретились? Подчеркните их. Оцените, как вы выполнили эту работу.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Познавательные

Следующая остановка это библиотека. Слайд 14.

-Для чего нужна библиотека?

-Какие книги там живут?

-Кто написал книгу про Незнайку?

С художественными книгами про Незнайку мы будем знакомиться на уроках литературного чтения. А сейчас поработаем с учебной литературой. Откройте учебник на стр.122, упр. 181. прочитайте задание.

Что нам нужно сделать?

  • Давайте        расскажем        Незнайке,        какие слова отвечают на вопрос «Что делать» и

«Что сделать?», «Что?», и «Какой?». Слайд 15.

  • Читаем первое слово.

Ответы детей.

- Записать слова в три столбика.

Регулятивные

  • Задавайте к этому слову вопрос.
  • В какой столбик мы его запишем?
  • Какая здесь орфограмма?
  • Подберите однокоренные слова к слову дружить.
  • Что        означает        быть        дружными, толерантными друг к другу?
  • Молодцы!

(Продолжение работы вместе с учителем).

  • Дружить.
  • Что делать?
  • В первый. Ответы детей.

Личностные

Физминутка

глаз. (плакат).

для

Останавливаемся на слове площадка.

Алгоритм! В маршрутном листе вам дано задание на этой остановке. Вам нужно разобрать слово площадка по составу.

  • Вспомните, как мы это делаем.
  • Сделайте транскрипцию к слову шить.
  • Вспомните, что буквы мы видим и пишем, а звуки говорим и слышим.
  • Молодцы! Смайл за эту работу не ставьте, т.к. буду оценивать его я.

Ответы детей.

Познавательные

Ребята,        давайте        ответим        на        вопросы Незнайки. Слайд 16.

  1. Цель задания?
  2. Получили результат?
  3. Правильно или нет?
  4. Самостоятельно        или        с        чьей-то помощью?

Ответы детей.

Регулятивные

Следующая наша улица Пословиц. Слайд

17.        Соедините        по        смыслу.        Сделайте самостоятельно.

  • Проверьте себя.
  • Как вы понимаете смысл пословиц?

-Какие орфограммы? Подчеркните их.

  • Оцените свою работу.
  • Молодцы! Все хорошо справились с заданием самостоятельно!

Ответы детей.

Регулятивные

Незнайка наблюдал за нами и решил нам дать полезные советы. Слайд 18.

Чтение хором.

  • Ребята, что вы заметили?

Устно вставляем пропущенные буквы.

  • Какие орфограммы?

-Молодцы.

Нужно поставить пропущенные буквы. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Ответы детей.

7. Итог урока.

Посмотрите на план нашей экскурсии.

- Где мы сегодня побывали с таким хорошим настроением? – Что мы повторили? – Что научились делать? – Как вы думаете, чему научился сегодня Незнайка? В маршрутных листах оцените свою работу.

Регулятивные

Коммуникативные

8.Рефлексия.

Слайд 19. - Кто считает, что у него все

получилось, поставьте

  • У кого получилось, но не все        
  • Кому еще нужно поработать
  • Молодцы, ребята!

9. Домашнее задание.

Слайд 20.

Упр. № 183.

Подобрать и записать по 5 слов со слогами

ЖИ и ШИ, ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ.

Слайд 21.

Незнайка улетает от нас, но дает нам задание: прочитать о его приключениях на Луне.

Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Число 8. Цифра 8 ».

Технологическая карта по математике 2 класс...

Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. Iк УМК «Начальная школа XXIвек»Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных кла...

Технологическая карта изучения темы

Технологическая карта изучения темы. Дидактические задачи этапов урока....

Технологическая карта изучения материала "Перенос слов"

Технологическая карта изучения материала "Перенос слов". 1 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта изучения материала "Перенос слов"

Технологическая карта изучения материала "Перенос слов". 1 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта изучения темы «Задача»

Технологическая карта изучения темы «Задача» в 1 классе...