Занятие по внеурочной деятельности "Исследовательская работа со словами".
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Цель:
- исследовать слово в разных разделах языкознания;
- повышать уровень языковой культуры школьников.
Задачи:
- развивать умение анализировать значение и происхождение слова;
- с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности;
- формировать умение работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Исследовательская работа со словами
Цель:
- исследовать слово в разных разделах языкознания;
- повышать уровень языковой культуры школьников.
Задачи:
- развивать умение анализировать значение и происхождение слова;
- с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности;
- формировать умение работать в группе.
Оборудование:
Словари: толковый, орфографический, словообразовательный, этимологический; карты успеха для индивидуальной работы, карточки для групповой работы; сигнальные карточки, памятки для групповой работы, цветные карандаши, мультимедийное оборудование, презентация к занятию, карточки с названием разделов языкознания на цветной бумаге.
Ход занятия:
I Организационный момент
- Прочитайте девиз нашего занятия с логическим ударением на выделенные слова:
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!
- Улыбнитесь друг другу, мне. Улыбка поднимает настроение, располагает к общению, поможет справиться с трудностями.
II Актуализация знаний учащихся
- Сегодня у нас будет не просто занятие, а занятие-исследование. А что вы будете исследовать, вы должны догадаться. Послушайте стихотворение.
Много слов на земле…
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
(Тема нашего исследования – слово.)
- А вот какое слово мы будем исследовать, вы выберете сами. Как вы думаете, надо выбрать известное слово или незнакомое? Почему?
(Мы выберем незнакомое слово, мы о нём ничего не знаем, будет интересно узнать что-то новое, расширить свой словарный запас)
- Какое слово вам не знакомо? Выберите слово, которое вы будете исследовать.
(на доске записаны слова, дети делают выбор, учитель это слово подчёркивает)
акванавт
космонавт
акробат
водолаз
машинист
- А что обозначают эти слова?
( Это – название профессий людей.)
- А что бы вы хотели узнать об этом слове?
(Что оно обозначает, историю этого слова, можно ли подобрать к нему синонимы, антонимы, из каких частей оно состоит)
-Какова цель нашего исследования?
( Найти ответы на эти вопросы)
- А сейчас представьте это слово. С каким цветом оно у вас ассоциируется? Обведите этот цвет или цвета на своей карте успеха.
- Почему вы выбрали такой цвет?
- В конце занятия вас ждёт небольшой сюрприз. Я вам покажу, как выглядит акванавт, и вы сравните свои представления с реальным объектом. Проверите, верны или нет были ваши догадки.
III Работа учащихся в группах
- Опираясь на ваши вопросы, я увидела, что мы будем исследовать слово с разных сторон науки о языке. Посмотрите на карточки на доске и выберите, в каком направлении вы будете исследовать слово.
(дети выбирают карточку, ставят на свою парту и получают маршрутный лист исследования для группы)
ЛЕКСИКА
МОРФЕМИКА
ФОНЕТИКА
ОРФОГРАФИЯ
1 группа: ЛЕКСИКА
- Определите все лексические значения слова, используя различные словари.
- Подберите синонимы. Запишите их
- Подберите антонимы. Запишите их.
- Составьте предложение с эти словом, правильно употребив его в речи. Запишите.
2 группа: МОРФЕМИКА (словообразование)
- Определите происхождение этого слова по словарю.
- Проведите словообразовательный анализ слова, используя словообразовательный словарь.
- Подберите и запишите несколько однокоренных слов.
- Подберите и запишите слова, созвучные со словом.
3 группа: ФОНЕТИКА
- Разделите слово на слоги.
- Поставьте ударение. Проверьте по словарю.
- Запишите слово в транскрипцию.
- Определите, какие звуковые процессы происходят в слове.
4 группа: ОРФОГРАФИЯ (правописание)
- Поставьте в слове ударение и найдите ошибкоопасные места.
- Подберите проверочное слово или слова (если возможно).
- Если невозможно слово проверить, найдите и проверьте правописание слова по орфографическому словарю.
- Придумайте ассоциации или стихотворение к этому слову, чтобы запомнить его правописание.
( У каждой группы на столе лежат сигнальные карточки и памятки для работы. Если учащимся требуется помощь, они показывают красную карточку. Если группа готова отвечать – показывают зелёную карточку.)
( Группы по очереди озвучивают результаты своего исследования. После выступления каждой группы – самопроверка по картам успеха)
- Вы оценили свою работу на занятии. Поднимите руки те, кто правильно ответил на все вопросы. Молодцы! Если при ответах на вопросы у вас были ошибки, не огорчайтесь. Если вы поставили плюсы при ответах на вопросы о слове, это уже достижение. Вы уходите с занятия, расширив свой словарный запас. Вам есть над чем работать, куда стремиться.
IV Итог занятия
- А теперь обещанный сюрприз. Посмотрите на экран. Это акванавт. Теперь вы знаете, что это слово обозначает, как оно образовалось, откуда пришло в наш язык и как его правильно писать. О сложной и увлекательной работе акванавтов вы можете прочитать как художественные произведения, так и научно-публицистические.
- А теперь давайте поиграем. На доске записано слово акванавт. Вам нужно придумать имена прилагательные, характеризующие акванавта. Какой он – акванавт?
V Рефлексия
- Покажите на смайлике, с каким настроением вы уходите с занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по внеурочной деятельности кружка "Слово на ладошке" по теме: "Когда значения спорят?"
Во время занятия вводится понятие слов с противоположным значением....
Учебное занятие кружка внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по теме "Дал слово- держи его"
Данное занятие учить детей держать данное слово и обещание.Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специа...
Занятие по внеурочной деятельности "Мир деятельности" 2 класс "Как понять друг друга без слов"
Урок "Как понять друг друга без слов" относится к коммуникативной линии курса.Основные цели: -познакомить с невербальными средствами общения (мимика, жесты, поза, голос), необходимыми для эффективной ...
Сценарий занятия по внеурочной деятельности "Путешествие в страну вежливых слов"
Предложенный материал способствует формированию нравственных установок у первоклассников....
Занятие по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» Тема: «Любимая «работа» предложного падежа» 3 класс
В данной разработке представлены игровые упражнения и занимательный материал для закрепления знаний учащихся о предложном падеже...
Внеурочное занятие для 2 класса по теме: " Слово. Высокое предназначение слова"
Интересное занятие на тему " Слово". Много различных жизненных ситуаций рассматривается на занятии, игры, физминутки, загадки. Дети вспоминали знания , полученные ранее. Живо и интересно п...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Работа. Заработная плата» (3 класс) Курс: «Финансовая грамотность»
Курс: «Финансовая грамотность»Направленность: общеинтеллектуальнаяТема: «Работа. Заработная плата»Цель: Расширение знаний о понятий «работа», «заработна...