Занятие по внеурочной деятельности "Исследовательская работа со словами".
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Цель:

  • исследовать слово в разных разделах языкознания;
  • повышать уровень языковой культуры школьников.

Задачи:

  • развивать умение анализировать значение и происхождение слова;
  • с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности;
  • формировать умение работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Исследовательская работа со словами

Цель:

  • исследовать слово в разных разделах языкознания;
  • повышать уровень языковой культуры школьников.

Задачи:

  • развивать умение анализировать значение и происхождение слова;
  • с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности;
  • формировать умение работать в группе.

Оборудование:

Словари: толковый, орфографический, словообразовательный, этимологический; карты успеха для индивидуальной работы, карточки для групповой работы; сигнальные карточки, памятки для групповой работы, цветные карандаши, мультимедийное оборудование, презентация к занятию, карточки с названием разделов языкознания на цветной бумаге.

Ход занятия:

I Организационный момент

- Прочитайте девиз нашего занятия с логическим ударением на выделенные слова:

Учиться надо весело,

Учиться будем весело, 

Чтоб хорошо учиться!

- Улыбнитесь друг другу, мне. Улыбка поднимает настроение, располагает к общению, поможет справиться с трудностями.

II Актуализация знаний учащихся

- Сегодня у нас будет не просто занятие, а занятие-исследование. А что вы будете исследовать, вы должны догадаться. Послушайте стихотворение.

Много слов на земле…

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

(Тема нашего исследования – слово.)

- А вот какое слово мы будем исследовать, вы выберете сами. Как вы думаете, надо выбрать известное слово или незнакомое? Почему?

(Мы выберем незнакомое слово, мы о нём ничего не знаем, будет интересно узнать что-то новое, расширить свой словарный запас)

- Какое слово вам не знакомо? Выберите слово, которое вы будете исследовать.

(на доске записаны слова, дети делают выбор, учитель это слово подчёркивает)

акванавт

космонавт

акробат

водолаз

машинист

- А что обозначают эти слова?

( Это – название профессий людей.)

- А что бы вы хотели узнать об этом слове?

(Что оно обозначает, историю этого слова, можно ли подобрать к нему синонимы, антонимы, из каких частей оно состоит)

-Какова цель нашего исследования? 

( Найти ответы на эти вопросы)

- А сейчас представьте это слово. С каким цветом  оно у вас ассоциируется? Обведите этот цвет или цвета на своей карте успеха.

- Почему вы выбрали такой цвет?

- В конце занятия вас ждёт небольшой сюрприз. Я вам покажу, как выглядит акванавт, и вы сравните свои представления с реальным объектом. Проверите, верны или нет были ваши догадки.

III Работа учащихся в группах

- Опираясь на ваши вопросы, я увидела, что мы будем исследовать слово с разных сторон науки о языке. Посмотрите на карточки на доске и выберите, в каком направлении вы будете исследовать слово.

(дети выбирают карточку, ставят на свою парту и получают маршрутный лист исследования для группы)

ЛЕКСИКА

МОРФЕМИКА

ФОНЕТИКА

ОРФОГРАФИЯ

1 группа: ЛЕКСИКА

  1. Определите все лексические значения слова, используя различные словари.
  2. Подберите синонимы. Запишите их
  3. Подберите антонимы. Запишите их.
  4. Составьте предложение с эти словом, правильно употребив его в речи. Запишите.

2 группа: МОРФЕМИКА (словообразование)

  1. Определите происхождение этого слова по словарю.
  2. Проведите словообразовательный анализ слова, используя словообразовательный словарь.
  3. Подберите и запишите несколько однокоренных слов.
  4. Подберите и запишите слова, созвучные со словом.

3 группа: ФОНЕТИКА

  1. Разделите слово на слоги.
  2. Поставьте ударение. Проверьте по словарю.
  3. Запишите слово в транскрипцию.
  4. Определите, какие звуковые процессы происходят в слове.

4 группа: ОРФОГРАФИЯ (правописание)

  1. Поставьте в слове ударение и найдите ошибкоопасные места.
  2. Подберите проверочное слово или слова (если возможно).
  3. Если невозможно слово проверить, найдите и проверьте правописание слова по орфографическому словарю.
  4. Придумайте ассоциации или стихотворение к этому слову, чтобы запомнить его правописание.

( У каждой группы на столе лежат сигнальные карточки и памятки для работы. Если учащимся требуется помощь, они показывают красную карточку. Если группа готова отвечать – показывают зелёную карточку.)

(  Группы по очереди озвучивают результаты своего исследования. После выступления каждой группы – самопроверка по картам успеха)

-  Вы оценили свою работу на занятии. Поднимите руки те, кто правильно ответил на все вопросы. Молодцы! Если при ответах на вопросы у вас были ошибки, не огорчайтесь. Если вы поставили плюсы при ответах на вопросы о слове, это уже достижение. Вы уходите с занятия, расширив свой словарный запас. Вам есть над чем работать, куда стремиться.

    IV Итог занятия

- А теперь обещанный сюрприз. Посмотрите на экран. Это акванавт. Теперь вы знаете, что это слово обозначает, как оно образовалось, откуда пришло в наш язык и как его правильно писать. О сложной и увлекательной работе акванавтов вы можете прочитать как художественные произведения, так и научно-публицистические.

- А теперь давайте поиграем. На доске записано слово акванавт. Вам нужно придумать имена прилагательные, характеризующие акванавта. Какой он – акванавт?

V Рефлексия

- Покажите на смайлике, с каким настроением вы уходите с занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности кружка "Слово на ладошке" по теме: "Когда значения спорят?"

Во время занятия вводится понятие слов с противоположным значением....

Учебное занятие кружка внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по теме "Дал слово- держи его"

Данное занятие учить детей держать данное слово и обещание.Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специа...

Занятие по внеурочной деятельности "Мир деятельности" 2 класс "Как понять друг друга без слов"

Урок "Как понять друг друга без слов" относится к коммуникативной линии курса.Основные цели: -познакомить с невербальными средствами общения (мимика, жесты, поза, голос), необходимыми для эффективной ...

Сценарий занятия по внеурочной деятельности "Путешествие в страну вежливых слов"

Предложенный материал способствует формированию нравственных установок у первоклассников....

Занятие по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» Тема: «Любимая «работа» предложного падежа» 3 класс

В данной разработке представлены игровые упражнения и занимательный материал для закрепления знаний учащихся о предложном падеже...

Внеурочное занятие для 2 класса по теме: " Слово. Высокое предназначение слова"

Интересное занятие  на тему " Слово". Много различных жизненных ситуаций рассматривается на занятии, игры, физминутки, загадки.  Дети вспоминали знания , полученные ранее. Живо и интересно п...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Работа. Заработная плата» (3 класс) Курс: «Финансовая грамотность»

Курс: «Финансовая грамотность»Направленность: общеинтеллектуальнаяТема: «Работа. Заработная плата»Цель: Расширение знаний о понятий «работа»,  «заработна...