Технологическая карта по предмету Русский язык, на тему: "Настоящее время глаголов", 4 класс. УМК: Начальная школа 21 века.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Майбородина Ольга Евгеньевна

В данной технологической карте представлен урок усвоения новых знаний. Здесь четко структурированы этапы урока и каждый этап наполнен материалом. Подробно расписана деятельность учителя и деятельность учеников. Кроме этого, к каждому этапу прописаны задачи, методы, формы и приемы усвоения обучающимися новых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Русский язык»
МБОУ Гимназия им. Академика Н.Г. Басова 4 «Б» класс
Образовательная система «Начальная школа 21 века»
Программа
 Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. «Русский язык»

Студентка ГПК.
43 группы

Бахтина Ольга Евгеньевна

Учитель: Неберекутина Надежда Николаевна
Методист: Нечепаева Светлана Анатольевна

Дата урока 12.11.2020г.

Тема урока «Настоящее время глагола»

Тема урока

Настоящее время глагола

Место урока в разделе

Раздел: «Как устроен наш язык», урок 62

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока

Создать условия для ознакомления с понятием временных форм глаголов и с особенностью формы настоящего времени” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности

Задачи урока

  1. Способствовать формированию умения определять настоящее время глагола;
  2. Способствовать развитию связной речи, мыслительных операций: обобщение, классификация, анализ, синтез, сравнение, память, внимание, мышление;
  3. Воспитывать чуткое отношение к русскому языку, интерес к предмету.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Ученик научится определять  временные формы глагола и особенности формы настоящего времени;
  • Ученик научится  определять время глагола и вычленять из текста глаголы в форме настоящего времени.

 Познавательные УУД

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные УУД

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные УУД

  • Слушать и понимать речь собеседника;
  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • Осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий;
  • Уметь применять приобретённые навыки в практической деятельности.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

  1. Учебник: «Русский язык 4 класс», 1 часть, авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.
  2. Методическое пособие «Русский язык 4 класс». «Книга для учителя. Комментарии к урокам».

Методическое пособие по «Русскому языку 4 класс» с поурочными разработками. Автор: Канакина В.П.

Компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку по теме «Синтаксический разбор предложений».

Ресурсы из Интернета:

  1. https://infourok.ru/pamyatka-po-russkomu-yaziku-dlya-uchaschihsya-klassa-po-teme-glagol-2425397.html
  2. https://infourok.ru/podborka-fizminutki-dlya-nachalnoy-shkoli-klass-3825458.html

Межпредметные связи

Связь с предметом окружающий мир.

Организация пространства

Пространство организовано в рамках стандартной классно-урочной системы.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап.

Активизировать детей на продуктивную работу, зарядить хорошим настроением на целый учебный день.

-Встаньте ровно у своего стола, опустите руки вниз, проверьте готовность к уроку. Ребята, давайте настроим друг друга на продуктивную работу, а для этого улыбнемся. Спасибо, присаживайтесь на свои места.

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Прием: беседа

(Слушают учителя, поправляют учебники, складывают учебные принадлежности на рабочее место, настраивают друг друга на продуктивную работу).

Личностные: самоопределение к деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организовать свое место под руководством учителя.

2

3

Словарная работа.

Постановка учебной задачи и первичное усвоение новых знаний.

Провести словарную работу с целью отработки каллиграфического почерка перед продуктивной работой на уроке.

Ввести понятие «время глагола» с помощью примеров и постановки проблемных вопросов.

 -Ребята, откройте свои блокноты для печатания, поработаем со словарными словами: я буду диктовать вам слова, а ваша задача напечатать их в блокнотах и подчеркнуть в них буквы, которые необходимо запомнить, итак, начнем: двадцать, директор, карнавал, коллектив, солома, пейзаж, профессия, прогресс, рояль, сейчас, серебряный, троллейбус.

-Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы записали словарные слова и подчеркнули непроверяемые буквы.

-Те, кто без единой ошибки записал словарные слова и подчеркнул непроверяемые буквы, поставьте себе «+» на полях.

-Те ребята, у которых есть ошибки в написании словарных слов, исправьте их и постарайтесь запомнить.

-Ребята, назовите грамматические признаки глагола, которые мы с вами уже изучили.

-У глаголов есть еще один секрет, о котором мы сегодня и узнаем.

-Отройте учебники на странице 133. Прочитайте тему урока.

-Ребята, послушайте предложения:

Я читаю книгу. Я читал книгу. Я буду читать книгу.

-Назовите глаголы в этих предложениях.

-Сравните их. Чем они отличаются?

-Да, вы правы, только эта форма называется «Время глаголов».

Глаголы изменяются по временам. Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нем говорят (в момент речи). Например, я читаю правило. Читаю (что делаю?) - это глагол настоящего времени.

Глагол в форме прошедшего времени указывает, что действие совершалось до момента речи. Например, я читал правило. Читал (что делал?) – это глагол прошедшего времени.

Глагол в форме будущего времени указывает, что действие совершится после момента речи. Например, я буду читать правило. Буду читать (что делать?) – это глагол будущего времени.

-Итак, какие выводы мы можем сделать? Сколько времен у глагола?

-С помощью чего мы можем определить время у глагола?

-Сегодня мы более подробно остановимся на настоящем времени глагола.

Метод: практический

Форма: фронтальная

Прием: работа со словарными словами

Метод: словесный, практический

Форма: фронтальная

Прием: диалог, беседа.

(Открывают блокноты для печатания)

(Пишут под диктовку и каллиграфически правильно словарные слова)

(Проверяют написание словарных слов, оценивают свою деятельность).

-Вид, лицо, число, род.

-Настоящее время глагола.

(Слушают предложения).

-Читаю, читал, буду читать.

-Они отличаются формой.

-У глагола 3 времени.

-С помощью вопроса.

 

Личностные: вырабатывают каллиграфический подчерк; умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения.

4

Первичная проверка понимания.

С помощью выполнения упражнения из учебника проверить понимание и усвоение детьми новой темы.

-Ребята, переверните страницу учебника. Выполним задание 1.

Вам нужно прочитать стихотворение, и выписать глаголы в форме настоящего времени. Маша, прочитай, пожалуйста, стихотворение, выразительно, соблюдая все знаки препинания.

-Спасибо, Маша, молодец.

-Перед тем, как выполнять упражнение, давайте вспомним, на какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени?

Будем выполнять упражнение по цепочке, начиная с первого ряда. Читайте по строчке, называйте глагол в настоящем времени и выписывайте эти глаголы в тетрадь.

-Правильно, молодцы, хорошо справились с заданием.

Метод: практический

Форма: фронтальная

Прием: работа с учебником

(Читает стихотворение).

-Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос

что делаю? что делаем? что делают.

-Плывет, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5

Физкультминутка.

-Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть, поднимайтесь со своих мест.

Как живёшь? Вот так!  

Как идёшь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Как летишь? Вот так!

Как плывёшь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!  

Как сидишь? Вот так!

-Молодцы, ребята, садитесь.

(Дети показывают большой палец)

(Шаги на месте)

(Бег на месте)

(Махи кистями)

(Махи руками)

(Прыжки с поворотами)

(Садятся за парты)

(Садятся на свои места).

6

Первичное усвоение знаний.

С помощью выполнения упражнения из учебника проверить понимание и усвоение детьми новой темы.

-Переверните страницы учебника, выполним упражнение 4 на странице 135. Маша пойдет к доске, чтобы заработать сегодня оценку, а все остальные работают у себя в тетрадях.

-Маша, читай задание в упражнении 4.

-Итак, вы видите, что задание похоже на то, что мы уже выполняли в номере 1, но задача усложнилась. Для начала давайте вспомним, какие 2 вида есть у глаголов? И как их определить.

-Правильно, а что вы можете сказать про лица глаголов?

-Хорошо, молодцы. Итак, не забывайте, что весь текст переписывать не нужно, мы пишем только глаголы, которые находятся в форме настоящего времени, определяем у них вид, лицо и выделяем окончания. Маша подробно комментирует у доски, остальные работают в тетради. Первые 3 человека, которые справятся быстрее Маши могут показать свои тетради на оценку.

-Молодец, Маша, садись, оценка пять. Те ребята, которые приносили свои тетради, справившись быстрее, тоже получили оценку пять.

Метод: практический

Форма: индивидуальная, фронтальная

Прием: работа у доски, диалог

-Прочитай задание. Выпиши глаголы в форме настоящего времени. Определи вид и лицо глаголов, отметь личные окончания.

-Совершенный и несовершенный вид.

На вопросы что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы несовершенного вида.

На вопросы что сделать? что сделал? что сделает? отвечают глаголы совершенного вида.

-У глагола есть 3 лица, они могут быть как в единственном, так и во множественном числе.

-Живет- (что делает?) значит это глагол несовершенного вида, подставим местоимение «он», получается, это глагол 3 лица, окончание «ёт»;

Пьёт- (что делает?) значит глагол несовершенного вида, подставим местоимение «она», получается, это глагол 3 лица, окончание «ёт»;

Укрывается- (что делает?) значит это глагол несовершенного вида, подставим местоимение «он», получается, это глагол 3 лица, окончание «ет».

(По такой схеме, аналогично объясняет каждое слово).

7

Контроль усвоения.

Проверить усвоенные на уроке знания учащихся с помощью небольшой самостоятельной работы (упражнение из учебника+задание, связанное с темами прошлых уроков).

-Сейчас вам будет необходимо выполнить небольшую самостоятельную работу. Откройте учебники на странице 135. Посмотрите на номер 2. Из предложенных глаголов вам нужно выписать глаголы в форме настоящего времени. Помимо этого, вам нужно составить 2 предложения с двумя любыми выписанными глаголами, а для одного из предложений выполнить синтаксический разбор. Для того, чтобы вам было проще составлять синтаксический разбор, берите простое предложение. В конце урока я соберу тетради и каждый получит оценку за урок, так как эту тему вы усвоили очень хорошо!

-Если у вас будут вопросы, тихо подойдите ко мне и спросите, я вам помогу.

Метод: практический

Форма: индивидуальная

Прием: самостоятельная работа

(Слушают задания учителя на самостоятельную работу).

(Приступают к выполнению самостоятельной работы).

Личностные:

осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Ребята, передайте свои тетради с последних парт на первую, а ученики каждого ряда первого варианта подойдут ко мне и отдадут все тетради. Спасибо!

-А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: прочитать в учебнике еще раз про времена глаголов на с. 133 и выполнить номер 3.

Перед выполнением внимательно читайте задание!  Внимательно смотрите на образец. Даю подсказку! Вы выпишите не все слова. Некоторые из данных глаголов-это глаголы совершенного вида, а от них форма настоящего времени не образуется. Например, такой глагол, как «принести». Будьте внимательны.

(Записывают домашнее задание в дневники и слушают инструктаж выполнения домашнего задания).

9

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Подвести итог урока, задать контрольные вопросы по теме данного урока; увидеть готовность детей работать с остальными временами глагола.

-Ребята, назовите время глагола, с которым мы работали сегодня на уроке.

-Какие еще есть времена у глагола, кроме настоящего?

-Скажите, на что указывает глагол в форме настоящего времени?

-А теперь поднимите руки те, кто на следующих уроках готов узнавать что-то новое и интересное о глаголах прошедшего и будущего времени и работать с ними!

-Спасибо, ребята, за продуктивную работу, готовьтесь к следующему уроку.

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Прием: беседа.

-Настоящее время.

-Прошедшее и будущее.

-Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нем говорят, то есть в момент речи.

Подпись учителя: Неберекутина Н.Н.        Дата  12.11.20        

Подпись методиста: _________________________________________________Дата _____________

Рекомендации от Неберекутиной Н.Н.:

Технологическая карта студентки Бахтиной Ольги Евгеньевны выполнена качественно, на высоком уровне подготовки. Из достоинств хотелось бы выделить следующее: материал полностью структурирован; материал доступно изложен детям, все подробно расписано, соответствует возрастным особенностям; физкультминутка тематическая-полностью соответствует теме данного урока; все упражнения из учебника выполнены в ходе урока, одно из них задано на дом с подробным объяснением!

Серьезных недостатков мною выделено не было, но хотелось бы обратить внимание на УУД. На мой взгляд, нужно на некоторых этапах добавить метапредметные действия (расширить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.

Технологическая карта урокаКласс: 2УМК: Л.В. ЗанковаПредмет: русский языкТема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Тип урока: формирование новых учебных знанийЦель: создать условия для ...

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...

Технологическая карта урока по русскому языку "Разбор слова по составу" 3 класс, начальная школа 21 века

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: способствовать формированию деятельности учащихся в отработке алгоритма разбора слов по составу; Задачи урока Дидактические: 1. Повторить части слов; 2. Отработат...

Технологическая карта урока русского языка "Окончание как часть слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА                                          ...

Технологическая карта урока Русского языка:" Разбор по членам предложения"( 4 класс, УМК: "Начальная школа 21 века")

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разборе предложения по членам.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с разбором предложений по чл...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Сложное предложение» (4 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о сложных предложениях.Планируемые результаты: Предметные:1. Знать особенности сложного предложения.2. Уметь различать сложносочиненное и слож...