Урок русского языка в 3 классе. "Школа России". Тема "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шустова Марина Ростиславовна

Урок с использованием интерактивных карточек "Учи.ру" на уроке и в домашнем задании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 – А классе 28.01.2019 год

Учитель Шустова М.Р.

Тема. Род имён существительных.

Цель: формировать умения определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

 

Задачи:

- углублять знания об имени существительном ,познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род  имён существительных.

-развивать  нравственные качества учащихся: умение общаться; работать в паре, прислушиваться к  мнению товарища.

Планируемые результаты. Учащиеся получат возможность научиться:

Регулятивные УУД:  уметь самостоятельно формулировать тему,  цель урока  после предварительного обсуждения, контролировать и оценивать свои действия. 

Познавательные УУД: использовать имеющиеся знания, запоминать и делать выводы по новому материалу, сравнивать, анализировать, классифицировать.

Коммуникативные УУД: умение работать  в паре, оценивать свою работу и работу товарищей, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.

Личностные: формировать мотивацию к учению,  развивать  внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость, учить применять правила при выполнении упражнений, способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной работы, карточки для  самооценивания, учебник, рабочая тетрадь, словарь  С. Ожегова.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

 Всё ль на месте, всё в порядке,

 Книжки, ручки и тетрадки.

 Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

-Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке русского языка нам предстоит пройти несколько станций  и выполнить интересные задания. Какие это станции- мы будем узнавать постепенно. На станциях , ребята, вы будете пополнять свой запас знаний,  активно работать и сможете оценить свою работу.

 Я предлагаю вам , ребята, работать на уроке по такой формуле.

Это формула УСПЕХА.  (СЛАЙД  2)

Старание + внимание + сообразительность + аккуратность + терпение  +взаимопомощь = УСПЕХ.

Сегодня на уроке вы сможете оценить свою работу и работу товарища ,выполнив следующие задания.

У вас есть карточки , в которых вы будете ставить баллы и в конце урока подведёте итог.

Словарная работа

Тест

Работа с карточками (устно)

Самостоятельная работа (упражнение)

Проверочная работа.

--Урок мы начнём с трудолюбия и аккуратности.

--Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1.Минутка чистописания.

Ребята, отгадайте загадку, помогут изобразить то, что я говорю…

Дети показывают.

Взялись за руки друзья.

И сказали: «Ты, да я!

«Ты, да я, а между тем,

получилась  буква  М»

Пропишем соединение заглавной буквы М с маленькой.

Мм

Первая станция    СЛОВАРНАЯ

2.Словарная работа.

Определить и записать слово из словаря.

   К----комната, в которой занимаются ученики             класс

   П----коробочка для ручек, карандашей                         пенал

   Т----в ней выполняют классную и домашнюю работы      тетрадь

   Т---синоним к слову друг      товарищ

   У---девочка, которая учится в школе     ученица  

 (ОЦЕНИВАНИЕ)

3. Что можно сказать об этих словах? ( имена сущ.) Докажите. 

4. Составьте предложение с одним из этих слов.(устно)

Записать одно предложение и разобрать предложение по членам предложения.

III.   Самоопределение деятельности.

---Какую тему изучаем? (имя сущ.)

---Да мы продолжаем изучать тему «Имя существительное» и будем открывать новые тайны имени существительного.

---А сейчас повторим ,  что вы знаете об имени существительном.

Для этого вы выполните тест.

Станция      ДРУЖНАЯ
 Работа в парах.

Тест

Имя  существительное – это часть речи?    (Да      Нет)

 Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Да     Нет)

Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да      Нет)

Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Да   Нет)

Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да    Нет)

Имена  существительные  бывают  одушевлённые и   неодушевлённые? (Да    Нет)

Имена существительные бывают собственные и нарицательные   ( Да    Нет)

Имена существительные изменяются по числам    (Да   Нет)

Проверка. Прочитать только те высказывания , на которые ответ   ДА

(ОЦЕНИВАНИЕ)

Разгадайте ребус.   (СЛАЙД  3)

шаРф  кОт  Дом     РОД.   (СЛАЙД 4 )

Что обозначает слово РОД? Давайте посмотрим в словаре.

В русском языке слово РОД обозначает грамматический признак частей речи.

Так какая же тема урока?

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

-Чему будем учиться  на  уроке? (будем узнавать, какого рода бывают имена существительные, определять род имён существительных)

-Для чего нужно уметь определять род имён существительных?

IV. Работа по теме урока.

Станция    ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

1.Выполним исследовательскую работу.

Работа по карточкам.

1.Прочитайте слова.

Папа, подруга, , дедушка, мама,  лото, окно.

2.Запишите имена существительные, называющие мужчин.

Папа, дедушка.

---Каким местоимением можно заменить каждое из этих слов? ОН

Какого рода эти слова? Мужского

Запишите имена существительные, называющие женщин.

Мама, подруга.

--Каким местоимением можно заменить каждое из этих слов? ОНА

Какого рода эти слова? Женского

А слова ЛОТО и ОКНО ?

Подходят в эти столбики?

Каким местоимением можно заменить каждое из этих слов?

ОНО.

Запишем в третий столбик.

Какого рода эти существительные? Среднего

ПРОВЕРКА.   ( СЛАЙД  5, 6, 7, 8)

Вывод –правило прочитать в учебнике стр. 25

Стихотворение прочитать (распечатано на карточках)

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский  род, помню я,

То, про что скажу, - моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село моё.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило твоё.

Работа по карточке на «Учи.ру» -

«Род имён существительных» карточка № 2

https://uchi.ru/teachers/groups/10048349/subjects/2/course_programs/3/cards/34581

Станция        СПОРТИВНАЯ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Работа с карточками (М. р.    Ж. р.   Ср. р.) Устно.

Определить род имён существительных.

Какие слова помощники вам помогут определить род имён существительных? (Он мой, Она моя, Оно моё)

Слова: девочка, ученик, солнце, пенал, доска, окно, парта, карандаш, яблоко.          (ОЦЕНИВАНИЕ)

Станция      САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

3. Самостоятельная работа

Упражнение 39 стр. 25

1 ряд ---слова, которые можно заменить местоимением    ОН

2 ряд --- слова, которые можно заменить местоимением   ОНА

3 ряд --- слова, которые можно заменить местоимением   ОНО

Взаимопроверка.( ОЦЕНИВАНИЕ)

Станция           ПРОВЕРОЧНАЯ

4. Проверочные работы .

Стр. 59 задание 3.

(можно выполнить одну , две или три строчки)

Проверка  (ОЦЕНИВАНИЕ)

V.Итог урока.

Вернёмся к словам , которые прочитали в начале урока и помогли вам успешно выполнять задания, открыть еще одну тайну имени существительного.

( Слайд  2 )

Старание + внимание + сообразительность + аккуратность + терпение  +взаимопомощь = УСПЕХ.

Давайте определим род этих имён существительных.

---Какие слова помощники помогли вам определить род имён существительных.

---Какого рода бывают имена существительные?

---Какой это признак: постоянный или изменяемый?

---Посчитайте , сколько баллов у вас получилось?

Станция         ДОМАШНЯЯ

VI. Домашнее задание.

Правило на стр. 25

Упражнение 44 стр.27

Задание от учителя на «Учи.ру» - работа по карточке «Род имён существительных» карточка № 1.

https://uchi.ru/teachers/groups/10048349/subjects/2/course_programs/3/cards/34580

(Можно выбрать одну загадку , в первой загадке нужно выполнить звуко-буквенный анализ, можно написать две загадки).

VII. Рефлексия

Я узнал сегодня на уроке…

Я научился на уроке…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

На уроке ребята упражняются в правильном написании существительных с шипящими на конце, используются разнообразные методы и приёмы....

Разработка урока русского языка по теме "Число и род имён существительных". УМК "Школа России", 3 класс

Данный урок разработан с учётом дифференцированного подхода в обучении. УМК "Школа России", 3 класс, автор учебника Зеленина....

Урок русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс «Школа 2100»

Представлен конспект урока русского языка по теме "Наблюдение за словоизменением имён существительных" 4 класс  «Школа 2100»...

конспект урока по русскому языку, 3 класс, школа 21 века Род имён существительных. Неизменяемые имена существительные

Материал содержит краткое содержание конспекта урока русского языка в 3 классе...

Урок русского языка 3 класс Школа России по теме: "Родительный падеж имён существительных"

На уроке открытия новых знаний формируются умения распознавать родительный падеж по вопросу. Развиваются навыки по применению знаний в практической деятельности....

Конспект урока «Русского языка» 4 класс Школа России. «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».

Тип урока: закрепление изученного материала.Цель урока: закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных.Задачи:Образовательные: создать оптимальные условия для обобщения и систе...