Разработка урока русского языка по теме "Число и род имён существительных". УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Караулова Альбина Юрьевна

Данный урок разработан с учётом дифференцированного подхода в обучении. УМК "Школа России", 3 класс, автор учебника Зеленина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Число и род имен существительных».

        Цель урока:

  1. Знакомить с приемами распознавания рода имен существительных по окончаниям слов; формировать умение изменят существительные по числам, определять начальную форму имен существительных.
  2. Способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
  3. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами закрепления пройденного.

Оборудование: сигнальные карты.

ТСО: интерактивная доска (предметные картинки, слова), магнитофон, кассета с записью мелодий.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям, которые к нам пришли и начнем урок русского языка.

  1. Повторение изученного материала.

  • Какую часть речи мы начали изучать на уроках русского языка?

  • Что вы знаете об имени существительном?

(на доске памятка-подсказка

1.Ч.р.

2.Кто? Что?

3.Собственное, нарицательное

4.Одушевл. Неодуш.

5.Предмет, явление природы, действие, признак.

6.Число

7. Роль в предложении.)

  • Как вы думаете, все ли вы знаете об имени существительном или что-то еще новое можно узнать?

  1. Постановка темы урока.

  • Эту значимую часть речи вы будете изучать не только в начальных классах, но и в средних и старших классах тоже. Поэтому будьте сегодня внимательны и активны, потому что сегодня мы будем определять род имен существительных и в каком числе они стоят: множественном или единственном.

  1. Чистописание

  • Минутку чистописания мы сегодня начнем с игры «да», «нет».

Дети задают вопросы учителю, чтобы угадать букву, учитель отвечает односложно «Да», «Нет».

  • Эта буква согласная, гласная?

  • Эта буква парная? И т. д.

  • Это буква Б б.

  • Дайте краткую характеристику букве «б» и звуку «б» (звукобуквенный анализ [б]).

Написание букв Бб и слова береза. Переписывание предложения с доски с пропущенными орфограммами (с устным объяснением).

М . л . дая б . рёза к . ч . ется от ветра.

  1. Работа над новой темой.

  1. Устное объяснение (единственное и множественное число имен существительных).

Молодая берёза качается от ветра.

  • Выделите основу предложения: (береза качается)

  • Какой частью речи является подлежащее?

  • Речь идет об одной березе. Существительное стоит в единственном числе, если речь пойдет о двух или нескольких предметах, то существительное будет стоять во множественном числе.

  • Измените форму частей речи в этом предложении, чтобы существительное стало во множественном числе.

Молодые березы качаются от ветра.

  • Мы получили форму множественного числа.

(На доску рисунки – одной березы и нескольких берез).

  1. Устные примеры детей.
  2. Рассказ учителя о берёзе. (Текст перед глазами у каждого ученика).
  • Кого березой удивишь? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе или в деревне – всюду березу увидишь. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас в России. Мила она русскому человеку. Береза – и в песнях, и в стихах, и в сказках. Очень много рек, городов, сел, деревень названо в честь березки. Все вы часто встречаете березу, а знаете ли вы, что береза – это целый род – и в нем 140 видов и более половины из них растут в нашей стране. Любит наш народ свою белоствольную красавицу и за красоту и за пользу, которую она приносит.

  • А какую пользу приносит береза?

(Ответы детей дополняет учитель).

Из почек приготавливают лекарство.

Из ветвей делают метла и веники.

Из бересты народные умельцы мастерят лукошки для сбора грибов и ягод.

Березовые дрова лучшее топливо для русской печки и бани.

Из древесины березы изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, добывают скипидар.

  • Ребята, я не сказала о березовом соке, потому что, собрав с дерева баночку сока этим самым можно сгубить его. Раненое дерево истощается. Запасы сока нудны дереву для образования молодых листьев и ветвей. Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Берегите березки и не губите их из-за сока.
  • Вспомните, что такое синквейн? Попробуем сочинить маленькое стихотворение опираясь на этот текст.
  1. Берёза.
  2. Белоствольная, милая.
  3. Растёт, радует, приносит.
  4. Любит наш народ русскую красавицу.
  1. Словарный диктант.
  • Что такое словосочетание? (Дети рассказывают изученное правило).
  • Учитель диктует словосочетания:

А) Ранняя весна, поздняя осень, ненастная погода, веселый праздник, холмистая местность, доброе сердце, сладкие духи.

Б) Подчеркните в словосочетаниях главное слово;

В) зачитайте слова, которые подчеркнули. Какой частью речи они являются?

  • Сейчас мы будем определять род имен существительных. Но для этого нужно знать, что существительное, которое можно заменить личным местоимением «он» - существительное мужского рода. Существительное, которое можно заменить личным местоимением «она» - существительное женского рода. Существительное, которое можно заменить личным местоимением «оно» - существительное среднего рода. Что вызвало затруднение? ( Сладкие духи). Какого рода слово духи? А знаете ли вы ещё какие-нибудь такие слова? (Ножницы, бусы, опилки, сливки, часы). Да, в русском языке есть слова, у которых нельзя определить род. Они употребляются только во множественном числе.

На доске учитель вывешивает рисунки с изображением женского рода, мужского рода, среднего рода и читает стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «оно – моё».

Это правило твоё.

  • Приведите примеры имен существительных: мужского рода, женского рода, среднего рода. (устные примеры детей).

Г) в словосочетаниях над каждым существительным укажите род;

Д) взаимопроверка работ;

Е) взаимообратная связь – работа с карточками (учитель называет слова, а учащиеся показывают на сигнальных карточках род имен существительных и безударную гласную).

  • Запишите, эти слова по памяти в свои тетради.

Слова: л . сник, гр . бок, п . ляна, дер . во, л . сточек, цв . ток, к . ра.

Ж) письмо по памяти:

  1. Физминутка.

- Много песен сложено про березку и под музыку одной из них мы сейчас отдохнем.

  1. Работа по учебнику.

  1. Самостоятельная работа. Упражнение 15, с. 109 / д.м.)

( УМК «Школа России». Учебник 2 класса, автор Зеленина)

  1. Проверка самостоятельной работы.

  1. Вступительное слово о произведении «Береза» С.А.Есенина.

- Многие поэты и писатели в своих произведениях отметили красоту белоствольной березы. В 1913 году великий русский поэт С.А.Есенин написал прекрасное стихотворение «Береза», где описал  белоствольную красавицу в зимнем убранстве.

1) Стихотворение «Береза» С.А.Есенина читает ученик.

2) Задание по вариантам:

- Выпишите существительные в начальной форме и определите число и род.

1 вариант                                                            2 вариант

Белая береза                                        На пушистых ветках

Под моим окном                                        Снежною каймой

Принакрылась снегом,                                Распустились кисти

Точно серебром.                                        Белой бахромой.

(Проверка по эталону).

3) Письмо под диктовку, выделяя главные члены предложения.

- На березе лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжести.

(У доски работает ученик)

  1. Итог урока.

  • В начале урока вы оказались правы, что не всё еще вы знаете об имени существительном.

  • Что же нового вы узнали об этой части речи?

  • Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном числе?

  • Какие слова помогают определить род имен существительных?

  • На следующих уроках русского языка вы продолжите дальнейшее изучением этой части речи.

  1. Домашнее задание.

- Составить 5 предложений о березе, определить род и число имен существительных.

  1. Выставление оценок.

  • Урок окончен.
  • Если понравился этот урок вам, то улыбнитесь мне, друг другу и гостям.

  •         Кого берёзой удивишь? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе или в деревне — всюду березу увидишь. Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас в России. Мила она русскому человеку. Берёза — и в песнях, и в стихах, и в сказках. Очень много рек, городов, сел, деревень названо в честь березки. Все вы часто встречаете березу, а знаете ли вы, что береза — это целый род — и в нем 140 видов и более половины из них растут в нашей стране. Любит наш народ свою белоствольную красавицу и за красоту и за пользу, которую она приносит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

Разработка урока русского языка на тему "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Тема урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" Программа "Школа России"Цели "познакомить учащихся с окончанием имён существительных в творитель...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" (2 класс "Школа России")...