Классный час .Что в имени твоем..
классный час по русскому языку (3 класс)

Леонова Оксана Ярославовна

Разработка классного часа.Который можно провести на уроке родного языка в 3 класс перед проектом "Мое  имя и фамилия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

                  Классный час в 4 классе « Что в имени твоем …»

Цели :

- познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;

– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование: презентация “Что в имени моем?”, рисунки тематические, реквизит для инсценировок.

Нет меж живущих людей ,(Cайд2)

да не может и быть безымянных:

В первый же миг по рождении

Каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар,

от родимых своих получает…

Гомер

Ведущий: Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий Гомер.

Имя мы проносим через всю жизнь. Сначала оно нежное, им нас в детстве называет мама, потом и то слово с каким в паре нам суждено прожить жизнь. И часто случается, что человека-то уже нет, а его имя все еще живет.

Все наши поступки и хорошие и плохие становятся известны людям через наше имя.

Говорят: «У него доброе имя»

– Как вы понимаете эти слова?

Правильно, слова «доброе имя» можно употребить и в переносном смысле (он хороший человек).

Имена, как и все на  свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История имен связана с историей народа. Ученик

Прадеды .Г. Граубин

Кем был твой прадед на Руси –
Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.

А такими, какими мы их сейчас знаем, они стали не сразу. Сейчас мы с вами перелистаем странички нашего журнала и узнаем историю происхождения наших имен.

Страничка 1 «Языческие имена» (Слайд 3)

Ученик 1. Древние имена были своеобразными характеристикам людей. Имя давали человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или рода.

Ученик 2. Имена каждого рода были его собственностью. Их не могли употреблять другие. Не могло быть также двух людей с одинаковыми именами. Если иен не хватало, их можно было одалживать в другом роду. После смерти человека, который носил одолженное имя, имя необходимо было вернуть соседям.

Ученик 3. В понимании древних людей имя было не простым словом, а особенным, волшебным, частичкой души человека. А, использовав эту частичку души, можно было навредить человеку.

Ученик 4. К каким только хитростям не прибегали люди, чтобы защитить себя и своего ребенка от зла. Самое простое – как можно реже произносили его имя.

 Ученик 5. Часто детям давали грубые, обидные имена. Расчет был такой: что плохое для человека – то плохо и для нечистой силы.

Некрас, Нелюб, Дубина, Олух, Галич.

Давали детям и охранные имена Мороз, Гроза, Буран, чтобы дети не погибли от стихии.

Ученик 6. А еще стали брать понравившееся им слово и делали его человеческим именем.

Было в Греции слово «базилиос» – царский – стало именем Василий.

Было в латинском слово «паулюс» – малый и сделали его именем Паулюс, Павел.

Имя Екатерина означало когда-то «вечно чистая».

Ученик 7. Имена часто были и такие: Черный, Черняй, Черняева, Беляк, Белуха.

– Как вы думаете, почему детей так называли?

Сухой, Толстый, Мал, Малышев.

– А эти?

– Кому могли дать следующие имена?

Бессон, Молчан, Смирной, Вешняк, Зима, Мороз.

Ученик 8. У каждого народа были имена, в основе которых лежат числа. Нередко имена давали по порядку появления на свет. Некоторые встречаются и сейчас. Прима – первый, Октавий – второй , Нонна – девятая.

Ученик 9. Среди русских имен есть имена, происхождение которых связано с именами героев греческих мифов: Гордей, Денис, Венера.

Ведущий: Напомню, что от первых языческих имен образовались в

последствии фамилии. Но фамилии образовывались и так еще.

Страничка II «Христианские имена» (конец Х века )(слайд4)

Ведущий: Вот наступают годы правления Киевского князя Владимира Святославовича. Начинается жестокая война с языческими именами, вместе с христианской верой на Русь приходят и новые христианские имена.

Ученик 11. Обряд крещения состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли их трижды ополаскивать свое тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и «старое языческое имя» . Стоявшие  в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмияны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.

Ученик 12. Дети могли получать имена тоже только после обряда крещения. С тех пор слово «назвать» и «окрестить» стали обозначать одно и тоже.

А происходило это вот так.

Ученик 13.Был в старину такой обычай. Несли младенца в церковь.

Там в страницы святцев пальцем тыча,

 Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима

То –  хошь не хошь – Иероним!

Ученик 14.  Но люди продолжали именовать своих детей по-старому. И часто они носили 2 имени: одно было христианским, а другое  – языческим или еще его называли мирским.

Ученик 15.  Вскоре выработался обычай называть детей в честь какого – нибудь человека, прославленного христианскою церковью «святого». Люди верили, что после смерти такие угодные Богу люди возносились на небо для новой жизни.

Ведущий: Прочитайте слова ( Слайд5)

король – королевич

царь  –  царевич

поп    –  попович

князь –  княжич

–  Как образовались слова второго столбика?

– Суфиксы – ЕВИЧ –ИЧ – указывали на то что это сыновья влиятельных особ, их наследники.

Тчества с суффиксами – ВИЧ – давались только царям и боярам.

Люди же низких сословий получали разрешения именоваться –ВИЧЕМ – только за великие заслуги.

Давайте вместе заглянем в хоромы  царя Великого государства Российского и прислушаемся к разговору.

СЦЕНКА (Слайд 6)

(На троне сидит царь, входит в хоромы писарь)

Царь: (гневно) – Кто посмел нарушить мой покой ?

Писарь: –  Царь - батюшка, не вели казнить, дозволь слово молвить. Это я твой писарь Прошка.

Царь: –  Что надобно тебе?

Писарь: –  Пришли к тебе купцы Строгонов да Куницын, просят дабы ты рассмотрел их челобитную.

Царь: -  А что  им надобно-то? Читай их прошение.

Писарь: –  Купцы Строганов и Куницын просят твоей милость и разрешения писаться с «вичем».

Царь: –  Ишь чего захотели! Не бывать этому! А то каждый и норовит в люди выйти!

Прошка, погоди, а не тот ли это Строганов, что вылечил Годунова?

Писарь: –  Тот батюшка, тот.

Царь: –   Ладно тогда пиши:

«Жалуем «вичем» купца Строганова за очень важную заслугу  перед государством Российским, за то, что вылечил важного государева человека Бориса Годунова ».

А остальным отказать!

Не заслужили еще!

Страничка III «Как Вас величать?» (Слайд 7)

Ведущий:  –  Что  значит слово «величать»?

–  Слово «величать» в русском языке означает возносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству.

Русские отчества образовались тоже очень давно.

Древнерусских князей величали не только по отцу, но и по деду и прадеду.

Великого князя Владимира называли:

 Князь Владимир Святослвович

 внук Всеволожь

 правнук Олгов

 праправнук Светославль

 прапраправнук  Ярославль

Так как древностью рода все гордились.

Ученик 16 . А у простого люда это звучало так: Алекса сын Лазарев. Вскоре слово «сын» становится в конце: Алекса Лазарев сын, а еще позже опускается совсем.

 Ведущий:  И только после Великой Отечественной Войны отчества стали обязательными для всех. Отчества разрешалось давать от имени отца или матери.

 - Скажи , какое бы отчество было бы у вас, если его образовать от имени мамы.

- Однако по традиции, идущей из далекой страны, когда отец был единственным кормильцем и главой семьи, узаконено величание (образование отчества) по отцу всех детей.

- Итак, мы с вами совершили небольшое путешествие в историю происхождения наших имен, фамилий, отчеств.

А сейчас очень интересные факты из рубрики: «Знаете ли вы, что...

Ведущий:  Знаете ли вы, что в нашем классе был переведен конкурс сочинений «Мое имя». И сейчас  вы услышите некоторые из них.

 (читаем отрывки из сочинений, заранее подготовленные детьми)

Ведущий:  И если раньше, в далеком прошлом, имена были как бы характеристиками людей, то сейчас помните, что   ни имя, ни фамилия никаким образом не говорит о человеке, ни о его уме, ни о его таланте.

Подтверждением послужит индийская сказка «Некрасивое имя»

(инсценировка сказки).

Некрасивое имя

 Автор : Жил в одной деревне крестьянин с женой. Крестьянина звали Тхунтхуния. Что ни день жена говорила ему:

 
Жена : Какое у тебя некрасивое имя! Ничегошеньки оно не значит. Возьми себе другое – красивое.


Тхунтхуния: Да какая разница какое имя?


Жена : У нашего соседа слева  имя очень знаменитое Раджа. А у соседа справа – Индир «солнцеликий». А у тебя Тхунтхуния! Ну выбери себе имечко покрасивей.

Тхунтхуния: Ладно надоело мне с тобой спорить. Завтра  пойду  искать себе новое имя. Напеки мне  лепешек, а  я пораньше спать лягу, чтобы набраться сил перед дорогой.


Автор : Рано поутру Тхунтхуния завязал лепешки в узелок и вышел из дому искать красивое имя. Шел он, шел и пришел в какую-то деревню. Там только что умер один человек.

Тхунтхуния:   Родственникам горе , а мне повезло. Этот человек умер. Значит, я могу взять себе его имя.

– Братец! Кто это умер?


Крестьянин 1:  Амарнатх.


Тхунтхуния: А что значит Амарнатх.

Крестьянин 1:  Амарнатх  значит «господин бессмертных».

Тхунтхуния: Странно «господин бессмертных», а человек с таким именем все равно умер. Назовись я Амарнатхом, что проку? От смерти-то мне не уйти! Нет, в этом имени хорошего мало.


Автор : С такими словами он отправился дальше. В другой деревне он забрел на гумно. Видит – какой-то человек выбирает рисовые зерна из прошлогодней соломы.


Тхунтхуния:  Братец! Неужто ты не нашел себе дела полегче? Как тебя звать?


Крестьянин 2: Дханпат.


Тхунтхуния: Как же так? Ведь Дханпат – значит богач, а тебе приходится рыться в прошлогодней соломе! Нет, мало проку называться Дханпатом ». Пойду искать  дальше.


Автор :Подходит еще к какой-то деревне, а навстречу ему человек несет на коромысле тяжелую ношу. В ту пору солнце уже припекало, и носильщик обливался потом.

Тхунтхуния: Узнаю-ка я его имя. Братец! Куда ты идешь? И как тебя звать?


Крестьянин 3:  Я несу вещи моему хозяину. А зовут меня Лакшман.  (уходит)


Автор : Сказал человек и пошел своей дорогой, а Тхунтхуния так и остался стоять, разинув рот, а потом стал раздумывать.

 Тхунтхуния: Владыка Лакшман победил и уничтожил самых страшных и злых  демонов,– размышлял он. – А человек, которого нарекли его именем, таскает на себе всякие грузы, словно осел. Нет, ни к чему мне брать это имя». (поет)
Амарнатх, хоть он «бессмертный»,
А скончался, как и все;
И «богач» Дханпат, голодный,
Ищет зерна на гумне;
Изнывая от натуги,
Тащит Лакшман тяжкий груз,–
Я Тхунтхунией останусь,
Как с рождения зовусь.

Автор : Дальше Тхунтхуния не пошел – вернулся домой. Дома жена спросила, какое имя он себе выбрал. Рассказал ей Тхунтхуния, что видел в дороге, и жена все поняла. Больше они о его имени не спорили.

- Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Продолжение  рубрики: «Знаете ли вы, что...» (Слайд 8)

- Наука о собственных именах называется ономастикой. От греческого «онома» - имя , в некоторых странах существует обычай, если кто-нибудь берет  что-то в долг, то оставляет  в залог свое имя. И до тех пор, пока долг не будет возвращен, этот человек остается безымянным.

- Один бельгиец дал своему новорожденному сыну 20 имен, это были фамилии игроков местной футбольной команды, ее основного и запасного состава.

- В Ливерпуле один папа дал своей дочери имена на все буквы алфавита, а в школе ее называли Алфавит.

- Если бы вы жили в Дании и были бы богатыми, то могли бы покупать себе новую фамилию хоть каждый день. Стоит только дать заказ и вам подберут новую фамилию, а может и сочинят ее. Лишь бы вы заплатили 100 крон.

_ Среди имен есть, имена очень редкие, а есть и те, которые встречаются уж очень часто.

 - Какое имя самое распространенное среди учеников нашего класса?

 - А какое имя самое распространенное в мире? (Анна)

- Вот в одном из первых классов оказалось очень много девочек с именем Таня. Вот послушайте стихотворение «Восемь Тань»

 Ученик. В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках:

Эта маленького роста,

Та высокая в очках.

Таня - темные реснички,

Таня – русые косички

Челка черная у той

У другой как у лисички

Хвостик ярко золотой,

Есть румяная Танюшка,

Как снегирь в лесу зимой,

И как звездочки, веснушки

У последней – у восьмой.

 - А как еще можно различить этих девочек? (по фамилии)

По фамилии в журнале

Их сегодня вызывали

и фамилии подруг

услыхали все вокруг.

С челкой Таня Королькова

С рыжим хвостиком Петрова

А с косичками – она

Это Таня Кузьмина.

- Как называют людей, у которых одинаковая фамилия?

 -Есть ли у нас тезки? Однофамильцы?

   Что в глазах ненастенько

   Дождики косые,

   Ася, Стася, Настенька,

   дочь Анастасия?

                    Просто жизнь фантастика

                Трех матрех вместила

Ася, Стася, Настенька,

                   Все -  Анастасия!

- В заключении нашего классного часа игры, конкурсы, загадки.

  1. КТО «БОЛЬШЕ»

а) 2 девочки идут навстречу зрителям и называют мужские имена на каждый шаг, затем 2 мальчика – женские имена.

б) Назвать растения, которые носят человеческие имена.

    2. Ребусы придумали дети с именами « Какое имя зашифровано?»

3.Конкурс  «Кто больше назовет песен, в которых встречались бы имена женские или мужские. Сказочные или фантастические. И спеть несколько строк.

И в заключении загадка.

 

«Что человек получает с рождением,

Всю жизнь носит, а когда умирает

Оно остается жить? (имя)

А сделать ваше имя добрым и значащим могут только ваши добрые дела, поступки, мысли.

Литература.

  1. Ю.А.Водопьянова Устный лингвистический  журнал « Что в имени тебе моем?...» , журнал «Русский язык» №1\2006г.
  2. Н.М. Божко « Родной язык в «реке времени», Волгоград, 2006г.
  3. А.А.Бобров « Имя – судьба» , Москва, 1993г.
  4. А.В.Суслова, А.В.Суперанская « О русских именах», Лениздат, 1999г.
  5. М.В.Горбаневский « В мире имен и названий», Москва, 1987г.
  6. Б.О.Унбегаун « Русские фамилии», Москва, 1989г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа "Что в имени твоем?"

Конкурсная программа для лагеря....

Что в имени твоем, Байкал!

Открытый урок по Байкаловедению...

"Что в имени твоем"

"Что в имени твоем" Познавательно-конкурсное мероприятие...

сценарий речевого праздника "Именем твоим..." для учащихся 1-ых классов школы II вида

Сценарий речевого праздника с элементами творческой деятельности, посвящённый празднованию Дня матери в России....

Классный час на тему "Твой путь - твой выбор"

Классный час о выборе профессии....

Классный час на тему "Твое здоровье - в твоих руках"

У обучающихся формируются  представления о здоровом образе жизни. Ребята учатся использовать изученный материал в своей жизни. Происходит развитие творческих способностей, памяти и внимания....

Классный час на тему "Твое сердце - в твоих руках"

Конспект классного часа «Твое сердце - в твоих руках» с презентацией. Назначение: материал может быть использован для тематических бесед, а также во внеклассной деятельности. Цел...