Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание частей слова».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мишина Юлия Олеговна

Русский язык, урок во 2 классе , тема: "Правописание частей слова". Цель урока:  формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний и действий на основе их переноса в новые условия в ситуации неопределенности.Основные ресурсы: программа "Русский язык" автор Иванов С.В..; учебник "Русский язык" 2 класс, автор Иванов С.В.. (УМК "Начальная школа 21 века").

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Правописание частей слова».

Технологическая карта урока

Учитель:

Мишина Юлия Олеговна

Класс:

2

Предмет:

Русский язык

Автор:

Иванов С.В. УМК «Начальная школа  XXI века»

Тип урока: 

Повторение изучаемого материала

Форма организации  урока:  

Урок – путешествие

Цель урока:

Формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний и действий на основе их переноса в новые условия в ситуации неопределенности.

Задачи урока:

1.Организовать орфографический тренинг в написании корней слов, приставок и суффиксов;

2.Учить обнаруживать в слове орфограмму и определять часть слова, в  которой она находится.

Ресурсы:

Интерактивный комплекс,  ноутбук учителя;

Программа «Русский язык» Иванов С.В., УМК «Начальная школа  XXI века»;

Карточки с заданиями,  индивидуальные листы «Мои успехи на уроке», словари учащихся.

Форма организации обучения:

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Технологии:

Деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, игровые,

информационно- коммуникативные, здоровьесберегающие, , личностно-ориентированные.

Основные понятия:

Орфограммы корня, орфограммы приставок, орфограммы суффиксов.

Планируемые результаты:

Предметные: умение  обнаруживать в слове орфограмму и определять часть слова, в

                         которой она  находится;

                         умение  определять вид орфограммы и применять орфографическое

                         правило;

                     организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов;

Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности;

                        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

Метапредметные :

Регулятивные: умение определять и сохранять цель;

                          принимать установленные правила в планировании и контроле;

                          в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы

                          решения учебной задачи;

                                    развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки.

         Познавательные: освоение способов работы с учебной книгой, словарём;

                                        умение сравнивать, делать выводы;

         Коммуникативные: умение работать в парах, вести диалог.

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание частей слова».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Контроль  за организацией рабочего места.

-Прозвенел звонок – начинаем наш урок русского языка. Сегодня к нам пришли гости – ваши родители. Поприветствуем их.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов.

-Вспомните девиз предыдущего урока. Возьмитесь за руки и проговорите его (плакат на доске).

Организация рабочего места.

Приветствие родителей.

Эмоциональный настрой на урок.

Принятие девиза урока:

«Мир освещается солнцем, а  человек – знанием».

Л: самоопределение, саморегуляция;

 принятие образа «хорошего

 ученика».

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: уметь организовать свое рабочее пространство.

  1. Актуализация знаний. Постановка  учебной задачи.

-Сегодня у нас необычный урок. Вы совершите путешествие в одну большую страну русского языка, которая называется «Части слова». Мы будем делать остановки в разных городах. А вот в каких, вы скажете сами, если вспомните названия частей слова.

-Кто сформулирует тему нашего урока?

(слайд1)

-Какую же цель поставит каждый себе на урок?

-К какому блоку мы отнесем наш урок?

-Какая цель  уроков этого блока?

-Корень, приставка, суффикс, окончание.

-«Правописание частей слова».

-Повторить изученные орфограммы в разных частях слова, подготовиться к контрольной работе.

-К блоку «Правописание»

-Научиться грамотному,безошибочному письму.

Л: Сотрудничество, взаимодействие, мотивация учебной деятельности.

Пр: Называть  изученные части слов.

П: Классифицировать по заданным критериям. Использовать знаково – символические средства для решения познавательных задач. Самостоятельно формулировать познавательную цель.

Р: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

К: Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

  1. Словарно-орфографическая работа.

-Вы согласны со мной, что путешествуют люди на каком – нибудь транспорте? А на чем мы отправимся в путешествие?

На этот вопрос вы сможете ответить сами, если справитесь с заданием.

-Возьмите карточку №1: зачеркните буквы, с которых не могут начинаться слова в русском языке.

-Какое слово получилось?  (слайд 2)

-Верно. На нем мы и отправимся в путешествие.

-Что вы можете сказать об этом слове?

-Какое языковое явление мы наблюдаем в этом слове?

-Проверить сможем?

-Сейчас мы вспомним еще несколько словарных слов, в которых есть такое же языковое явление.

-Откройте тетради. Запишем число, классная работа.

Словарный диктант.

-Взаимопроверка диктанта:

поменяйтесь тетрадями, откройте словарики;

проверьте правильность написания слов;

поставьте оценку друг другу;

поменяйтесь тетрадями. Кто не согласен?

-У вас на парте лежит индивидуальный лист «Мои успехи на уроке». Сюда вы будете заносить результаты своей работы на уроке. Найдите строку «Словарный диктант, поставьте свою оценку.

-Поднимите руки, у кого «5», «4», «3».

-Сформулируйте для себя индивидуальное домашнее задание.

Работа по карточке №1.

Автобус.

Оно словарное.

Оглушение звонкого согласного звука перед глухим.

Нет.

Открывают тетради.

Запись под диктовку словарных слов: Автобус, завтра, космонавт, автомобиль, завтрак.

Осуществляют взаимопроверку правильности написания слов.

Взаимооценивание.

Работа с листом «Мои успехи на уроке».

Постановка  новой учебной  задачи (индивидуально).

Л: Самооценка. Определение границ и причин  своего знания и «незнания».

Пр: Знание словарных слов.

Уметь объяснять правописание  словарных слов.

П: Контроль и оценка процесса и результата деятельности

Р: контроль и коррекция  знаний. Постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем.

К: осуществлять взаимный контроль. Формулировать свои затруднения. Умение строить монологическое высказывание.

  1. Повторяем орфограммы корня слова.

-Мы продолжаем наше путешествие и остановимся в городе, название которого совпадает с названием главной, значимой части слова.

-Вспомним все изученные орфограммы корня.

(слайд 3)

-Проверим ваши знания о правописании орфограмм корня.

-Возьмите карточку №2: вставьте (где нужно) пропущенную букву, устно подобрав проверочные слова.

Организация  самостоятельной работы учащихся.

Трое детей работают  у интерактивной доски.

-Самопроверка: сверьте с образцом на доске.

-Самооценка: поставьте кружок соответствующего цвета в ваш Лист успехов на уроке.

-Сформулируйте для себя индивидуальное домашнее задание.

«Корень слова»

Безударные гласные, парные согласные по звонкости – глухости, непроизносимые согласные.

Учащиеся работают самостоятельно по карточке №2.

3 учащихся работают у интерактивной доски.

Самопроверка  - сверка с образцом на доске.

Самооценка - работа с листом «Мои успехи на уроке»

Постановка  новой учебной  задачи (индивидуально).

Л: Самооценка.

Определение границ и причин своего знания и «незнания»

Пр: Знание орфограмм корня слова. Уметь видеть орфограмму в корне слова.

Уметь объяснять правописание орфограмм.

Уметь подбирать проверочные слова.

П: Уметь классифицировать по заданным критериям, обобщить, рассуждать.

Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Р: Формулировать и удерживать учебную задачу.

Планирование. Контроль.

Коррекция.

К: Строить монологическое высказывание.  Слушать мнение других.

Формулировать свои затруднения. Предлагать помощь и сотрудничество.

  1. Повторяем правописание приставок.

Продолжаем наше путешествие.

-Название второго города совпадает с названием части слова, стоящей перед корнем.

(слайд 4)

-Вспомните наиболее опасные в написании приставки.

-Проверим ваши знания о правописании приставок. Возьмите карточку №3: вставьте в приставку либо гласную о, либо а. Выделите приставки.

Организация  самостоятельной работы учащихся.

Двое детей работают  у интерактивной доски.

-Самопроверка: сверьте с образцом на доске.

-Самооценка: поставьте кружок соответствующего цвета в ваш Лист успехов на уроке.

-Сформулируйте для себя индивидуальное домашнее задание.

«Приставка».

С гласной о, с гласной а.

Учащиеся работают самостоятельно по карточке №3.

2 учащихся работают у интерактивной доски.

Самопроверка  - сверка с образцом на доске.

Самооценка - работа с листом «Мои успехи на уроке»

Постановка  новой учебной  задачи (индивидуально).

Л: Самооценка.

Определение границ и причин  своего знания и «незнания».

Пр: Знание орфограмм  приставок. Уметь видеть орфограмму в приставке.

Уметь объяснять правописание орфограмм в приставках.

П: Уметь классифицировать по заданным критериям, обобщить, рассуждать.

Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Р: Формулировать и удерживать учебную задачу.

Планирование.  Контроль.

Коррекция.

К: Строить монологическое высказывание. Слушать мнение других.

Формулировать свои затруднения. Предлагать помощь и сотрудничество.

  1. Физкультурная пауза. Глазная гимнастика «Солнышко».

Организация физ. минутки с помощью интерактивного оборудования.

Проводят гимнастику для глаз стоя.

Л: Установка на здоровый образ жизни.

  1. Повторяем правописание суффиксов.

Продолжаем наше путешествие.

-Название третьего города совпадает с названием части слова, стоящей после корня.

(слайд 5)

-Вспомните наиболее опасные в написании суффиксы.

-Какое значение придают эти суффиксы словам?

-Проверим ваши знания о правописании  суффиксов. Возьмите карточку №4:

1) запишите названия детенышей животных;

2) образуй слова с  уменьшительно – ласкательным значением. Выделите  суффиксы.

Организация  самостоятельной работы учащихся.

Двое детей работают  у интерактивной доски.

-Самопроверка: сверьте с образцом на доске.

-Самооценка: поставьте кружок соответствующего цвета в ваш Лист успехов на уроке.

-Сформулируйте для себя индивидуальное домашнее задание.

«Суффикс».

-ек, -ик, -онок, -енок

Уменьшительно – ласкательное, образуют  названия детенышей животных.

Учащиеся работают самостоятельно по карточке №4.

2 учащихся работают у интерактивной доски.

Самопроверка  - сверка с образцом на доске.

Самооценка - работа с листом «Мои успехи на уроке»

Постановка  новой учебной  задачи (индивидуально).

Л: Самооценка.

Определение границ и причин  своего знания и «незнания».

Пр: Знание орфограмм  суффиксов. Уметь видеть орфограмму в  суффиксе.

Уметь объяснять правописание орфограмм в суффиксах.

П: Уметь классифицировать по заданным критериям, обобщить, рассуждать.

Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Р: Формулировать и удерживать учебную задачу.

Планирование.  Контроль.

Коррекция.

К: Строить монологическое высказывание. Слушать мнение других.

Формулировать свои затруднения. Предлагать помощь и сотрудничество.

  1. «Окончание»

Продолжаем наше путешествие.

-Название четвертого города совпадает с названием последней части слова.

-Какую работу выполняет окончание в словах?

-Молодцы, ребята, вы  показали хорошие знания по правописанию частей слова. Я думаю, что вы так же хорошо справитесь с самым сложным заданием урока.

Организация работы в группах. Орфо-графический тренинг в написании корней слов, приставок и суффиксов.

-Возьмите карточку №5: исправьте ошибки, допущенные учеником.

Организация проверки (фронтально).

-Оцените свой вклад в работу группы с помощью фишки соответствующего цвета.

«Окончание»

Служит для связи слов в предложении.

Работа в группах по карточке №5.

Проверка  правильности написания слов с изученными орфограммами.

Комментирование ошибок, допущенных учеником.

 Самооценка  - работа с листом «Мои успехи на уроке»

Л: Взаимопомощь.

Ответственность.

Самооценка.

Определение границ и причин  своего знания и «незнания».

Пр: Знание орфограмм корня слова, приставок и суффиксов. Уметь видеть орфограмму в разных частях слова. Уметь объяснять правописание орфограмм.

Уметь подбирать проверочные слова.

П: Удовлетворение познавательных интересов.

Р: Способность адекватно судить о причинах своего успеха или «неуспеха» в учении.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог нашей работе.

-Чем мы занимались на уроке?

-Какие задания выполняли?

-Какое задание вам показалось самым интересным?

-Какое задание было самым трудным?

Посмотрите еще раз на свои Листы успеха  на уроке. Определите для себя, написание каких орфограмм вам надо еще раз повторить?

Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке (закрасьте последний кружок в Листе успеха).

Поблагодарите друг друга за помощь в работе.

Спасибо вам за работу. Путешествие окончено.

Ответы учащихся.

П: Удовлетворение познавательных интересов.

Контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Р: Способность адекватно судить о причинах своего успеха или «неуспеха» в учении.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Урок русского языка в3 классе по теме "Правописание непроизносимых согласных в словах".

Урок проведен с использованием образовательных технологий: проблемное обучение, технология сотрудничества, технология развития критического мышления ( знаю, узнал)....

Тест по русскому языку 3 класс по теме " Правописание частей слова"

Тест по русскому языку 3 класс  по теме " Правописание частей слова "...

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Тестовая работа по русскому языку 3 класс по теме " Правописание частей слова" по программе " Школа России"

Тестовая работа по русскому языку для 3 класса по теме " Правописание  частей слова" по программе " Школа России"...