«Значение, употребление и написание приставок» («Словесный конструктор»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Исмаилова Наталья Николаевна

Я показываю конструктор.

-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)

-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашему уроку? Мы играть в него будем на уроке? (…)

-Я предлагаю поиграть вам сегодня  в словесный конструктор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnyy_konstruktor.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

во 2 А  классе.

Тема: «Значение, употребление и написание приставок»

(«Словесный конструктор»)

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Осознать и систематизировать определённый круг приставок.

Задачи:

 - выявить  значение приставок

- запомнить написание приставок

- тренировать в осознанном и правильном употреблении приставок.

УУД, формируемые на данном занятии:

- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо;

- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

средства формирования

организация на занятии

работа в паре

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • осуществлять поиск информации
  • обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Ресурсы урока:

1. Интерактивная доска (необходимый подбор слайдов выполнен учителем)

2.Раздаточный материал для наблюдений, выводов, практической работы, оценки.

1. организационный момент

2. Актуализация знаний

-  Повторим части слова.  Закончите предложения.

Корень слова –  это…                                                                                             Слова с одним и  тем же корнем называются ….                                            Суффикс- это …                                                                                                   Суффикс пишется ….                                                                                            Суффиксы образуют ….                                                                              Приставка стоит ….                                                                                          Приставки образуют…                                                                                          Приставка пишется со словом …

Фронтальная работа Таблица «Состав слова»

Фронт.работа.

4. Введение темы и постановка целей урока

  Я показываю конструктор.

-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)

-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашему уроку? Мы играть в него будем на уроке? (…)

-Я предлагаю поиграть вам сегодня  в словесный конструктор.

-Чтобы  точно определить тему и цели урока, я предлагаю вам отгадать загадки:

1.Мы преставимся всегда Лишь к началу слова.

  И меняем без труда Смысл его на новый.

  В речи – очень много нас: У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.

  И еще другие есть, Всех нас трудно перечесть.

  И запомните, друзья, В языке без нас нельзя!

           Ответ: Приставки

 

  2. В словах «отдал», «вошел», «подставка»

      Перед корнем пишется...

             Ответ: Приставка

 

      3.Перед корнем подставляем

      Эту часть как называем? 

              Ответ: Приставка

-Чему будем учиться сегодня? Какие цели поставите?

(Подставлять приставки- т.е.употребление, получать новые слова – т.е.значение, как писать приставки,  – т.е. запоминать написание)

-С целями определились. Какой план работы нашего урока вы предложите по изучению темы? ... (узнать, какие есть приставки, как их писать, тренироваться, выполнять задания, наблюдать, как изменяется значение слова, к каждому ли слову можно подставить приставку и т. д.)

Работа в паре.

Значение, употребление и написание приставок.

Планирование детьми работы.

5. Реализация целей.

А) Чтение сказки (Тычинская Ксения).

                          Сказка о приставках.

   Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – приставки.                                                                    Однажды на большом совете к приставкам обратились с такой просьбой:                 -Уважаемые приставки, мы много слышали о ваших способностях. Не могли бы вы рассказать нам о них?                                                                            - С огромным удовольствием, - хором ответили приставки и показали зрителям следующее:                                                                                                           -Итак, слушайте. Возьмём, к примеру, слово ИГРАТЬ. Ведь это совсем не то, что ВЫИГРАТЬ, и уж конечно, не то, что ПРОИГРАТЬ!                      А НАПИСАТЬ самой – это вам не СПИСАТЬ у кого-нибудь и не ПЕРЕПИСАТЬ из книжки,  не ЗАПИСАТЬ и не ВЫПИСАТЬ!                      И всё это благодаря нам, приставкам!

-О каких же своих способностях рассказали приставки?

(образование новых слов, придают слову новое значение)

-Какие приставки в каких словах прозвучали?

Выступление ученика.

Б) Наблюдения, выводы

Наблюдение 1.

Упр.517: В паре друг другу прочитайте слова, которые получатся путём подстановки  приставок, понаблюдайте, как приставки меняют значение слов и понаблюдайте за звучанием приставок!

-За какими буквами в приставках вы наблюдали? (за теми, которые выделены синим цветом)

Каждая пара «отвечает» за свою приставку:

-Что заметили?

Дети отвечают по алгоритму:

-называют слово

-в приставке есть орфограмма б/уд гласного, т.к.   …

-в приставке есть орфограмма парн.согл., т.к. здесь парный согл. перед парн.согл.

В другой семье слов нет орфограммы парн.согл., т.к. идёт сонорный

-Запишите  5-6 слов любой семьи, выделите приставки и орфограммы в них.

-Какая часть слова делает все слова похожими? (корень) Покажите корни.

-Какая часть придаёт слову своё, новое значение? (приставка)

-Какая корневая орфограмма есть в каждой семье слов? Покажите её.

Слайд: работа в паре.

Выступление пары – «защита».

Работа в тетради.

Наблюдение 2.

с.109 Работа с предложением

Мы   ...ключим свет.

-А теперь выберите приставки, которые можно употребить с корнем -ключ-

Прочитайте друг другу предложения, которые у вас получатся, и опять наблюдайте за звучанием приставок!

На что просят вас обратить внимание? (ударение)

Каждая пара «отвечает» за свою приставку:

-Что заметили?

-Есть ли орфограммы безударных гласных? (да) Докажите.

А парных согласных? (да) Почему? (т.к.парный согл. перед парн. согл.)

-Все ли приставки подошли? Почему?

-Сделайте вывод о написании приставок. Можно ли писать их так, как слышишь?

Вывод: как бы приставки ни звучали, они пишутся одинаково.

 (Правило о написании приставок, с.110)

Работа в паре.

Выступление пары – «защита»

Сообщение ученика.

Физминутка

- Я буду называть приставки, а вы подумайте, какие действия можно совершить: по- (потянуться, подышать, помахать, покрутиться)

                       при- ( присесть)

                       на- (наклониться)

В) Игра «Ромашка»

Пользуясь таблицей, образуйте как можно больше новых слов, подставляя приставки, и запишите в тетрадь.  Выделите приставки.

  В центре ромашки – слово ГОВОРИТЬ. На лепестках  записаны приставки  (про, на, вы, за, от, по, пере, под,  об, у, до, при).

Работа в паре.

- Какие составили  слова? Молодцы!

Для учителя:

1. Приговорить – вынести кому-либо приговор, назначить наказание.

2. Заговорить – а). утомить многословными разговорами

                              б). заколдовать

                              в). начать говорить

3. Оговорить – а). оклеветать

                             б). заранее условиться о чём-то

4. обговорить - обсудить

                           

Таблица   с ромашкой.

Г) Внимание! Сложное задание!

- Применив знания, полученные на уроке, замените одним словом с приставкой:

Например: начал говорить – заговорил

                     закончил движение – пришёл, приехал

Запись слов в тетрадь.
Пропустить урок  (прогулять) .
Прикрепить пуговицу с помощью нитки и иголки   (пришить) .
Отделить ножницами часть ткани   (отрезать). 
Сменить место жительство   (переехать) .
Проглотить таблетку с водой   (запить).                                                          Перестал цвести (отцвёл).                                                                                      Закончил читать  (прочитал).

Кому удалось записать все слова?

Проверка по доске. Учащиеся выходят к доске, выделяют в словах корень и приставку, вставляют буквы в приставки.

-Давайте вместе откроем секрет: в течение урока вы работали со многими словами. К какой группе они относятся? Что называют? (действия)

Вывод: в русском языке с помощью приставок чаще всего образуются слова, называющие действия.

Индивидуальная работа в тетради

6. Подведение итогов конференции.

Взаимооценка, самооценка.

-Вернёмся к целям нашего урока

Узнал новое:                                                                                                                       О значении приставок…                                                                                                      О написании приставок …                                                                                               Об употреблении приставок…

Было особенно интересно …                                                                                                      Было сложно …

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Цветной  кружок на полях тетради)                                                                                                                  -Всем спасибо за урок.

7. Домашнее задание.Упр. 520


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Употребление и написание слов с приставками (закрепление)» 3 класс

Данный урок используется в программе "Планета знаний" , является последним уроком по теме «Употребление и написание слов с приставками»; на уроке используются активные формы организации деятельн...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений"

Паспорт урока  русского языка в  4 классе.  Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка «Написание приставок раз-/рас-» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

в своей творческой разработке я представляю урок русского языка по теме "Написание приставок раз/рас"....

Урок русского языка в 3 классе по теме: Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне.

Дети совершенствуют навык правописания безударных гласных в корнях и приставках....

Значение, употребление и написание суффиксов 2 класс Гармония

Значение, употребление и написание суффиксов...

Презентация по русскому языку "Упражнения в написании приставок и безударных гласных в корне"

В презентации даны упражнения по формированию навыка правописания приставок и безударных гласных в корне...

Тренажёр по русскому языку "Слитное и раздельное написание приставок и предлогов"

Тренажёр по русскому языку "Слитное и раздельное написание приставок и предлогов"...