Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Шавульская Евгения Сергеевна

Разработка урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Тема:  Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.

Цели: актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слово по лексическому значению.

Этапы

Характеристика деятельности учащихся

УУД

I        Организационный момент

 Познавательные УУД:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Регулятивные УУД:

 -самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

-осуществлять само и взаимопроверку работ.

Коммуникативные УУД:            

 -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

II. Актуализация опорных знаний

Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 40).

III. Самоопределение к деятельности

—  Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.

—  Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.

—  Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать.

—  Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый — учтивый.)

—  Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.)

Русский учёный В. И. Даль сказал: «Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»

—  Как вы понимаете эти слова?

—  Почему слово обладает этим даром?

—  О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)

 IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 42).

—  Прочитайте высказывания.

—  Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?

—  Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?

Упр. 58 (с. 41).—  Рассмотрите рисунки.

—  Объясните лексическое значение слов - названий предметов. (При возникновении затруднений учащиеся обращаются к толковому словарю.)

—  Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь - прибор для управления курсором на компьютере.)

—  В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)

—  Выполните письменное задание к упражнению.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

—  Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

—  Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)

—  Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.)

—  Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.)

-  В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)

-  Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, СИ. Ожегова.)

Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

Упр. 59 (с. 43).(Работа в парах. Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)

Упр. 60 (с. 43).-  Прочитайте выразительно четверостишие.

-  Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём.

-  Составьте предложение с этим словом.

-  Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.

-  Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.)

-  Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44.

-  Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

-  Объясните по словарю значение слова картотека. (Систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.)

-  Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке.

-  Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог.

-  Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Составленный в определённом порядке перечень книг.)

-  Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.)

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

-  Выполните письменное задание к упражнению.

(Далее работа в парах — составление устного рассказа на выбранную тему.)

VII. Подведение итогов урока

Оцените свою работу на уроке.

IX. Рефлексия

Что такое лексическое значение слова?

- Где можно узнать лексическое значение слова?

—  Какие слова называются многозначными?

Домашнее задание

Упр. 61 (с. 43).