Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Дата:
Тема: Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Цели: актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слово по лексическому значению.
Этапы | Характеристика деятельности учащихся | УУД |
I Организационный момент | Познавательные УУД: -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Регулятивные УУД: -самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; -осуществлять само и взаимопроверку работ. Коммуникативные УУД: -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. -соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. | |
II. Актуализация опорных знаний | Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 40). | |
III. Самоопределение к деятельности | — Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать. — Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся. — Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать. — Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый — учтивый.) — Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.) Русский учёный В. И. Даль сказал: «Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» — Как вы понимаете эти слова? — Почему слово обладает этим даром? — О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.) | |
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику | Упр. 57 (с. 42). — Прочитайте высказывания. — Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького? — Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского? Упр. 58 (с. 41).— Рассмотрите рисунки. — Объясните лексическое значение слов - названий предметов. (При возникновении затруднений учащиеся обращаются к толковому словарю.) — Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь - прибор для управления курсором на компьютере.) — В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.) — Выполните письменное задание к упражнению. (На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.) — Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». — Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.) — Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.) — Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.) - В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.) - Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, СИ. Ожегова.) | |
Физкультминутка | ||
VII. Работа по новой теме | Упр. 59 (с. 43).(Работа в парах. Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.) Упр. 60 (с. 43).- Прочитайте выразительно четверостишие. - Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём. - Составьте предложение с этим словом. - Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово. - Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.) - Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44. - Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.) - Объясните по словарю значение слова картотека. (Систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.) - Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке. - Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог. - Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Составленный в определённом порядке перечень книг.) - Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.) (На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.) - Выполните письменное задание к упражнению. (Далее работа в парах — составление устного рассказа на выбранную тему.) | |
VII. Подведение итогов урока | Оцените свою работу на уроке. | |
IX. Рефлексия | Что такое лексическое значение слова? - Где можно узнать лексическое значение слова? — Какие слова называются многозначными? | |
Домашнее задание | Упр. 61 (с. 43). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова"
УМК "Перспективная начальная школа"....
Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»
Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи, по данной теме...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...
Урок русского языка в 3 классе «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»
Урок русского языка (УМК «Перспективная начальная школа»,3 класс) по теме «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова». Урок изучение нового, поможет организов...
- Мне нравится (1)