Качества хорошей речи. Речевой этикет. Основные правила общения
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Зобова Елена Васильевна

Урок развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_rus.yaz_.docx251.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Качества хорошей речи. Речевой этикет. Основные правила общения.

Цели:

-образовательная: дать учащимся общее представление о речевом этикете, о качествах хорошей речи; обучать грамотному общению в зависимости от ситуации; формировать культуру речи, учитывая место и цели общения;

-развивающая: расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

-воспитательная: воспитывать личность, способную убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: учебник, учебные тексты, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют общее представление о речевом этикете, о качествах хорошей речи; знают основные составляющие ситуации общения, виды речевой деятельности, формы речи, качества хорошей речи, речевой этикет; знают и понимают основные правила общения.                                                            

                                                 Наша речь -важнейшая часть не только

                                                нашего поведения, но и нашей души, ума.

                                                                      Д.С.Лихачёв

Ход урок

I.Организационный этап  

II.Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания (выборочно)

2.Выполнение интерактивного упражнения «Закончи предложение»

-Из всех способов общения между людьми самый главный-…(словесный)

-Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся…(устной формой речи)

-Когда мы пишем и читаем, пользуемся…(письменной формой речи)

III.Мотивация учебной деятельности. Ознакомления с темой и целью урока.

Обращение учителя к детям.

-Мы с вами живём в противоречивом мире. С одной стороны –это мир новейших достижений техники, мир  новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, можно свободно путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны- это мир, в котором происходит снижение уровня речевой культуры. Так, мы часто слышим неправильные ударения  в речи дикторов ,грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем  некорректное речевое  поведение  в самых различных сферах общения.

Речевые нормы общения требуют от нас бережного и внимательного отношения к слову. Не секрет, что иногда нарушение этих норм может иметь самые негативные последствия.(Обращение  к эпиграфу урока ). Вся наша жизнь проходит в общении, и цель нашего урока- приобретение таких знаний и умений , которые помогут нам в любой ситуации речевого общения чувствовать себя комфортно. Мы общаемся, воздействуя речью на мысли и чувства окружающих, отстаивая свою точку зрения, считаясь с мнением других ,соблюдая этические нормы, используя законы общения.

IV.Работа над культурой и развитием речи учащихся.

1.Объяснение учителя

-Помните строки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина:

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали?

А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке можно судить по его речи. Очень важным является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.

2.Словарная работа: запись на доске и в тетрадях (с пояснением учителя)

  • Этикет (от фр. etiguette - этикетка, надпись) -нормы и правила поведения людей в обществе. Традиционно принято считать ,что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция.
  • Речевой этикет-система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

  • Тактичность - этическая норма, требующая от говорящего понимать  собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться для того неприятными. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.
  • Доброжелательность-свойство характера и поведения, состоящее в добром отношении к людям.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

3.Коллективное ознакомление со схемой «Качества хорошей речи»

написать на доске

http://900igr.net/up/datas/182079/024.jpg

4.Практическая работа с языковым материалом с выполнением дополнительного задания.

Задание №1

Прочитайте фрагмент предисловия к книге  А.Г. Балакая «Доброе слово. Словарь-справочник русского речевого этикета».Какова основная мысль этого отрывка? Какая информация, по-вашему ,содержится в словаре А.Г.Балакая?

Речевой этикет понимается как система языковых знаков и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками в соответствии с речевой ситуацией: здравствуйте, здорово живёте, моё почтение, позвольте; имею честь заявить; добро пожаловать, милости просим, приятного аппетита, хлеб да соль, Бог помочь; спасибо, благодарю вас, будьте здоровы, до новых встреч, пока и т.п.

Речевой этикет - универсальное языковое явление, присущее всем народам мира.

Задание №2

Назовите как можно больше этикетных слов русского языка. Как часто вы их используете и в каких речевых ситуациях?

5.Выполнение интерактивного упражнения

Задание

 Прочитайте отрывок из книги «Домострой».Она была написана в 16 веке и представляла собой свод правил и наставлений, по которым жила средневековая Русь. Расскажите, как вы поняли содержание этого отрывка.

Докажите, что этот отрывок имеет прямое отношение к вопросу о правилах речевого поведения ,принятого на Руси.

Утешающий добрыми словесами мать свою творит волю Божью и угождающий отцу в благости проживёт. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят. Отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас.

6.Практическая работа «Учимся понимать и строить текст» (раздаточный материал)

Задание

Внимательно прочитайте текст. Объясните его название.

Речевые правила доброжелательности

Обращаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или смысл ,что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чём-то спрашивают, совершают определённые речевые действия. Однако, прежде чем перейти к обмену информацией , необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определённым правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны.

Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на ты, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок…Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой , конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта- ведь без этого деловые отношения невозможны.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом- сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений ,применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения , приветствия ,сочувствия, одобрения и комплимента, просьбы, совета и многое другое. Речевой этикет охватывает собой всё ,что может создать благоприятный климат общения.

(Н. И. Формановская)

-Выпишите из текста незнакомые слова и словосочетания. Пользуясь толковым словарём, объясните их значение.

-Объясните, что называют речевым этикетом.

7.Письмо по памяти.

Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу. Какие из этих советов кажутся вам важными? Перечитайте их несколько раз, а затем запишите по памяти.

-Искренне интересуйтесь другими людьми. Говорите о том, что интересует собеседника.

-Меньше говорите о себе, больше слушайте.

-Не торопитесь навязывать своё мнение.

-Сразу не говорите человеку, что он не прав.

-Разговаривая, старайтесь не размахивать руками и не говорить громче своего собеседника.

-Во время разговора следите за выражением своего лица так же, как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчёркивает уважение к человеку.

-Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор.

8. «Играя -обучаемся !»

Прочитайте стихотворение и объясните его название. Согласны ли вы с этим советом?

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/24/s_59c7d78320ca2/img7.jpg

Попробуйте придумать подобный «совет наоборот», связанный с употреблением в речи известных вам этикетных слов.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

-Речевая культура- один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры ,она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.

VI. Домашнее задание.

Составить (письменно) текст на тему «Вы опоздали на урок», написать Ваши слова и действия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....

Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....

Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

Тема: Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении. Собственные имена.

Цели:1.Научиться правильно употреблять слова «ты»«вы»2.Правильно писать собственные имена....

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении.  Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении....

Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении.

Тема :Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении....