Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Смирнова Наталья Владимировна

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prosba_i_vezhlivyy_otkaz._perenos.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов.

 УМК: «Начальная школа XXI века»

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: С.В. Иванов

Задачи урока: моделировать ситуации речевого общения – просьба и вежливый отказ; повторить правописание словарных слов и правила переноса слов.

Цели урока: 

- учащиеся должны научиться самостоятельно выражать просьбу и отказ, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем;

- учащиеся должны знать правила переноса слов и правила написания словарных слов.

Метапредметные задачи.

Регулятивные УУД – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные УУД -  общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД -  действие смыслообразования, содействие формированию положительного отношения к учебной деятельности, формирование представления о здоровьесберегающем  поведении.

Планируемые результаты: анализировать приведенные в тексте ситуации общения; формулировать правила речевого поведения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения заданий.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

         Тетрадь правильно кладу,
        Ручку правильно держу.
        За посадкою слежу.
        С чистотою я дружу,
        На “отлично” напишу!

С каким настроением вы пришли сегодня на урок, что вы чувствуете?

Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

         2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности.

Давайте вспомним, какие речевые ситуации мы с вами уже рассматривали?

(Приглашение на экскурсию, обсуждение выбора, обсуждение интересов, учились договариваться, когда интересы не совпадают.)

Правильно,  а теперь давайте посмотрим, чему мы сегодня будем учиться.

        3. Постановка учебной задачи.

Прочитайте разговор  двух мальчиков. Учебник с. 91 упр.1

- Витя, ты уже прочитал эту книгу?

- Да, конечно! Интересная книга, я прочитал её очень быстро. Если хочешь, я могу её тебе дать.

Витя сам предлагает книгу? (да)

А как можно попросить книгу, которую хочешь прочитать?

О чем будем говорить на уроке?

     Чему научимся?

4. Открытие нового знания.

А сейчас переверните страницу в учебнике, давайте рассмотрим варианты, которые нам предлагает учебник.

Объясните свой выбор.

  • Не мог бы ты дать мне почитать эту книгу?
  • Дай мне эту книгу.
  • Дай мне, пожалуйста, эту книгу.
  • Ну-ка, дай книжку!
  • Можешь ты мне дать эту книжку?

Ребята, какие книги вы можете посоветовать прочитать своим друзьям? Что вы при этом скажите?

Опорные слова

                … потому что…

                … тогда вы узнаете, что…

                  … когда я читал эту книгу…

5 Чистописание

Ребята, послушайте загадку:

        В воде мы живём,
        Без воды пропадём.(Рыба)

Какую картинку нам предстоит с вами сегодня дорисовать?

Откройте рабочие тетради на с 3, найдите урок 28-29, упр 1.

Что нам поможет дорисовать картинки? (первая картинка)

        Работа по учебнику с. 92 упр 2.

Прочитайте задание.

Представь, что у тебя попросили книгу, но ты не можешь её дать. Как вежливо отказать?

Опорные слова

К сожалению…

       Извини, пожалуйста, но…

(но я уже отдал эту книгу Маше. Я уже вернул её в библиотеку.  Я её ещё не дочитал. Сначала я дам её Игорю, потому что он попросил первый.   И тд.)

 О чем мы с вами сегодня говорим на уроке? Чему учимся? (просьба и отказ)

Физминутка

                Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

        6. Первичное закрепление.

Словарная работа

Давайте вспомним написание словарных слов?

Что я сейчас сделала?(просьба)

Вы мне откажите или нет?(нет)

Работа в парах.

Д..рога,  адр..с, Р..с..ия, с..бака, М.. сква,  р..бята, м..дведь.

Взаимопроверка.

Проблемная ситуация

Ребята, а как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (мы перенесём это слово).

Назовите правила переноса слов. (Переносить по слогам, если в середине слова встречается Й, то переносить надо после буквы Й, если в середине слова встречается Ъ или Ь, то переносить надо после этих букв, нельзя оставлять одну букву на строке, нельзя переносить одну букву на другую строку.)

Работа по учебнику. С. 93 упр 4. (стихотворение А. Шибаев «Кака я перенёс слова»

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Е-ДВА

Как получил за это «ДВА».

Укол

Я перенёс:

У-КОЛ

И получил

За это «КОЛ».

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

Теперь,

Наверно,

Будет «ПЯТЬ».

Учитель читает.

Какое правило забыл первоклассник?

Как переносим слова ?

Какие буквы нельзя при переносе отделять от буквы, после которой они стоят? Можно переносить или оставлять одну букву?

7. Самостоятельная работа с проверкой.

1)Рабочая тетрадь с 4 упр. 4.

Распредели слова по столбикам. Запиши.

Слова, которые нельзя переносить

Слова, которые можно перенести

3 слова  разберём  вместе.   Остальное самостоятельно.

        Лось, цве-ток, бу-сы....

Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

 

     2)Рабочая тетрадь с. 6 упр. 6.

Вставь пропущенные слова.

- Катя! Дай мне, _________________, синий карандаш.

-________________, но он сломался. (и т.д.)

СЛОВА_ПОДСКАЗКИ: извини, к сожалению,  пожалуйста, очень жаль.

-

8. Итог урока.

Какая на уроке была проблема?

        (Выразить просьбу или отказ. Правильно переносить слова.)

А для чего нам это нужно в жизни?
Какие правила , мы сегодня на уроке повторили?

9. Рефлексия деятельности

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы :

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....

Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.

Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который  мотивирует деятельность уч...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Мягкий знак-показатель мягкости в конце и в середине слова"

Урок русского языка во 2 классе по совершенствованию умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком....

Речевой этикет. Выражение просьбы и отказав различных ситуациях общения.

Умение выражать просьбу и отказ в различных ситуациях общения необходимо формировать у учащихся. Речевой этикет необыкновенно богат. Он включае огромное количество слов и выражений. Материал будет пол...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...