Речевой этикет. Выражение просьбы и отказав различных ситуациях общения.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Умение выражать просьбу и отказ в различных ситуациях общения необходимо формировать у учащихся. Речевой этикет необыкновенно богат. Он включае огромное количество слов и выражений. Материал будет полезен учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorban_l.i_rechevoy_etiket.docx50.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями по русскому языку.

УМК «Начальная школа XXI века». Русский язык. 1 класс. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова.

Тема: Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи урока: моделировать ситуации речевого общения – просьба и вежливый отказ; повторить правописание словарных слов и правила переноса слов и написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цели урока:

- учащиеся должны научиться самостоятельно выражать просьбу и отказ, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем;

- учащиеся должны знать правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу и правила написания словарных слов.

Метапредметные задачи.

Регулятивные УУД – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные УУД -  общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД -  действие смыслообразования, содействие формированию положительного отношения к учебной деятельности, формирование представления о здоровьесберегающем  поведении.

Планируемые результаты: анализировать приведенные в тексте ситуации общения; формулировать правила речевого поведения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения заданий.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планируемый результат

1. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

 - Ребята, я хочу начать урок с загадки, которую вы должны отгадать:

«Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть тоска ее боится».

(Улыбка).

- Подарим, друг другу улыбку и начнем урок. Сегодня к нам на урок пришли гости.  Улыбнитесь гостям, друг другу, мне.

Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

Начинаем мы урок, он пойдет вам, дети, впрок.

Постараетесь все понять, интересное узнать.

  Руки? – На месте.

Ноги? – На месте.

Локти? – У края.

Спина? – Прямая.

Приветствие друг друга

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные,

коммуникативные

Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.

2.Актуализация знаний

  Слайд 2 -колобок

- Сегодня на урок к нам пришёл ещё один герой. Отгадайте кто он?

Не лежалось на окошке-

Покатился по дорожке.

(рисунок Колобка)

Из какой он сказки?

- Ребята, Колобок катился, катился и прикатился в нашу школу. Он услышал вот такой разговор и приготовил нам задания:

(Инсценировка детей)

Слайд 3 –речевая ситуация

- Витя, ты уже прочитал эту книгу?

- Да, конечно! Интересная книга, я прочитал её очень быстро. Если хочешь, я могу её тебе

Дать.

- Витя сам предлагает книгу, а как можно попросить книгу, которую хочется прочитать?

 А как можно попросить книгу, которую хочешь прочитать?

- Представь, что у тебя попросили книгу, но ты не можешь её дать. Как вежливо отказать?

- О чем будем говорить на уроке? ( … )

Чтение текста по учебнику

Познавательные, регулятивные

Умение структурировать знания,   контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

3.Формулирование темы урока

- Итак, тема урока «Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа».

Кроме этого мы повторим правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.

- Какие учебные задачи ставим сегодня на уроке?

Ответы детей

Обобщает ответы детей

4.Открытие нового знания

Задание 1

В  учебнике на странице 92 и у вас  на листочках , предложены варианты, мы их проработаем в группах.

Работа в группе:

Слайд 4 - как попросить книгу

 1 группа  

выберите наиболее подходящие предложения, чтобы попросить прочитать книгу

 

  • Не мог бы ты дать мне почитать

эту книгу?

  • Дай мне эту книгу.
  • Дай мне, пожалуйста, эту книгу.
  • Ну-ка, дай книжку!
  • Можешь ты мне дать эту книжку?
  • Эй! Дай мне быстро вон ту книгу!
  • Светка! Быстро дай мне книгу!

- Назовите предложения,  которые не красиво использовать в нашей речи и объясните свой ответ.

Оцените работу группы.(цвет)

Слайд 5 – как вежливо отказать

2 группа.

 Посоветуйте прочитанную книгу одноклассникам. Что вы при этом скажите?

А помогут вам опорные слова:

(слайд )

… потому что…

… тогда вы узнаете, что…

… когда я читал эту книгу…

 

Слайд 6 - как порекомендовать

3 группа

  - Представьте, что у вас попросили книгу, но вы не можете её дать, потому что эта книга не ваша или вы пообещали её кому-то другому. Чтобы вежливо отказать, вам помогут эти выражения  

  • К сожалению…
  • Мне очень жаль, но…
  • Извини, пожалуйста, но…

(но я уже отдал эту книгу Маше.

Я уже вернул её в библиотеку.  

Я её ещё не дочитал.

Сначала я дам её Игорю, потому что он попросил первый.   И т. д.)

-   Чему мы сейчас научились? (просьба и отказ)

Поставь отметку в маршрутном листе.+ или -

Вывод: воспитанный человек, к которому обращена просьба или приглашение, чаще всего пытается выполнить просьбу или принять приглашение, а если по каким-то причинам не может, то отказывает. Но помните, отказывать надо так, чтобы не обидеть человека, объяснить причину своего отказа, извиниться, поблагодарить, выразить сожаление. Добрые слова – верные, надежные помощники в этом непростом деле.

Дети составляют предложения с прочитанными выражениями.

Личностные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Физминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

        Наши ножки постучали

        Дружно, веселее.

        По коленочкам ударим

        Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

        Выше, выше, выше.

        Наши ручки закружились,

        Ниже опустились,

        Завертелись, закружились

        И остановились.

Формировать представление  о здоровьесберегающем поведении.

5. Повторение изученного ранее

Пальчиковая гимнастика 

 ЖУ-ЖУ-ЖУ,  ЖУ-ЖУ-ЖУ, над цветочками кружу.

Слайд 7-словарная работа

Словарная работа 

Задание 2

Давайте вспомним написание словарных слов?

Что я сейчас сделала?(просьба), об этом просит и колобок.

Вы мне откажите или нет?(нет)

Работа в парах.

Д..рога,  адр..с, Р..с..ия, с..бака, М.. сква,  р..бята,

 м..дведь.

- Посмотрите на экран и назовите первое слово,

запишите. И т.д.

Слайд 8 - словарная работа проверка.

Взаимопроверка и самопроверка.

Попросите  друг у друга тетрадь и выполните

 Взаимопроверку не забудьте это сделать вежливо

никого не обижая.

 

- Кто написал слова без ошибок-молодцы,

а кто допустил ошибки – дома повторите

 написание этих слов.

Поставь отметку в маршрутном листе.+ или -

Работают в парах. Заполняют пропуски.

Меняются листочками и проверяют друг у друга.

Слайд 9

Чистописание

- Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю:  

 Ж  Ш  А  Ч  Щ

– Почему вы так думаете?

– Что вы можете сказать об оставшихся буквах?

Задание 3

Эти буквы запишите в тетрадь.

- Оценивать работу будем по двум критериям.

На полях начертите две  шкалы  ручкой.   Назовем их  «К», «П»

Поставь отметку в маршрутном листе.+ или -

- Что значит написать красиво?

         Тетрадь правильно кладу,
        Ручку правильно держу.
        За посадкою слежу.
        С чистотою я дружу,
        На “отлично” напишу!

 

– С какими гласными буквами сочетаются эти согласные?

- Что вы помните о сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу? 

Слайд 10- рассказывают наизусть 

Саша Баркова,

Даша Фот,

Настя Кумпиисова

1 . Жи да ши, жи да ши

С буквой И всегда пиши.

Мыши, ёжики, ужи,

Лужи, крыши и моржи.

2 . Ча и ща, ча и ща –

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча-

С буквой А и ча, и ща.

3. Сочетанья чу и щу

Пишем только с буквой У.

Чудо. Щука, ухвачу

И лечу, кричу, свищу.

Задание 4

Следующее задание колобка

Дифференцированная работа по карточкам   

 -Положите перед собой карточку с заданиями.

 Вам необходимо вставить буквы и составить предложения

      Проверка и самооценка по критериям:

Я (зелёный цвет-всё верно,

синий цвет-допустил ошибки, вставляя буквы, красный цвет- ошибки в работе с предложение)

1 группа (средний уровень)

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение с любым словом.

Ч…шка, лыж…, ч…деса. 

2 группа (высокий уровень)

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение из слов.

В, малыш…, ходили, рощ…

3 группа (низкий уровень)

Вставь пропущенные буквы в слова.

Ш…повник, ч...деса, овч…рка, беж…т, ч...чело.

Итог

-Мне было трудно…..

Мне было легко…

Мне помог….

 -Молодцы.

Поставь отметку в маршрутном листе.+ или -

Дети находят лишнюю букву А

Она гласная, а остальные согласные.

Характеристика  звуков

Рассказывают стихи наизусть

Правило жи-ши ча- -ща, чу-щу,

Письмо букв ж,ш,ч,щ

Вставить пропущенную

букву.

1 группа – Чашка стояла на столе.

2 группа – Малыши ходили в рощу.

3 группа – слова.

Зелёная – всё получилось, красная – были затруднения.

Познавательные, регулятивные

Коммуникативные,

логические, познавательные.

Умение структурировать знания,   контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Физминутка  

 Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

 

Формировать представление  о здоровьесберегающем поведении

Задание 5

Собери из частей пословицы  

Следующее задание  вы будете выполнять в парах.

- На  столах у вас лежат полоски разных цветов.  На них написаны  части пословиц.

- Как вы думаете, какое задание вы выполните?

Правильно, соберите пословицу из двух частей.

(на каждую пару предлагаю по 2 пословицы) напечатать 6копий.

Работе время,   потехе ч…с.

Поспеш…шь –  людей  насмеш…шь.

Век ж…ви,  век учись.

Не спеш… языком,  торопись делом.

-Объясните, какие орфограммы  встретились в этих пословицах?

- Прочитайте пословицу, назовите слова с пропущенными сочетаниями. Объясните, какую гласную нужно вставить.

Слайд 11 пословицы объяснить смысл

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Спишите любую пословицу.

Поставь отметку в маршрутном листе.+ или -

Работа в парах

Собрать

пословицу из двух частей.

Дети собирают пословицы

жи-ши, ча-ща, чу-щу

Ответы детей

Списывание пословиц

Познавательные, коммуникативные,

личностные

Умение работать в парах и  

самостоятельно

решать проблемы поискового характера

Активизация мыслительной деятельности  Умение работать с деформированным текстом ,выражать свои мысли,

 работать над своей речью.

 

Слайд 12

Задание 6 

Разгадывание ребусов

-Ребята, а сейчас вам придется проявить смекалку, развить свою логику и решить ребусы.

Решение ребусов

Уши, щука, машина

Познавательные,

логические

Умение логически мыслить,

проявлять смекалку

6. Итог урока

Наш урок подходит к завершению, пора подводить итоги.

-Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

(научиться выражать просьбу или отказ)  

А для чего нам это нужно в жизни?

-Смогли мы её достичь?

-Какие правила, мы сегодня на уроке повторили?   (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)  

- Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?

Ответы детей

 

Регулятивные,

коммуникативные,

познавательные

Умение структурировать знания; выражать свои мысли.

Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

7.Рефлексия

Слайд 13

- Оцените свою работу на уроке.

- Кому урок очень понравился, было все понятно, посадите на проталинку распустившийся подснежник.  

У кого остались какие-то вопросы, что-то еще не поняли –посадите нераскрывшийся бутон

 

Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

(Стихи раздать детям заранее, чтобы выучили)

  1. Вежливость в школе начинается,

           Чтобы не кончаться никогда.

           Она с годами закрепляется

           И остается с человеком навсегда.

  1. Будь вежлив с товарищами, не давай им прозвищ, разговаривая, не кричи, не забывай говорить добрые слова, здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

           Как вежливо попросить, отказаться?

Итог.

Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение следить за собой, понимать, как необходимо вести себя в разных ситуациях.

Оценивание работы

Рассказывают стихи наизусть

Регулятивные, коммуникативные,

познавательные

Умение оценивать результаты своей деятельности

На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

- Голубой кружочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; жёлтый – самому скромному, с вашей точки зрения.

   (Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя)                        

- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

 

1 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение с любым словом. Запиши его.

Ч…шка, лыж…, ч…деса.

1 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение с любым словом. Запиши его.

Ч…шка, лыж…, ч…деса.

1 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение с любым словом. Запиши его.

Ч…шка, лыж…, ч…деса.

1 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение с любым словом. Запиши его.  

Ч…шка, лыж…, ч…деса.

 1 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение с любым словом. Запиши его.  

Ч…шка, лыж…, ч…деса.

 1 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение с любым словом. Запиши его.  

Ч…шка, лыж…, ч…деса.

3 группа

Вставь пропущенные буквы в слова. Спиши их в тетрадь.

Ш…повник, ч...деса, овч…рка, беж…т, ч...чело.

3 группа

Вставь пропущенные буквы в слова. Спиши их в тетрадь.

Ш…повник, ч...деса, овч…рка, беж…т, ч...чело.

3 группа

Вставь пропущенные буквы в слова. Спиши их в тетрадь.

Ш…повник, ч...деса, овч…рка, беж…т, ч...чело.

3 группа

Вставь пропущенные буквы в слова. Спиши их в тетрадь.

Ш…повник, ч...деса, овч…рка, беж…т, ч...чело.

3 группа

Вставь пропущенные буквы в слова. Спиши их в тетрадь.

Ш…повник, ч...деса, овч…рка, беж…т, ч...чело.

3 группа

Вставь пропущенные буквы в слова. Спиши их в тетрадь.

Ш…повник, ч...деса, овч…рка, беж…т, ч...чело.

3 группа

Вставь пропущенные буквы в слова. Спиши их в тетрадь.

Ш…повник, ч...деса, овч…рка, беж…т, ч...чело.

3 группа

Вставь пропущенные буквы в слова. Спиши их в тетрадь.

Ш…повник, ч...деса, овч…рка, беж…т, ч...чело.

6 копий

Работе время,  

потехе ч…с.

Поспеш…шь –  

людей  насмеш…шь.

Век ж…ви,  

век учись.

Не спеш… языком,  

торопись делом.

2 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение из слов. Запиши его в тетрадь.

в, Малыш…, ходили, рощ…

2 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение из слов. Запиши его в тетрадь.

в, Малыш…, ходили, рощ…

2 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение из слов. Запиши его в тетрадь.

в, Малыш…, ходили, рощ…

2 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение из слов. Запиши его в тетрадь.

в, Малыш…, ходили, рощ…

2 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение из слов. Запиши его в тетрадь.

в, Малыш…, ходили, рощ…

2 группа

Вставь пропущенные буквы в слова и составь предложение из слов. Запиши его в тетрадь.

в, Малыш…, ходили, рощ…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....

Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....

Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".

Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...

"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"

В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении.  Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении", УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о речевом этикете. Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление об одном из прави...