Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Мягкий знак-показатель мягкости в конце и в середине слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Васильева Елена Анатольевна

Урок русского языка во 2 классе по совершенствованию умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Конспект урока во 2 классе

    Тема: «Мягкий знак-показатель мягкости в конце и в середине слова»

Цели: совершенствовать умение  обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком.

Задачи:

  • закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков;
  • формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и в середине слова;
  • развивать  речь учащихся, их орфографическую  зоркость, образное и логическое  мышления, слуховую память  и внимание;
  • формировать у детей умения работать в парах, воспитывать чувство товарищества, аккуратности при выполнении работы, воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме,

наблюдать над мягким знаком – показателем мягкости согласных,  его особенностями,

различать в речи  и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова,

сравнивать, анализировать, делать выводы.

        Ход урока

1 Орг. момент

 (Эмоциональный настрой)

Покажите свои умные глазки, ровные спинки, улыбнитесь  друг другу. И так мы готовы начать наш урок.

На уроке будь старательным,                                                                                                                                                            Будь спокойным и внимательным!                                                                                                                                                                Всё пиши, не отставая,                                                                                                                                            Слушай, не перебивая.                                                                                                                                                   Говорите чётко, внятно,                                                                                                                                                        Чтобы было всё понятно.                                                                                                                                                                    Если друг стал отвечать,                                                                                                                                                            Не спеши перебивать.

2. Актуализация знаний.

1) Чистописание:

Игра «Лишняя буква»

На доске:  я, е, ё, ь, и, ю

-Какое общее свойство есть у всех букв? (обозначают мягкость согласного звука, если стоят после него)

-Какая буква «лишняя»? Почему?  (ь-не обозначает звука)

-Какую букву будем писать?

Ь    ЬЬ     ЬЬЬ   Ь    ЬЬ     ЬЬЬ

2) Орфографическая минутка (работа в парах)

На столе карточка для работы в парах.

 1. Маш_на,  пруж_.на,  угол_,  ш_шки. (Жи-ши  или правописание гласных после шипящих)

 2. Ч_дак, ч_шка, ч_гун, кон_. (Ча-ща, чу-щу или правописание гласных после шипящих)

 3. П_сатель, бол_,  ш_стёрка, дв_рняжка. (безударная гласная проверяемая)

-Что будете делать? Какое задание выполнять?  (Вставлять пропущенные буквы)

-Какой орфограммой связаны слова в каждой группе?

-Что заметили? (в каждой группе  есть лишнее слово)

-Запишите лишние слова в тетрадь  в столбик. Что общего у этих слов? (ь на конце слова)

(1 ученик выполняет задание индивидуально  у доски)

уголь-  уголь-ки

конь-  конь-ки (конёк, конькобежец) –выдели корень

боль - боль-ни-ца

3. Самоопределение к деятельности.

- Я предлагаю вам сегодня побыть в роли  ученых –исследователей. Согласны?

-Известно, что в русском языке много вопросов.  И одним из самых загадочных и интересных объектов является мягкий знак.

-Для того, чтобы конкретнее узнать цель нашего исследования, посмотрите на доску. Спрячьте мягкий знак в середину каждого слова и запишите это слово, разделяя его чёрточками для переноса.  (1 ученик у доски)

-А как вы думаете конь  и коньки это однокоренные слова?

А вот и нет. Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова.  Дело в том, что раньше полозья коньков  спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Предполагают, что название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой. Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в этом слове.

-А какие же слова  тогда будут однокоренными к слову коньки? (конёк, конькобежец)

- А что вы скажите о функции ь в этих словах? (функцию смягчения)

- Почему он выполняет эту функцию?(Ь стоит на конце или между согласными)

Вывод:

-Сделайте вывод, где может находиться Ь в слове?

- Как переносятся слова с мягким знаком в середине слова? (при переносе не отделяется от согласного)

-Давайте теперь сформулируем тему нашего исследования, чем сегодня будем заниматься?

Будем учиться писать слова  с буквой мягкий знак в конце и в середине слова, переносить слова с мягким знаком в середине слова.

4. Совместное «открытие» знаний. Работа по теме урока.

1) Работа в учебнике.

-Я предлагаю сравнить  наши выводы  с выводами учебника. Прочитаем тему урока.

 Правило стр. 125

-Какую новую информацию извлекли из правила.  (Мы знакомы с первого класса с этой темой)

-Значит мы будем упражняться, закреплять, отрабатывать полученные знания.

2) Выборочный диктант.

1 Вариант записывает слова с Ь на конце,  а 2  вариант с ь в середине слова.

1.Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два. (Огонь)

2. У двух матерей по пять сыновей

Одно имя всем. (Пальцы)

3. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

4. Одну меня не съешь,

А без меня - не вкусна еда. (Соль)

5. Без ног приходит,

Без языка рассказывает. (Письмо)

6. Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

7. Высокая и строгая,

Ходит пол не трогая.

Кто ни выйдет, ни зайдет,

Ручку ей всегда пожмёт. (Дверь)

8. Чтобы нам порисовать,

Его надо открывать.

И на первой на странице,

Нарисуем чудо-птицу,

А потом леса, озёра,

Ведь мы такие фантазёры. (Альбом)

9.Отгадай, что за вещица,-

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком  она

Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки. (Ручка- обратить внимание на правописание ЧК- ЧН без Ь)

Взаимопроверка (обмен тетрадями) верно +, неверно -:

 Назовите слова 1 варианта, 2 варианта.  

-Сколько в каждом слове букв? А звуков? А почему так происходит?

5.  Закрепление. Работа по учебнику.

  1. Упр.206 стр. 126 Какое задание  будем выполнять? (подбирать однокоренные слова)
  2. Найдите образец. Выделите корень, подчеркните орфограмму Ь.
    Дети самостоятельно выполняют и затем коллективная проверка.
  3. Какое еще задание нужно выполнить? Какие слова выделены? Разделите их для переноса.

(на доске образец) Сверяются.

-Какое правило переноса применили?

Сравните свой вывод с правилом в учебнике стр. 126.

6. Самостоятельная работа.

1. На экране:

  1. Поймал, окун..ков, на,  Игор…, пят…,  реч..ке.
  2. Сил..ная,  на,  метел…, улице,  началас…  .

Какое задание будете выполнять?  (Вставить пропущенные буквы, определить где нужен мягкий знак, а где нет, составить предложения)

2. Самопроверка (сверка с образцом на экране)

 Игорь поймал на речке пять окуньков. (обратим внимание на слово РЕЧКЕ)

На улице началась сильная метель.

7. Итог урока. Рефлексия.

Итак, уважаемые ученые. Наше исследование заканчивается. Пусть ваши смайлики расскажут о вашем настроении (человечек улыбается: Все на уроке было понятно и легко;  на смайлике ротик прямой – было интересно, но встречались трудности; смайлик грустный - не все было понятно, много трудностей было на уроке и ошибок)

-Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? Где пишется мягкий знак?

-Как переносятся слова с мягким знаком в середине слова?

Оценивание ответов + дом.задание  стр. 126 упр.207  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" тема:"Буква ь на конце и в середине слова"

Урок очень яркий, познавательный, благодаря презентации. Много дополнительного материала о животных Приморья. На уроке развиваются речь, мышление, коммуникативные навыки. Проводится дифференцированная...

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.Задачи: распознавать парные глухие и зв...

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" «Упражнение в определении мягкости и твёрдости согласных звуков»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения определять  твёрдость и мягкость согласных звуков, развитие умения делать звуковой анализ слов, развитие фонематического слуха....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...

Конспект урока по "Русскому языку", 3 класс, тема: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова

Тема: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова».Цель: закрепление правописания слов с парными согласными на конце и в середине слов на основе ...

Технологическая карта по русскому языку 1 класс на тему: "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме, различать мягкие и твёрдые согласные звуки....