Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

3.Пополнять словарный запас учащихся.

4.Развивать монологическую речь.

5.Развивать мелкую моторику.

6.Совершенствовать зрительное восприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_r.yaz_.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий разделительный знак (ь).

Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Цель урока: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.

Задачи урока:

Обучающие:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

3.Пополнять словарный запас учащихся.

4.Развивать монологическую речь.

5.Развивать мелкую моторику.

6.Совершенствовать зрительное восприятие.

3.Воспитывающие:

1.Формировать общеучебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Оборудование: компьютер, письменная тетрадь, ручка, карандаш, карточки – настроения, сюжетные картинки.

Ход урока.

I) Организационный этап.

Прозвенел уже звонок,
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

III) Актуализация знаний.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2) Минутка чистописания

Найдите одинаковый звук в словах: ДВЕРЬ, ДРОЗД, ПОДУШКА, ПОМИДОР

Что вы можете сказать об этом звуке?

- Какая буква обозначает этот звук на письме?

- Спишите с доски, продолжив закономерность да Д дб Д дв Д

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркни букву Д.

Сделал дело – гуляй смело.

Прочитайте еще раз пословицу. Она будет девизом нашего урока.

2) Словарная работа

 Словарный диктант

– Вспомним правила написания словарного диктанта. Воспользуйся памяткой.
– Где созревает урожай?
(На огороде)
– Будем собирать урожай. Куда складываем?
(В корзину)

 - Теперь я тебе прочитаю слова, а ты запиши их  в тетрадь. Подчеркни безударную гласную в слове.

Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи, петрушка, горох.

Обменяйтесь тетрадями проверьте, написание по словарю. (работа в парах)

3) Составление предложения

Составить предложение со словами огород, овощи.

Пропиши в тетради, один ученик у доски.

Запишите в тетради. На огороде выросли спелые овощи. 

Дайте характеристику предложению.

II) Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной̆ деятельности учащихся.

1) Сообщение цели

Слова собрала я здесь не зря:
Дере
вья, листья и скамья,
Коло
сья, братья и семья –
Чем слова похожи эти отвечайте быстро дети.

(Слова с разделительным мягким знаком)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь.

- Какие цели мы поставим?

– усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь.

IV) Первичное усвоение новых знаний.

1) на основе прочитанных и записанных слов сформулируем правило о написании разделительного ь .

– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)

– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

– А теперь попробуй сформулировать правило

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.

Давайте проверим, правы ли мы с помощью учебника стр. 68. Прочитайте правило.

  • Найдите  на с. 68,  упр. 125. Прочитайте стихотворение А. Усачева.

– Определите главную мысль стихотворения.

– Назовите слова, в которых есть буква, которая звука не обозначает. Какую роль она выполняет в каждом из слов?

– Выполните письменное задание.

– Что означает цифра 1 справа от слова
«друзья»?

Выполните разбор. При необходимости можете обращаться к памятке на с. 143.

После выполнения задания проводится само-
проверка.

Дру-зья́ [друз’й’а] – 2 сл.

д [д] – согл., звон. парн., тв. парн.;

р [р] – согл., звон. непарн., тв. парн.;

у [у] – гласн., безуд.;

з [з’] – согл., звон. парн., мягк. парн.;

ь [–]

я

[й’] – согл., звон. непарн., мягк. непарн.;

[а] – гласн., ударн.

_________________________________________

6 б., 6 зв.

V) Первичная проверка понимания

Проверим, как вы усвоили правило написания разделительного ь. У вас на столах лежат карточки с заданием и со словами.

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье. ( ОЦЕНИТЕ СЕБЯ)

– Зачитай. (оценка учащихся)

– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного )

Вывод: Повторим правило

Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

- Как вы, считаете какую функцию выполняет ь знак во втором случае? (обозначает мягкость предшествующего согласного

VI) Первичное закрепление.

ФИЗМИНУТКА.

– Работа по учебнику стр. 69 упр.126. Прочитайте задание.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним новым словарным словом. 

КОМПЬЮТЕР. Что оно обозначает?

Компьютер – пришло к нам из английского языка и означает оно вычисляю, считаю.

Запишите слово в свои словари, выделите орфограмму.

- Давайте вспомним, что же такое орфограмма. Прочитайте на стр. 69.

Один ученик называет орфограмму, другой объясняет правописание, затем все вместе записываем, выделяем орфограмму.

ЛИСТВА, СЕНТЯБРЬ, ДОЖДЬ, ОКТЯБРЬ, СНЕГ, ХОЛОДА, ВЕТЕРОК, ТРАВА, ЖЕЛТЫЙ, ЦВЕТЫ, ВЬЮГА.

Я читаю предложение, а вы заменяете его одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, для девочки. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

8.Рефлексия.

-У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно будет в группах.

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

- Умнички

-В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока.

-Мы с ними справились?

- Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!

-Оцените работу класса за урок

- А чью работу и на сколько мы можем оценить ?

-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

На дом с. 69 №127 , разделить для переноса, правило.

Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот на последок хочу задать вопрос, посмотрите друг на друга, в чьих именах есть разделительный мягкий знак? ( Илья, Татьяна), значит, в каких еще словах встречается разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных?

СПАСИБО ЗА УРОК!

.

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё,кровать, колье

Мягкий знак. Всего тебе доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока по русскому языку (Развитие речи)Тема «Учимся писать письма»

На уроке дети получают элементарные представления о письме как тексте, его разновидностях, структуре.Дети учатся при написании письма учитывать цель....

Конспект урока по русскому языку, 2класс, на тему : "Безударные гласные в корне слова".

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс.Цель урока: закрепление знаниц и умений способов проверки безударных гласных в корне слова; работа над развитием речи; отработка по...

Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"

Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...

Конспект урока по русскому языку ( обучение грамоте). Тема урока: « Буква В. Звуки [в]-[в’]».

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованем интерактивных заданий, созданных в программе SmartNote....