Технологическая карта урока.Неопределенная форма глагола.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лепетенок Марина Григорьевна

Тема:  Неопределенная форма глагола.

 

Тип урока: закрепление

Цель: создать условия для совершенствования умения распознавать глаголы в неопределенной форме, правильно ставить к ним вопросы.

 

Планируемые результаты

Предметные

Знать что такое инфинитив, неопределенная форма глагола.

Понимать признаки глаголов в неопределенной форме от других

Применение задавать вопросы к глаголам

Анализировать выделять глаголы в неопределенной форме, разбирать инфинитив по составу.

Синтез составлять предложения с инфинитивом.

Оценить значимость для жизни

Метапредметные:

Регулятивные

  • формируем умение определять цель деятельности на уроке;
  • формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные

  • Формулировать собственное мнение и позицию
  • Работать в парах и группах, для решения учебной задачи

Личностные

  • формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока.25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс:     4 А                                         УМК «Школа России»

Тема:  Неопределенная форма глагола.

Тип урока: закрепление

Цель: создать условия для совершенствования умения распознавать глаголы в неопределенной форме, правильно ставить к ним вопросы.

Планируемые результаты

Предметные

Знать что такое инфинитив, неопределенная форма глагола.

Понимать признаки глаголов в неопределенной форме от других

Применение задавать вопросы к глаголам

Анализировать выделять глаголы в неопределенной форме, разбирать инфинитив по составу.

Синтез составлять предложения с инфинитивом.

Оценить значимость для жизни

Метапредметные:

Регулятивные

  • формируем умение определять цель деятельности на уроке;
  • формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные

  • Формулировать собственное мнение и позицию
  • Работать в парах и группах, для решения учебной задачи

Личностные

  • формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Межпредметные связи: развитие речи,

Основные понятия: глагол, инфинитив, неопределенная форма глагола

Ресурсы  урока:

Для учителя: конспект, интерактивная доска, презентация, учебник;

Для учащихся: учебник, тетрадь.

Ход урока:

Этап

урока

Образовательная задача этапа

урока

Методы
и приемы

работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Форма организации

учебно-познавательной деятельности

учащихся

Диагностические средства. Интерактивное оборудование

Организационный момент

1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки

словесный

-Давайте откроем тетради и запишем:

Третье апреля.

Классная работа.

Здороваются с учителем и студентами.

Ф

Актуализация знаний

5 мин

Актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала.

Словесный

- Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ.

Глагол  – это

а) часть слова;

б) часть речи

Глагол обозначает

а) признак предмета;

б) действие предмета

Глагол отвечает на вопросы

а) что делать? что сделать?

б) кто? что?

В предложении глагол является

а) главным членом предложения;

б) второстепенным членом предложения

Как изменяются глаголы? (Ответы: по временами по числам. )

- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени? (в единственном числе они изменяются по родам)

По одному отвечают на предложенные вопросы.

Ф

 Презентация

Самоопределение к деятельности

словесный

Определите время глаголов:

Рисует, идёт, стоять, думает, споёт, пройти, решить, откроет.

- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему?  

- Кто помнит,  как называется эта форма?

- Кто может сформулировать тему урока?

Определяют время у глаголов.

- стоять, решить.

-Начальная или неопределенная форма глагола.

- Неопределенная форма глагола.

И

Работа по теме урока 10 -13 мин

Создать условия для благоприятного изучения материала по теме урока

словесный

 Что вы можете сказать о глаголе ЖИТЬ? Давайте разберем по составу слово ЖИТЬ. Что такое окончание?

Измените форму слова ЖИТЬ. Несмотря на то, что в слове изменяется – ть – это не окончание. Это суффикс. Все глаголы на – ть оканчиваются суффиксом. Запомните у глаголов в неопределённой форме – ть – это суффикс.

А теперь давайте разберём по составу слова: расти, стеречь.. На какой вопрос они отвечают? Тоже: Что делать? Если это глаголы в неопределённой форме, то что такое  - ти (тоже суффикс)

Подведём итог. В глаголах неопределённой формы есть суффиксы –ть, -ти,-чь. -ть  –ти  -чь в основу слова не входит.

Давайте выполним упражнение 155.

Составьте одно предложение с любым из образованных глаголов и разберите по составу этот глагол.

Физминутка для глаз. А теперь давайте отдохнём.

Смотрите на слайд  и повторяйте за смайликом!

- живу, живёшь, живут

Разбирают по составу слова расти, стеречь. Один ученик  разбирает письменно и устно вслух, учитель на доске, все остальные в тетрадях.

Комментированное письмо, по цепочке.

Самостоятельно записывают предложение в тетрадь.

Ф, И

Закрепление изученного материала

10- 15мин

словесный

 1. Игра «Кто самый внимательный».

-Я читаю слова, а вы записываете только глаголы в неопределенной форме.

Петь, медь,  рассказал, мешать, лошадь, ползти, грызть, помирила, грусть, грустить, выносить,  вынес, гуляет, ходит, сесть, сеять, приходил, кость, косить, лечь, разговорил, мелочь, печь.

Взаимопроверка. Кто-то выписал - печь -, а кто- то нет. Докажите свои ответы. Составьте предложения.

( Н-р: Бабушка добавила в печь( сущ.) дрова. Бабушка будет печь ( глаг.) пироги.)

2. Замените фразеологические обороты одним глаголом. Напишите.

Пропустить мимо ушей — (прослушать),

держать язык за зубами — (молчать),

клевать носом - (дремать),

делать из мухи слона — (преувеличивать),

вставлять палки в колеса — (мешать)

3. Образуйте от глаголов неопределенную форму:

гладим - гладить          приласкает - приласкать

сварят -  сварить            отпилите – отпилить

нарядит – нарядить         проверит - проверить

пожарит – пожарить       умею - уметь

держите – держать         наступить - наступить

Один ученик у доски.

Ф

Презентация

Подведение итогов урока, рефлексия.

5 мин

Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

словесный

На доске вы видите предметы: чемодан, мясорубка, корзина. Вам необходимо выбрать один из предметов и поставить под ним плюс. Чемодан означает, что все полученные знания на сегодняшнем уроке вам пригодятся в жизни, мясорубка, что данные знания необходимо переработать и корзин, что полученные знания на уроке можно выбросить т. к. они никогда не понадобятся

Ф

 Дополнительное задание: 

Распределите глаголы в два столбика по вопросом Что сделать? Что делать?

Рисовать, прочитать, выходила, рассказать, поехать, учиться, делала, прилететь, пылесосила, одевать, узнавать, кормил, дружить, обидеть, хвалить, объяснить, разговаривал, упаковывала, показывать, разделить, выкинул, складывать, запеть, сложила бы.

Что сделать?

Что делать?

прочитать

рисовать

рассказать

учиться

поехать

одевать

прилететь

узнавать

обидеть

дружить

объяснить

хвалить

разделить

показывать

запеть

складывать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Неопределённая форма глагола" 4 класс

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Неопределённая форма урока" 1 урок. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта русского языка «Распознавание глаголов в неопределённой форме» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Распознавание глаголов в неопределённой форме»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глаголов...

Технологическая карта урока "неоределенная форма глагола

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия глагола в неопределённой формы.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) формировать понятие о неопределе...