Зачем в русском языке такие разные предлоги?
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Позднякова Анастасия Николаевна

Разработка урока по родному русскому языку в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zachem_v_russkom_yazyke_takie_raznye_predlogi.zip1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок русского родного языка. 3 класс. Тема: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?»

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать представление о смысловой значимости предлогов; уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной и письменной речи; знать наиболее употребительные предлоги;

Развивающие:

- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую грамотность, устную связную речь;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русскому родному языку, интерес к предмету; формировать навыки работы учащихся при работе в парах, группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- овладеть начальными представлениями о роли предлогов в письменной и устной речи.

- уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи;

- знать наиболее употребительные предлоги;

Метапредметные:

Личностные:

- грамотно употреблять предлоги в речи;

- мотивировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познаватальные:

- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные:

- работать в группах и парах;

- составлять грамотные устные и письменные высказывания.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедиа - проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационный этап

Приветствует учащихся.

Ребята, встаньте ровно,

Посмотрите на свои рабочие места,

Всё ли вы приготовили к работе на уроке?

Молодцы!

Повернитесь друг к другу,

Прикоснитесь ладошкой к ладошке,

И получив заряд хорошего настроения

Садитесь по местам.

 - Подберите к каждой букве слова «предлог» слова, рассказывающие, какими вы будете на уроке.

- Молодцы, готовы начать наш урок?

Приветствуют учителя

Называют слова по первым буквам

Например:

Первыми, правильными, послушными

Радостными, работящими, рассудительными, решительными

Естественными, единственными, едиными

Дружными, добрыми, думающими

Любознательными, любезными, любопытными

Общительными, организованными, образованными, обаятельными

Готовыми, гуманными, громкими

Говорят о готовности

2. Актуализация знаний, целеполагание, мотивация к учебной деятельности.

Кто знает, что такое мозаика?  (слайд 1).

Зачитывает значение слова «мозаика»

Мозаика - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, керамические плитки и пр.). Это одна из древнейших техник живописи, важнейшим достоинством мозаики является её долговечность: краски не выцветают от времени, не боятся солнечного света. Так и наши знания мы будем собирать из маленьких частиц и создадим свой узор знаний, которые пригодятся как грамотным и эрудированным людям. 

После выполнения каждого задания вы будете получать элемент мозаики. В конце урока вам нужно будет её собрать.

Вспомните, какое сегодня число? Откройте тетрадь и запишите его.

- Посмотрите на доску и прочитайте запись: (слайд 2 на обратной стороне поворотной доски заранее подготовлена запись)

… дворе трава, … траве дрова.

Не руби дрова … траве двора!

- Скажите, что вы прочитали?

- Что не хватает в записи?

- Вставим в пропущенных местах предлог на.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора!

- Как вы думаете, можно ли поставить другой предлог?

- Вы правы, другие предлоги в данном случае не подходят, давайте сверим наш ответ с представленным образцом. (слайд 3)

- А кто может назвать ещё другие предлоги?

- Итак, ребята, тема нашего урока: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?» (слайд 4)

 - Подумайте, чему мы должны с вами сегодня научиться?

Посмотрите на опорные слова, изображенные на экране (слайд 5), с их помощью поставьте задачи:

Мы познакомимся с… (новыми  предлогами.)

Мы вспомним… (что уже знаем о предлоге.)

Мы узнаем… (наиболее употребительные предлоги.)

Мы сможем поразмышлять… (какой предлог вставить.)

- Молодцы, вы верно поставили задачи.

- Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему?

- Где нам пригодятся полученные знания?

Высказывают свое мнение

Слушают учителя

Открывают тетради, записывают число.

Читают запись на слайде

Отвечают на вопрос (скороговорка)

Не хватает предлогов «на»

Один ученик выходит к доске и вставляет предлог

Высказывают свое мнение о том, что при подстановке других предлогов потеряется смысл у скороговорки

Называют предлоги

Заканчивают предложения

Высказывают свое мнение

3.Изучение нового материала.

Физкультминутка.

4. Закрепление нового материала.

Задает вопросы на повторение

- Что такое предлоги?

- Как пишутся предлоги со словами?

- Для чего служат предлоги?

- Откуда вы так много знаете о предлогах?

После ответов на вопросы раздает первый элемент мозаики.

Слайд 6 (комментирует учитель).

https://infodoski.ru/images/thumbnails/1181/1034/detailed/8/nsh37_pravopisaniye_predlogov.jpg

Работа в парах (слайд 7) 

- Ребята возьмите карточку с заданием и, работая в паре, выполните задания. Не забываете о том, что время ограничено.

Контролирует время выполнения задания.

- Ребята время закончилось, проверяем задание (слайд 8).

Спрашивает учащихся, как они справились с заданием, раздает второй элемент мозаики.

- Следующее задание по учебнику

  1. Работа по учебнику с. 113 – 114

Упражнение 5.

- Определи, от каких имён существительных образовались данные имена прилагательные. Запиши по образцу парами имя прилагательное и форму имени существительного с предлогом. Обрати внимание: предлог всегда пишется с буквой з.

Образец: бездонный ← без дна.

Безбрежный, безветренный, бесстрашный, бескорыстный, бездушный, бессердечный, беспомощный.

Что означает слово беспомощный?

БЕСПОМОЩНЫЙ – бессильный, слабый, нуждающийся в поддержке.

 После выполнения задания  раздает третий элемент мозаики.

- Ребята, оглядитесь вокруг. На стенах вы видите картинки с предлогами. Подойдите к одной из картинок и придумайте предложение или словосочетание с этим предлогом.

После ответов учащихся раздает четвертый элемент мозаики.

Работа по сюжетной картинке (слайд 9).

- Рассмотрим сюжетную картинку. Придумайте предложения с предлогами.

После ответов  раздает пятый элемент мозаики.

Работа в группе  по подбору определённых предлогов (слайд 10).

- Сейчас вы будете работать в группах. Один из вас будет учителем. В группу входят четыре человека (две соседние парты).  «Учитель» читает текст, рассказывает, что надо сделать, а после выполнения спрашивает и решает, чей ответ принять.

Контролирует время.

- Проверяем вашу работу. Слушаем работу первой группы.

- У других групп есть другие варианты ответов? (Нет)

- Проверим по образцу! (слайд 11)

- У какой группы есть ошибки? Сколько раз ошиблись?

- У какой группы нет ошибок? 

- Молодцы! Раздает шестой элемент мозаики.

ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ

Читает в учебнике, с. 115

Сколько предлогов в русском языке? Больше ста. И они очень разные. Чаще всего это короткие предлоги: к, в, на, от, под. Но есть и необычные: они, прежде чем стать предлогами, были другими частями речи. Например, предлог ради образовался от глагола радеть – «заботиться». А предлог поверх возник из сочетания по верх.

Мудрость в пословицах (читает из учебника стр. 116)

Не ради красы шуба, а ради тепла.

- Какой смысл у этой пословицы?

Вывод.

 - Ребята, давайте сделаем вывод: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?»

- Посмотрите на картинки, они помогут вам сделать вывод (слайд 12).

 https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0090/0003e4a7-1dc5549b/img5.jpg       

ВЫВОД:
Разные предлоги нужны нам для того, что связывать части речи в предложении, чтобы был понятен смысл предложения.

Отвечают на вопросы

Слушают комментарий учителя

Работают в парах

Проверяют задание по образцу, комментируют, как выполнили задание.

Открывают учебники выполняют задание, один ученик работает у доски

Встают, подходят к выбранной картинке и называют предложение или словосочетание

Придумывают предложения и озвучивают их по желанию.

Работают в группе

Отвечают, проверяют по образцу

Слушают учителя, следят по учебнику.

Отвечают.

Зимой без шубы холодно.

Высказывают свое мнение.

5. Контроль знаний.

Тест

- Подпишите тест. Подчеркните правильные ответы.

                                   Тест. (слайд 13)

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

- Проверяем по образцу.(слайд 14)

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

- Кто выполнил тест без ошибок? Поставьте восклицательный знак.

- Кто выполнил тест с одной ошибкой? Поставьте знак +.

- Кто сделал 2-3 ошибки поставьте знак -.

Раздает седьмой элемент мозаики.

Выполняют тест

Проверяют тест по образцу

Оценивают свою работу.

6. Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд 15)

1 уровень. Составить предложения с предлогами.

2 уровень. Написать мини-сочинение на тему «Письмо другу», используя разные предлоги.

Подчеркнуть предлоги.

Записываю домашнее задание, слушают комментарий учителя.

7 Рефлексия

– Урок подошел к концу, мы замечательно потрудились. Настало время собрать мозаику. Работая в парах, вам нужно собрать мозаику и определить, какое слово зашифровано в ней (слайд 16).

- О какой части речи мы сегодня говорили?

- Для чего служат предлоги?

- Почему так важно правильно употреблять предлоги в речи?

- Скажите, пожалуйста, выполнили ли мы все поставленные задачи?

- Оцените свои знания по этому уроку. Выберите соответствующего цвета лист дерева и прикрепите к древу знаний.

Если вам всё было понятно – зелёный лист, если было понятно, но не очень – жёлтый лист, ничего не понятно – коричневый лист.

- Спасибо за урок.

Работают в паре, собирают мозаику, определяют зашифрованное слово (слово «предлог»).

Отвечают на вопросы учителя

Выходят и прикрепляют листья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, на разных этапах урока.

Автор работы:  Суркина Л.Н.                       Зверева Т.А.Мы ищем Кляксу.Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русс...

Презентация по русскому языку "Разграничение разных слов и форм слова. Общая часть родственных слов"

Презентация по русскому языку "Разграничение разных слов и форм слова. Общая часть родственных слов"2 классПНШ...

Презентация Зачем существуют разные словари? родной русский язык

Презентация Зачем существуют разные словари? родной русский язык...

Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов.

Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов....