Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, на разных этапах урока.
методическая разработка (1 класс) по теме

Суркина Любовь Николаевна

Автор работы:  Суркина Л.Н.

                       Зверева Т.А.

Мы ищем Кляксу.

Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, на разных этапах урока.

В основу взята сказка В.Г.Сутеева «Мы ищем Кляксу»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы ищем Кляксу.

Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, на разных этапах урока.

В основу взята сказка В.Г.Сутеева «Мы ищем Кляксу»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Эффект яркого пятна.  

Слайд из ПДД – солнышко.

Музыка «Улыбка»

Ребята, посмотрите на солнышко. (на доске изображение солнышка) Скажите, у кого из вас такое же настроение? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет тебе трудно, я тебе помогу».

Постарайтесь сегодня на уроке следить за своей устной речью, четко выговаривать звуки, ясно произносить слова, на  письме решать орфографические задачи.

      2.  Сказка «Мы ищем Кляксу»  Сказкотерапия

Под звуки музыки учитель преображается в художника: надевает берет, повязывает шарф. В руке у него Карандаш. (Вот мы взяли краски в руки)

Учитель (обращается к Карандашу): Друг мой, я столько раз тебе рассказывал про школу. Вот мы здесь, среди учеников.

Я – художник из волшебной и радужной страны красок, а это Карандаш, мой друг и главный помощник в делах. А отправимся мы путешествовать по сказке писателя и художника Владимира Григорьевича Сутеева  «Мы ищем Кляксу». (портрет Сутеева)

1 слайд.

Но только знайте, что в пути вы будете не только слушателями, но и участниками, так что знания ваши нам пригодятся.

Карандаш что-то шепчет художнику.

Учитель: Что? Что? (возмущенно). Кто тебе сказал, что они маленькие неумейки? Я с этим не согласен!  Ребята многое знают и умеют. Они приобрели в школе друзей. И сегодня они это докажут. И так, ребята, ваши знания и ваша дружба нам пригодятся в пути.

2 слайд

« Все началось с неприятности. Ваня и Маша пришли в гости к соседу Художнику посмотреть его рисунки. Вдруг Маша нечаянно опрокинула баночку с тушью прямо на альбом. Получилась большая безобразная клякса.

Ребята заплакали, а Художник сказал: «Ничего, сейчас достану кляксовыводитель, и мы её..».

Достал замазку.

3 слайд.

- Она убежала туда….в альбом…-сказала Маша –а если она попадет в наши тетради. Тогда караул!!!

- Клякса может испортить  все ваши работы. Вам не видать хороших оценкок!- воскликнул Художник. – Её во что бы то ни стало надо поймать!

- Мы готовы её ловить, но как? – спросили ребята.

Здоровьесберегающие технологии.

Пальчиковая гимнастика.

-А вот как! Сядьте правильно. Сейчас мы проведем пальчиковую гимнастику, а затем минутку чистописания и докажем, что нам с Кляксой не по пути.

Ученики читают стихотворные строчки и выполняют ряд движений.

В гости к пальчику большому (соединяют большие пальцы)

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, (соединяют указательные и средние пальцы)

Безымянный, а последний, ( соединяют безымянные пальцы обеих рук)

Сам мизинчик-малышок, (соединяют мизинцы)

Постучался на порог.

Большой пальчик мы потрем. (растирают)

Указательный – пожмем. (жмут от ладони к краю пальца)

Средний пальчик мы погладим,

Безымянный мы пощиплем, ( пощипывают подушечки пальцев)

А мизинец – разогнем.

И сейчас писать начнем.

Частично-поисковый метод.

Минутка чистописания.

Послушайте загадку:

Морозы да вьюга, снег на дворе, к нам в гости приходит зима в (декабре)

Декабрь. Какой звук вы услышали (д») правильно. Он обозначается буквой Д. написание которой мы сейчас повторим, а так же написание слогов:

ДИ,ДУ,ДЕ,ДВ,ДЛ,ДМ,ДР

Ребята, скажите на какие две группы можно разделить эти слоги (слоги слияния, буквосочетания согласных звуков)

Вспомним пословицы и поговорки про декабрь:

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Молодцы! Кляксы в ваших тетрадях я не заметила.

 В это время Художник быстро-быстро нарисовал в альбоме портреты Вани и Маши, потом взмахнул карандашом и произнес заклинание:

Мульти-пульти, раз, два, три.

И в альбоме вы – внутри!..

- Да мы же в сказочном лесу!- вскрикнули дети.

4 слайд.

Чтобы ярче представить этот лес. Придется поработать моему помощнику. А вот что он будет рисовать – зависит от вас. Давайте представим,  что мы хотим  увидеть в сказочном лесу. (яркое небо, густой зеленый лес, невиданная растительность, избушка Бабы Яги… слушая ответы детей, Художник – учитель изображает услышанное на мольберте)

Составляется кластер.

На доске появляется картинка.

Учитель: Ваня и Маша очутились в сказочном лесу около избушки на курьих ножках. В избушку вели черные грязные следы.

- Клякса здесь, - прошептал Ваня, - мы её подкараулим и…

Вдруг с воем, словно реактивный самолет, прилетела в ступе Баба Яга.

- Кто это тут хозяйничает?! Кто здесь безобразничает?! – закричала она, размахивая помелом.

Ребята спрятались за бочку, но Баба Яга сразу их обнаружила и приказала филину:

- Ты, филька, пуще глаза своего сторожи их, а я большой котел вскипячу, и мы их…

- Спасите! – закричали ребята.

- Поможем? Выполним задания!

Словарная работа: ассоциативный словарь, переходящий в акростих.

Холод-мороз, белая- береза. Общая тема ЗИМА (буквы набраны из магнитной азбуки на доске)

З

И

М

А

Поработайте вначале на черновиках. А затем запишем получившиеся стихи в тетрадь.

З –зима пришла внезапно

И –и может навсегда

М- мороз на улице стоит

А- а может холода.

З- зайчик по полю бежал

И- и морковку потерял

М- морковка сладкая была

А –а зайка горько плакал а-а-а-а-а.

Перевернув страницу альбома, Художник спас ребят от страшной Бабы Яги, но бочка, к сожалению, оказалась в открытом море…

4 слайд.

- Бочка дырявая… мы тонем! – запищали ребята.

- Не бойтесь, - сказал Художник,  и, несмотря на большие волны, несколькими штрихами нарисовал…

А что именно нарисовал художник из сказки, попробуйте догадаться сами. Я лишь подскажу. Как вы думаете, название, какого вида транспорта зашифровано на данной схеме слова?

Использование знаково-символических средств.

Схема на доске (магнитные карточки)

з

с

с

Учитель:  А вот варианты ответов: самолет, машина, яхта. (учащиеся выбирают слово ЯХТА, доказывают правильность ответа)

  1. Подсчитывают количество слогов в слове
  2. Находят ударный слог
  3. Выясняют структуру каждого слога
  4. Указывают в схеме буквами  звуки.

Учитель: Итак, Художник несколькими штрихами нарисовал яхту.

- Теперь перебирайтесь сюда! – скомандовал он.

Ваня и Маша почувствовали себя в безопасности, но ненадолго. Огромная черная акула вынырнула из воды и погналась за лодкой. Художник пририсовал к лодке парус, но акула не отставала….. А лодка дала течь. Надо срочно её ремонтировать.

Тренажер.

Задание – вставить безударные гласные. (домик)

- Молодцы. Идем дальше.

- Что это? – спросили дети.

 -Мы посреди жаркой пустыни. Смотрите по песку тянутся  черные следы…

5 слайд.

Художник-учитель рисует следующий эпизод.

Учитель: Здесь была Клякса, - сказал Ваня.

Ребята пошли по следам и не заметили, как перед ними появился огромный Лев. Лев раскрыл пасть и громко зарычал…

- Спокойно, я здесь, - раздался голос художника. Рука его взмахнула карандашом, и Лев оказался в прочной клетке….

Ребята, чтобы спасти героев от хищного Льва, на нашем рисунке мы должны изобразить преграду.

Но она появится только тогда, когда вы выполните задание.

  Ребята, на данном этапе  урока  мы должны твердо уяснить, какие гласные пишутся в безударных слабых позициях. И  я очень надеюсь, что  в дальнейшем  вы не будете испытывать трудности в написании данной орфограммы.

Прочитайте следующие слоги-слияния: КИ, КО, СА, НИ, НЫ, СУ, НО. Составьте с ними слова, но так, чтобы данные слоги были в слабой безударной позиции.

Работа в группах.

 Работать будем в группах. Слова записываем в тетрадь.

Проблемная ситуация.

На какие две группы можно разделить эти слова:

………………………………………………………………………

Дети диктуют, записываю на доске в два столбика.

(слова, которые можно проверить ударением и слова  с непроверяемыми безударными гласными, написание которых надо запомнить).

Что делать, если вам встретилось трудное непроверяемое написание?

( слова надо запомнить, или написание проверить по словарю).

Правильно. Это словарные слова. Написание которых мы можем найти в толковом словаре.

(показать толковый словарь)

Формирование умения делать умозаключения. Формула ПОПС.

Давайте попробуем сформулировать вывод.  Нам помогут опорные слова:

( написать на доске)

- я считаю, что……

- потому, что……..

- я могу это подтвердить примером……

- следовательно………

Пример 1:

- Я считаю, что безударные гласные надо проверять.

- Потому что они находятся в слабой позиции.

- Я могу это подтвердить примером – следы – след.

- Следовательно – в безударном положении пишется та же гласная, что и под  ударением.

Пример 2:

- я считаю, что не все безударные гласные можно проверить

- потому что к некоторым нельзя подобрать проверочное слово

- я могу это подтвердить примером: коньки

- следовательно, правописание таких слов надо запомнить или проверить по словарю.

Нелегко нам пришлось. Давайте отдохнем.

 Физкультминутка для глаз. (Коробка с карандашами)

Учитель: А  наши ребята на следующей странице альбома

- Где мы? – спросили они.- Да это же наш двор! Мы дома?

- Здесь была Клякса. Тут везде её следы.

- Я-то знаю, откуда эти пятна! – вдруг грозно закричал дворник  дядя Федя. – И знаю, кто тут безобразничает.

- Это не мы, дядя Федя.- Это Клякса!

- Я вам всем покажу! Всех к порядку приучу! – закричал дворник, размахивая метлой.

Художник хотел спасти ребят от дяди Феди, но у него ничего не получилось….

Ребята, может быть, у нас получится: давайте эту картинку избавим от пятен Кляксы. Для этого мы поработаем в парах и группах.

Технология диалоговой взаимопомощи.

Восемь человек сядут парами. Остальные создадут две группы:

 первую – ребята, умеющие проверять безударную гласную в корне слова;

 вторую группу – ребята, которые  хорошо знают  словарные слова и не боятся трудностей.

  1. В каких строках во всех словах пропущена одна и та же буква?

∆    1) пл..ды, гр..за, б..бры,  ..кно

∆    2) пч..ла, сл..за, с..стра, в..сна

∆    3) ст..хи, л..ства, в..дро, с..лач

∆    4) ст..рик, гл..за, др..зды, гр..чи

  1. В каких строках во всех словах пропущена одна и та же буква?

∆    1) стр..на,  ..са, кр..ты, г..ра

∆    2) м..ста, ст..кло, пл..чо, зв..но

∆    3) пл..щи, ш..ры, ск..ла, вр..чи

∆    4) гн..здо, сп..на, гр..бы, стр..жи

  1. Докажите, что слова каждой строчки однокоренные (родственные)
  1. Боль, б..лит, б..льница.
  2. Свист, св..сток, св..стеть.
  3. Старый, ст..рик, ст..руха.
  4. Ночь, н..чной, н..чевать.
  5. Зелень, з..леный, з..ленеть.
  6. Звон, зв..нить, зв..нок.

  1. Выберите верный вариант написания безударной гласной, докажите правильность выбора.

Дальний лес стоит ст(и, е)ной.

А в л(и, е)су, в глуши л(и, е)сной,

На суку с(е, и)дит с(о, а)ва,

Там растёт усни-тр(о, а)ва.

Говорят, усни-тр(о, а)ва

Знает сонные сл(о, а)ва.

                                   И. Токмакова

  1. Подобрать проверочные слова. Выделить слово, написание которого  проверить нельзя?
  1. ∆   гора,   ∆   медведь,   ∆   сады,   ∆   леса
  2. ∆   нора,  ∆   ягода,   ∆   сосна,   ∆   снега

  1. Найти в каждой строчке только родственные (однокоренные) слова. Обозначить в них корень.
  1. Белка, беленький, белить.
  2. Водяной, вода, водить.
  3. Лист, лиса, лисенок.
  4. Лось, лоскут, лосенок.
  5. Горный, горка, городок.

  1. Записать, вставляя пропущенные буквы. Одной чертой подчеркнуть проверяемые  орфограммы, двумя – непроверяемые.

  1. Сл..вечко, кр..кливый, в..ренье, под..рить.
  2. Кр..сноватый, д..рога, св..тлячок, т..шина.
  3. Зв..ринец, д..щечка, к..р..ндаш, ш..повник.
  4. Ст..рушка, переп..сать, в..здушный, цв..ток.

  1. Озаглавить текст. Списать. Проверить написание слов с пропущенными буквами.

Декабрьское утро. Иду по л..сной тр..пинке. Всё  вокруг укрыто  белым пушистым к..вром. С д..ревьев летит серебристый иней. На з..мле следы л..сных жителей. Здесь пробежала л..са. А вот п..тлял заяц. Хорошо з..мой в л..су!

1 группа

Укажите пары слов, где проверяемое и проверочное слова подобраны правильно. Поставьте ударение.

∆   земля – земляной

∆   зима – зимовка

∆   страна – страны

∆   гора – горняк

∆   грибок – грибной

∆   дрова – дровяной

∆   сосна – сосенка

∆   трава – травяной

2 группа

Вспомните написание непроверяемых безударных гласных, объясните смысл нескольких выражений.

1...зык заплетается.  2.  Бежать во все л..патки.  3. В..робью по колено.  4. Вставать с первыми п..тухами.  5. Трещит как с..рока.  6. Считать в..рон.  7. Не бросай слов на веет..р.  8. М..едведь  на ухо наступил.

Учитель: Ура!!! Кляксу нашли и поймали.

Вот наша сказка подошла к концу. Как всегда, добро победило зло. Герои стойко выдержали испытания. Молодцы и вы, ребята!

Рефлексия.

Пока наши волшебства не закончились, давайте сотворим чудо. (читаю стихотворение и обвожу ромашку).

Кляксу кисточка для смеха

Нам поставит – вот потеха!

Клякса эта очень злится:

- Кляксой быть мне не годится,

Не буду кляксой – это проза,

Буду ромашкой или розой…

- Давайте нарисуем цветочную поляну. Цветом покажите свое настроение.

Учитель: Ребята, вспомните ход нашего урока и скажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось, что вас больше всего удивило?

0тветы детей.

Чему вы научились сегодня, что расскажите своим родителям и друзьям, когда придете домой?

Ответы детей.

Синквейн.

Кто помогал нам сегодня преодолевать  трудности? (Маша и Витя).

Правильно. Нам помогали ребята. Давайте дадим характеристику нашим героям-помощникам.

Ребята.

Дружные, смелые.

Ищут, спасают, помогают.

Всегда готовы прийти на помощь.

Друзья.

Сегодня прошел необычный, волшебный урок. У вас была возможность еще раз убедиться в том, что верность, доброта, дружба помогают преодолеть любые препятствия. Каждый из вас, мои дорогие ученики, мог высказать свою точку зрения. Ответить на многочисленные вопросы Художника и сделать это ярко, эмоционально, грамотно.

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. В память о нем я дарю вам, как Художник, картинки с изображением моих друзей Карандашей. А на обратной стороне, как учитель, я поместила для вас небольшое стихотворение.  Если у вас появиться желание, то выучите это стихотворение и завтра порадуйте меня и одноклассников чтением наизусть.

Карандаш и краски взял –

СОЛНЦЕ я нарисовал.

И уже – гляди, гляди-ка!

Собираются вокруг

Мак, подсолнух и гвоздика,

Пчелка, бабочка и жук.

Карандаш и краски взял –

ПЕКАРЯ нарисовал.

Детвора к нему в припрыжку,

Малыши – к нему бегом

За ватрушкой, за коврижкой,

За румяным пирожком.

Карандаш и краски взял –

ЛОДЫРЯ нарисовал.

Погляжу-ка я, узнаю –

Кто пойдет к нему, лентяю?

Не идет никто к нему…

Ты не знаешь ПОЧЕМУ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.

Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока  русского языка.  В работе представлены теоретическое обоснов...

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся  к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного р...

Урок русского языка в 4 классе .Урок- игра " Клуб знатоков"

На уроке в игровой форме обучающиеся обобщают знания по теме "Имя прилагательное". Работа организована в группах и парах....

"Пути активизации мыслительной деятельности на различных этапах урока русского языка"

В данной работе указываются пути активизации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока русского языка....

Реализация методов развития понятийного мышления на различных этапах урока русского языка.

Упражнения для развития понятийного мышления на уроках русского языка....