Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся в классе-комплекте на уроках русского языка
статья по русскому языку

Головкова Таисия Петровна

В помощь учителю класса-комплекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_priemy.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые приемы формирования  универсальных учебных действий (УУД) обучающихся  в классе-комплекте на уроках русского языка

Головкова Т.П.,

учитель МБОУ НШ с. Айон

       Термин «универсальные учебные действия»  в широком значении означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

      В первом и даже во втором классе процесс освоения универсальных  учебных действий находится на уровне представления. Этот уровень характеризуется тем, что ребенок выполняет учебное действие по образцу, содержащему необходимый способ действия.

      Перед учителем встает проблема отбора методических приемов формирования универсальных учебных действий.

      1-2 класс-комплект. Объединение двух классов в комплект определяет специфику самостоятельной работы в малокомплектной школе. В классе-комплекте самостоятельная работа в каждом классе чередуется с работой под непосредственным руководством учителя.  Обучающиеся в классе-комплекте должны научиться:

- сосредоточиться на выполнении задания;

- не слушать объяснений учителя для другого класса;

- не обращать внимания на картинки и другие демонстрационные материалы, предназначенные другому классу;

- не слушать ответы учеников другого класса;

- моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

        В классе-комплекте целесообразно делать акцент на формирование универсальных учебных действий на общем этапе работы: для первоклассников – показ образца, для второклассников – повторение и упражнение в правильном действии. Произвольность внимания в этом возрасте у ребят примерно одинаковая (5-8 минут). Это позволяет организовать работу в парах сменного состава.  Трудность организации самостоятельной работы состоит в том, что у ребят еще не сформировано умение работать без помощи учителя. А также не все дети бегло и правильно читают.

        Важным условием работы учителя с двумя классами является планирование работы с учётом ряда следующих особенностей:

  • Уровня подготовки каждого класса и навыков самостоятельной работы.
  • Необходимо учитывать степень сложности изучаемого или повторяемого материала.

Урок в классе-комплекте имеет свою специфику. Структура урока состоит из двух чётко выраженных этапов: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная работа. Если в обычном классе за определённый промежуток времени проходит несколько этапов урока, то в классе-комплекте – один этап. Но во всех случаях работа должна быть завершена во времени и по содержанию.

       Ещё одна особенность – объединение классов в совместной работе. На уроках русского языка совместная работа может быть при фонетическом разборе слова, при словарной работе (например, учащиеся первого класса проводят слого-звуковой анализ слова, а учащиеся 2 класса составляют с этим словом словосочетание, предложение и т.д). Возможна работа над изложением по одному тексту, сочинение на одну тему.

     Для плодотворной работы в классе-комплекте необходимо умело чередовать коллективную и самостоятельную работу, широко использовать опоры, памятки, схемы, карточки-помогалочки и т.д. и обязательно – обратную связь.

     Так как в классах-комплектах, как правило, небольшое количество учащихся, поэтому мы постоянно работаем в парах.  Самостоятельная работа – важнейший этап работы в классе-комплекте. Главное, надо организовать работу так, чтобы дети знали, как её выполнить и для чего это надо. В моём классе на уроках русского языка в начале урока обязательно идёт повторение пройденного материала или проверка домашнего задания. При этом участвуют все ученики класса. Каждый получает карточку с определённым заданием, и ученики уже знают, кто за кем выполняет работу, как выполнять, кто работает у доски, кто – в тетради. Такой вид деятельности очень эффективен.

      Очень важно соблюдать темп урока, в том числе – темп самостоятельной работы разными учащимися. Каким образом? На отдельной парте лежат дополнительные карточки с заданиями. Учащиеся обычно без напоминания выполняют следующую работу после того, как справились с основной. Главное условие при самостоятельной работе – дифференцированные задания. Продолжительность самостоятельной работы не должна превышать 15 минут. Чем моложе класс, тем подробнее должна быть проверка самостоятельной работы.

       Ещё опыт показывает, что нужны более частые переходы от одного класса к другому. Почему? Слабые дети нуждаются в помощи учителя. Я стараюсь давать задания маленькими порциями, чтобы дети справились с ними. На этапе самостоятельной работы слабый ученик может допустить ошибку и,  если вовремя не проверить, не подсказать, то это повлечёт за собой и другие ошибки.

Недостатки обучения в классе-комплекте:

  1. Нехватка времени, невозможность использовать дополнительную информацию в том объёме, в котором хотелось бы. Мало времени отводится при работе с учителем.
  2. Учебники не учитывают специфики организации учебного процесса в классе-комплекте. Особенность стабильных учебников состоит в том, что они предполагают совместную работу учащихся и учителя. (Особенно трудно приходится при обучении учащихся первого класса). В классе-комплекте учащиеся, как правило, ограничиваются прочтением заданий и сразу, опустив множество необходимых умственных операций, приступают к списыванию. В результате смысл выполненных упражнений теряется, а в знаниях учащихся могут образоваться пробелы. Довольно значительная часть заданий требует различного рода дополнений, уточнений, расшифровки и т.д.
  3. Возрастает утомляемость ребёнка. Поэтому мы на уроке много двигаемся: помимо физминуток, переходим от одной парты к другой, к доске, к парте с карточками. Дети привыкли к такой динамике урока, поэтому общаются шёпотом, не мешают друг другу.
  4. Нечётко выделяются структурные звенья уроков, устанавливаются неверные соотношения между ними, особенно, при объяснении нового материала, его закреплении.
  5. Трудно осуществлять проверку самостоятельной работы. Иногда приходится проверять на переменах.
  6. Если в комплекте первый класс, то основная часть времени на уроке отводится им. Из-за этого, в какой-то мере, ущемлены интересы учащихся другого класса.

       Для младших школьников доступны и посильны следующие виды самостоятельной работы:

- подготовительные упражнения, которые выполняются до изучения нового материала (повторение по учебнику, работа с карточками и таблицами и т. п.);

- самостоятельное изучение нового материала, проводимое по детальной инструкции;

- упражнения на закрепление с целью усвоения способов действия с опорой на алгоритмические таблицы, предписания, памятки;

- разнообразные тренировочные упражнения;

- контрольные и проверочные задания, которые предлагаются после усвоения всех частей учебного материала.

     Важную роль в организации самостоятельной работы  на всех уроках играет раздаточный материал: инструкции, алгоритмы, предписания, опорные схемы и т. д.

      Больше всего младшим школьникам нужна помощь при освоении нового вида работы. В этом случае методика рекомендует в индивидуальных карточках или на доске записывать планы (алгоритмы, инструкции) размышлений. Сначала эти инструкции должны быть подробными, но со временем становиться всё более сжатыми.

    Большую помощь учителю оказывают дидактические материалы, тетради на печатной основе, в которых много внимания уделено формированию универсальных учебных действий.

     Приемы (средства) для формирования УУД, которые  постоянно использую в своей работе в 1-2 классе-комплекте:

  • работа в группах;
  • проектная и исследовательская работа;
  • работа в парах;
  • использование парной формы контроля;
  • самооценка и самоконтроль;
  • самостоятельная работа;
  • творческие задания;
  • рефлексия.

Для формирования коммуникативных УУД  использовала следующие приемы:

  • даю обучающимся время на обдумывание их ответов;
  • обращаю свое внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
  • создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении;
  • задаю уточняющие вопросы;
  • взаимоопрос;
  • советуйтесь;
  • выполнение проектов.

Для формирования познавательных УУД обучающихся 1-2 класса-комплекта чаще всего использовала такие приемы:

  • опрос по «цепочке»;
  • дай себе помочь;
  • «да» и «нет» говорите;
  • найди отличия;
  • на что похоже;
  • составление схем-опор;
  • работа с таблицами;
  • поиск лишнего;
  • удивляй;
  • опрос-итог;
  • повторяем с контролем;
  • пересечение тем;
  • тренировочная контрольная.

Для формирования личностных УУД наиболее результативными в 1-2 классе-комплекте были следующие приемы:

  • театрализация;
  • рефлексия;
  • лови ошибку;
  • проектная деятельность;
  • творческие задания;
  • оценка событий;
  • дневник достижений.

       Приемы, способствующие формированию регулятивных УУД,  использовала постоянно следующие:

  • «Что нам необходимо узнать, чему нужно научиться?»
  • «Как  это  делать?»,  «Что  и  как  нужно  было  сделать,  чтобы  получился 

правильный  результат?», «Составь набросок», «Составь план»

  • «Одноклассник сказал… Проверь:  прав  ли он?»,  «Такой  ли  получен  результат?»
  • «Установи  правильный  порядок  предложений  в  тексте», «Найди и исправь ошибки»
  • «Правильно  ли  оценил  выполнение своей работы  твой товарищ?»
  • «В ходе работы заполняй лист продвижения по заданиям», «Сформулируй самоприказ», «Настройся на работу», техники релаксации и спокойного дыхания
  • «Преднамеренные ошибки»
  • Заучивание наизусть в классе.

       Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ожидаемые предметные результаты освоения курса русского языка: овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определенных жанров (в объеме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно (в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), проверять написанное и аккуратно вносить коррективы. Формирование всего комплекса УУД происходит за счет реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами, большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время, снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени, отведённого на выполнение домашнего задания, добиваться высоких результатов обученности учащихся. Для развития умения воспринимать информацию использую на уроках приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Как правило, у учащихся есть трудности восприятия информации и формулирования целей урока. Данные приёмы помогают преодолеть эти трудности. Таким образом, учащиеся сами формулируют цели урока, т.е. учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. Для развития самостоятельности и повышения работоспособности использую работу в сменных парах. У учащихся вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал. Знания усваиваются прочнее. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление учащегося к познанию и развить его.

      Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва. Просвещение 2010 г.

2.Планируемые результаты начального общего образования. Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. , 2011г. 3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011г.

4.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Просвещение 1996г.

5.Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения». М., Дрофа 2004 г. 6.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Р.: Эксперимент 1999г. 7.Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. Под ред. А.А. Леонтьева -М., 2006г.

8.Г.К. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».

Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...

Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка

Начальная школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной к...

: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на содержании предмета «Русский язык» «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

«Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах»

Доклад-выступление подготовленное на городское методического обьединения учителей английского языка....