Технологическая карта урока в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кокина Александра Николаевна

Технологическая карта урока в 4 классе по русскому языку на тему: "Правописание возвратных глаголов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. участника: Кокина Александра Николаевна

Урок: Русский язык

Тема урока: «Правописание возвратных глаголов».

Класс: 4 «А»

Цель урока: формирование навыка письма возвратных глаголов.

Задачи урока:  

Дидактические: 1. Научить распознавать возвратные глаголы;

2. Обобщить знания об изменении глаголов.

Развивающие: 1. Развивать интерес к русскому языку;

2. Развивать мыслительные процессы;
3. Развивать речь.

Воспитательные: 1.  Воспитывать любовь к предмету;
2.  Воспитывать интерес к окружающему миру;

3. Воспитывать стремление решать новые учебные задачи.

Ресурсы урока: Учебно-методическое сопровождение «Поурочные разработки по курсу «Русский язык» к УМК Школа России».  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 2012. Карточки.

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы, технология

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронатальная,

И-индивидуальная,

П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства, интегративное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-Коммуникативные)

Личностные

Организационный этап 1-2 минуты

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку

Методы: Словесный

Прием: беседа

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, личностно-ориентированная.

Здравствуйте. Меня зовут Александра Николаевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Садитесь.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Форма: фронтальная

    ____

Самоконтроль

Знать: формы глагола на -ться и -тся, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);

уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся.

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; проводить самооценку своих действий; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Актуализация знаний. 5-7 минут

Актуализировать опорные знания и изученные способы действий

Методы: Словесный

Прием: беседа

Технологии:Личностно-ориентированные технологии.

ИКТ.

Здоровьесберегающие технологии.

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

- Пропишите слово прыгает каллиграфическим почерком.

- Выполните морфологический разбор слова прыгает.

-Какие глаголы мы называем возвратными?

Выполняют каллиграфичное письмо

-Глаголы, которые имеют суффикс ся

Форма: фронтальная.

Презентация, компьютер, проектор.  

Самоконтроль

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 2-5 минут

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Методы: Словесный

Прием: беседа

Технологии: Технология эвристического обучения. Здоровьесберегающие технологии. Технология личностно-ориентированного обучения.

- Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани…

– Кто автор этого произведения? Как оно называется?

Назовите глаголы в неопределённой форме.

Найдите среди них лишний глагол.

Почему он лишний?

– Что общего у всех остальных глаголов?

- Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Все верно. Какие цели мы поставим на урок?

- Хорошо.  

Отвечают на вопросы

- Корней Чуковский, «Мойдодыр».

Нырять.

- Нет –ся на конце

Есть -ся

Тема нашего урока: «правописание возвратных глаголов»

Цели: научится писать возвратные глаголы.

Форма: фронтальная

Презентация, компьютер, экран, проектор, тетрадь.

Самоконтроль

Первичное усвоение новых знаний. 2-3 минуты

Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности 

Методы: Словесный

Прием: беседа

Технологии: Технология личностно-ориентированного обучения.

Диалоговые технологии.  Здоровьесберегающие технологии.

ИКТ.

Технология проблемного обучения.

Игровая технология.

Откройте учебники. Выполним упражнение 214 устно.

Прочитайте глаголы на слайде и разделите их на две группы.

Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься. Проверка.

-Почему глаголы пишутся по -разному с ь и без ь. Ответить на этот вопрос мы сможем с помощью учебника.

- Откройте учебник на странице 104. Посмотрите на упражнение №216

- Прочитайте его.
- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Это вопросы какой формы?

- А во втором столбике вопросы какого лица?

- На какие две группы их можно разделить?

- По какому признаку?

-Как еще можно отличить их?

- Чем они различаются?

-Составьте алгоритм написания ь знака в глаголах.

-Запомним правило. В сочетаниях –ться ь пишется, если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. Мягкий знак не пишется, если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?

-Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А (В ПРЕЗЕНТАЦИИ).

Отвечают на вопросы учителя

-ть меняется на окончание

-спрягаются

В 1 столбике : что делать?, что сделать?.

 Вопросы неопределенной формы.

 Во 2 столбике: что делает?, что сделает?.

Глаголы 3 лица.

- по написанию мягкого знака

- по вопросам

-Отвечают на разные вопросы.

Алгоритм:

1 Определяем, возвратный ли это глагол?

2. На какой вопрос отвечает?

3. если отвечает на вопросы: что делать? что сделать? то ставим мягкий знак, а если отвечает на вопросы что делает? Что сделает?, то не ставим мягкий знак.

Форма: фронтальная

Учебник, тетрадь, презентация, компьютер проектор, экран.

Самоконтроль

Первичная проверка понимания.  5-7 минут

Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать

Методы: Словесный, практический

Прием: беседа

Технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения.

Диалоговые технологии.  Здоровьесберегающие технологии.

ИКТ.

- Посмотрите на доску. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Пользуйтесь алгоритмом, который мы с вами вывели.

Друзья познают…ся в беде.

Трус своей тени боит…ся.

Всякий человек в деле познает…ся.

У него дело из рук валит...ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.

За все брат…ся – ничего не сделать.

- Смотрим на первое предложение. Назовите возвратный глагол в нем.

- как определить нужен ли здесь мягкий знак?

- Задай вопрос?

- В вопросе есть мягкий знак?

- Что это значит?

(Выполнение задания дальше по аналогии)

- Теперь отгадайте загадки и спишите, вставляя пропущенные буквы.

Прежде, чем его мы съели, все наплакат…ся успели.

- Что это?

Под полом таит…ся, кошки боит…ся.

- Теперь поиграем в игру « Найди лишнее слово»

- вам нужно списать, объясниться написание этих слов, вставить пропущенные буквы, если это нужно, а затем найти лишнее.

Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

Собират…ся, считат…ся, ломает…ся,гневат…ся.

Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется.

- Какое слово лишнее в первой группе?

- А во второй?

- В третьей? Почему? Чем оно отличается?

 Находят возвратные глаголы. Выделяют орфограммы, объясняют написание

- познаются

- нужно задать вопрос к нему

- друзья (что делают?) познаются.

- нет

- в слове познаются не нужен мягкий знак.

Трус своей тени боится.

Всякий человек в деле познается.

У него дело из рук валится.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

За все браться – ничего не сделать.

-Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели.

-Лук

- мышь

- Под полом таится, кошки боится.

Браться, одеваться, сдаваться, купается.

Собираться, считаться, ломается, гневаться.

Кататься, задаваться, сознаваться, волнуется.

- не имеет мягкого знака.

Форма: фронтальная

Учебник, тетрадь, компьютер, проектор, экран, презентация.

Самоконтроль

Первичное закрепление. 5 минут

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг

Методы: Словесный, практический

Прием: беседа, опыт

Технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения.

Диалоговые технологии.  Здоровьесберегающие технологии.

ИКТ.

Технологи дифференцированного обучения.

- У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.

Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями.

1 карточка - простые задания.

2 карточка - базовые задания.

3 карточка – задания повышенной сложности.

- Возьмите карточку, в соответствии с желанием.

1карточка.

Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.

Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать.

2 карточка.

Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],

уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

3 карточка.

Восстановите пословицы, объясните правописание –тся, -ться.

Всякий человек а труса находит.

Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся.

Всякое дело больше и спрашивает…ся.

С большого человека человеком и славит…ся.

Правильность ваших работ я рассмотрю при проверке тетрадей.

- Кому не понятно задание?

- Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

- Посмотрите на упражнение №217. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- Разберем слова с выделенными сочетаниями.

- Какое первое слово?

- Какой оно части речи?

- Правильно ли оно написано? Почему?

- Следующее слово.

- Какой оно части речи?

- Это возвратный глагол?

- Как определили?

- Задай вопрос к нему?

-В вопросе есть мягкий знак?

- Что это значит?

(далее объяснение по аналогии)

- Найдите в тексте возвратные глаголы.

- какое слово лишнее? Почему?

- Какой ответ в загадке?

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Слушают задание.

Выбирают карточку

Уехали купаться, резвиться на улице, держится на воде, море вздуется,

уволиться с работы, отворачиваться от чашки, тучи несутся, вернуться из дальней поездки.

Всякий человек по делу узнаётся.

Смелого пуля боится, а труса находит.

Всякое дело человеком и славится.

С большого человека больше и спрашивается

- прочитать загадку, объяснить написание слов.

- братца

- существительное

- существительные мы пишем через –ца

- купаться

- галгол

- да

- есть суффикс –ся

- пошли (что делать?) купаться.

- да

- пишем мягкий знак в слове

- купаться, купаются, валяется

- братца оно существительное

- коромысло

Форма: индивидуальная

Карточки. Учебник, тетрадь.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1-2 минуты

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Методы: Словесный

Прием: беседа

Технологии:

Диалоговые технологии, Здоровьесберегающие технологии. Технология личностно-ориентированного обучения.

 Упр. 213 (с.103). Записать в словарик слово командир, составить с ним предложения.

Задают вопросы.

Форма: фронтальная

Дневник.

Самоконтроль

Рефлексия (подведение итогов). 2 минуты

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке

Методы: Словесный

Прием: беседа

Технологии: Диалоговые технологии, Здоровьесберегающие технологии. Технология личностно-ориентированного обучения.

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

Ответы детей.

- Тема нашего урока: «правописание возвратных глаголов»

- Цели: научится писать возвратные глаголы.

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

Форма: фронтальная

____

Самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...

Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)

Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...

Урок обучения грамоте (технологическая карта урока) 1 класс УМК Школа России

Технологическая карта с применением Электронного приложения Обучение грамоте к Азбуке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской,М.. Бойкиной УМК Школа России...

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Класс: 3 Тема урока: «Конструирование. Макет парка»

Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урокаДидактические: 1 Формирование умения работать по плану; 2 Изуч...