| Этап урока | Ход урока | № слайда |
1. | Организационный момент. | -Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть. На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить. - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. - Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке. - Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради. Пишем чисто и красиво!
| №1 |
2. | Постановка темы урока. | Итак, первое задание. - Прочитайте слова в каждой строчке и найдите лишнее. (слова уходят. Остаются три слова. - Что общего для этих слов? (орфограмма непр. согл. в корне) - Догадались. Какая тема сегодняшнего урока? — Именно эта орфограмма и подскажет тему нашего урока. - Это новая тема? Это очень трудная тема. - Какие задачи можно поставить на сегодняшнем уроке? Итак, мы сегодня проверим, насколько продвинулись вперёд в изучении этой темы и готовы ли к контролю. Как проверить вставленные буквы? - Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму. | №2 |
3. | Актуализация знаний. | Устная работа. (на доске появляются слова и буквы) а) Главная часть слова. (Корень) б) Опасное место в слове. (Орфограмма) в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные) г) Несколько согласных букв подряд, иногда встречающихся в слове. (Стечение согласных) д) Третья буква русского алфавита. (Буква в) е) Буква, обозначающая последний звук в слове “парад”. (Буква д) ё) Буква, следующая за буквой “к”. (Буква л) ж) С этой буквы начинается третий слог слова “лопата”. (Буква т) - Какие четыре буквы вы сейчас называли? - Что вы о них можете сказать? | №3
|
4. | Повторение правила. | (Непроизносимые согласные) - Как вы понимаете словосочетание непроизносимые согласные? - Давайте повторим ещё раз, как же узнать, когда в слове пишутся непроизносимые согласные, если мы их не слышим? (Когда в слове слышим чаще всего СН, ЗД, то нужно насторожиться, а ещё нужно выучить слова или посмотреть в словаре) - Кто из вас догадался, как можно проверить слова с непроизносимыми согласными? (Подобрать проверочное слово так, чтобы этот звук произносился чётко и ясно).
|
|
7. | Физкультминутка. | -А теперь давайте немного отдохнём. - Если в слове, которое видите на экране, есть изучаемая орфограмма – вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимых согласных звуков – вы топаете. Не торопитесь, будьте внимательны! Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный. - Какое слово “лишнее”? (Парусник – обозначает предмет)
| №4 |
| Работа в парах.
| - На каждом столе карточка с заданием для работы в паре. Прочитайте задание, обсудите, выполните его.
Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимой согласной. Листья капусты - _______________________________ ночь со звёздами - ______________________________ поступок чести - _______________________________
|
| №5 |
| Работа в группах Мини-исследования слов.
| Прочитайте предложения и вставьте пропущенные слова с непроизносимой согласной. Работайте по алгоритму, записанному на листочке.
Рукам работа – душе ____________________________.
Слова для справок: радость, праздник, скука, жалость. ______________________________________________
_______________________________________________
|
________________ матери лучше ____________________ греет. Слова для справок: душа, сердце, руки, печки, батареи, солнца.
_________________________________________________ _________________________________________________
|
____________________ встанешь – мало сделаешь.
Слова для справок: вечером, днём, поздно, утром.
________________________________________________________ _________________________________________________________
|
Проверка. Какие предложения у вас получились? Прочитайте предложения. Что вы прочитали? Объясните, почему так говорят? (Ответы детей)
Исследуйте выделенное слово по следующему алгоритму: ИНСТРУКЦИЯ 1. Обсудите слово. Посчитайте количество букв и звуков. 2. Подберите однокоренные слова. 3. Выделите корень. 4. Сделайте вывод.
|
в) Защита мини-исследований слов. (Каждая группа представляет своё мини-исследование по алгоритму и озвучивает вывод)
У. - Сколько всего непроизносимых согласных звуков мы выделили? (4) - Что объединяет слова, в которых эти звуки встречаются? (Есть стечение согласных) (Появление исследованных слов на слайде) - В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? (В корне слова) - Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой? Почему? | №7 |
| Самостоятельная работа (разноуровневая) с самопроверкой. |
Уровень 2 Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный, подбери к ним проверочное слово. Выдели орфограмму. Трубка, стена, вестник, косточка, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, зависть, соседка, устный.
|
![]()
Уровень 1 - Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.
интерес… ный- _________________________ ярос… ный-_____________________________ звёз… ное- _____________________________ грус… ный- _____________________________ |
Проверь себя! интересный- интересен ярост ный-__ярость звёздное- звезда груст ный- грусть
|
| №11 |
| Обобщение изученного. | Работа над орфограммой с применением сигнальных карточек. игра «Секрет-ответ» (тест) 1. Какой согласный в словах может быть непроизносимым? 1) З 2) Л 3) К 4) Щ 2. В каком слове пишется буква непроизносимого согласного? 1) чудес..ный 2) ужас..ный 3) вкус..но 4) поз..но 3. В какое слово не нужно вставлять букву. 1) ярос..ный 2) прекрас..ный 3) праз..ник 4) лес..ница 4. Укажи слово, где допущена ошибка 1) свиснул 2) вкусно 3) чудесный 4) честный | №12 |
| Домашнее задание. | В наших учебниках найти 10 слов с непроизносимыми согласными и записать их с проверочными словами. Правило на странице выучить наизусть. | №13 |
| Итог урока. Рефлексия. | - Какую задачу ставили? - Удалось ее решить? - Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? - Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? - Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь. На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним. -Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова? Ученик: Известный – известие, здравие – здравствуй. Теперь от ребят не прячься согласный! А трудности будут – словарик возьмём И нужное слово всегда в нём найдём.
|
№14 №13
|
| Самооценка детей.
| Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. |
| Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. |
| В паре помогал подбирать проверочные слова. |
| Внимательно слушал учителя, одноклассников . |
| Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы . |
| Самостоятельная работа |
| Активно работал в группе. |
| Фамилия Имя | оценка |
|
|
|
| Пожелание ребятам. Будьте ребята красивыми! Будьте прелестными, милыми! Между собою честными! Будьте всегда счастливыми! Молодцы! - Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило? |
|