Школа России. Русский язык. Значение суффиксов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Пасхина Любовь Анатольевна

Школа России. Русский язык. Значение суффиксов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Учебник: В.П. Канакина « Русский язык»

Тема:Значение суффиксов

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Цель: формирование языковой, речевой и коммуникативной компетенции, учебно-универсальных действий, в процессе решения грамматико-орфографических задач по теме «Значение суффиксов »

Задачи: 1) Познакомить обучающихся  с различными значениями суффиксов.

2) Развивать у детей общеучебные познавательные УУД (самостоятельно формулировать цель, извлекать необходимую информацию из текстов упражнений, правил ); коммуникативные УУД в процессе работы в группах (в паре): умение взаимодействовать, сотрудничать, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем грамматико-орфографических задач; регулятивные УУД (планирование и оценка деятельности); личностные УУД (нравственно-этическая ориентация в работе с текстами упражнений.

3) Воспитывать интерес к русскому языку (эмоционально-личностное отношение к предмету), усидчивость.

Ход урока

Этапы. УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные УУД:

саморегуляция как

способность к

мобилизации сил и

энергии, к

преодолению

препятствий.

Личностные УУД:

смыслообразование,

т.е. установление

учащимися связи

между целью

учебной

деятельностью и ее

мотивом.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.

Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление и решение проблемы

Регулятивные (контроль, коррекция, прогнозирование), познавательные (умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатом деятельности, анализ, синтез поиск и выделение необходимой информации, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли)

Минутка чистописания

Гордая птица,

Воды не боится,

Очень пригожа,

На двойку похожа,

Как зовут, ответь!

Это белый … (Лебедь)

- Кто такой лебедь ?

- Пропишите слово лебедь 3 раза

-Поставьте ударение

- Подберите к нему однокоренные слова.

- Выделите корень.

- Какие орфограммы вы еще видите?

 - Какими являются эти слова по отношению друг к другу? 

- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня?

- Что вы знаете о суффиксе ?

- Назовите суффиксы в словах

- Что у нас получилось при помощи суффикса?  

-Как вы думаете, есть ли у суффикса другая роль, кроме образования новых слов?

Давайте узнаем.

Водоплавающая перелетная птица

Лебёдушка, лебединая

Лебед-

 

Однокоренными.

Суффикс

- ушк- , -ин-

Новые слова

Решение проблемы

Познавательные знаково-символические УУД: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Познавательные логические УУД: построение логической цепи рассуждения.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

К нам на урок пришли герои(появляется картинка) Кто это? Обратите внимание, что Иванушка заколдован. Чтобы его расколдовать нужно образовать новые слова, ответив на вопросы.

- Как большой дом превратить в маленький?(ик)

- Можно ли рыбу превратить в человека? (ак)

- Что нужно забрать у тракториста, чтобы получить машину?(ист)

-Молодцы! Иванушка расколдован.(картинка)

-Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алена.

-С помощью какой части слова передается это ласковое отношение?

(Ученик записывает Братец, сестрица, Иванушка, Аленушка и выделяет суффиксы.)

- Что передают данные суффиксы в этих словах?

- Сформируйте тему урока

А вот какие еще оттенки значений может придавать суффикс, вы узнаете, выполнив задание на карточке.

-Прочитайте задание.

Образуйте, используя суффиксы  новые слова.

Гриб( -ок) _________________, лиса(-енок)_____________, стакан(-чик)___________,                                лапа(-ища)_______________, кот(-енок) - _______________, роза(-очк)____________,                                        хвост(- ищ) ____________, камень(-щик)____________.

Грибок, лисенок, стаканчик, лапища, учительница, котёнок, розочка, рыбка, хвостище, каменщик.

-Взаимопроверка.

ОЦЕНКА!!!!

-Какой вывод можно сделать?

Физминутка

Автор с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково)

Суффикс служит не только для образования новых слов, но и придает словам различные значения.

Первичное закрепление

Коммуникативные (умение работать в парах, выражать свои мысли), регулятивные (коррекция, оценивание качества и уровня усвоения материала, контроль), познавательные УУД (умение осознано и произвольно строить речевое высказывание)

Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

(Фронтальная работа у доски по цепочке.)

Запишите вновь образованные слова , выделите суффиксы.

Самопроверка

—  Какое значение словам придают эти суффиксы?

ОЦЕНКА

Уменьшительно- ласкательные

Организация самостоятельной работы

Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, прогнозирование), личностные УУД(знание морально-смысловых норм, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.)

Упр. 169 (с. 91).

—  Прочитайте слова.

- Что обозначают данные слова ?

- Прочитайте суффиксы в рамочке.

- Работа по цепочке

- Какие суффиксы встретились?

—  Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)

—  Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

—  Назовите слова с таким суффиксом.

ОЦЕНКА

Профессии , род деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Познавательные (умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативные (умение выражать свои мысли), регулятивные УУД (волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, прогнозирование)

- Что вы знаете о суффиксе ?

-Какую роль играет в нашей речи суффикс ?

- С какими суффиксами мы встретились сегодня на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Значения суффиксов". 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Значения суффиксов" (2 класс) к УМК "XXI век". К конспекту прилагается презентация и раздаточный материал....

Конспект и презентация к уроку русского языка "Значение суффиксов"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Значение суффиксов" (УМК "Школа России")   Цели: 1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; ...

План урока по русскому языку "Значения суффиксов"

Презентация к уроку русского языка во 2 классепо программе «XXI век» учителя начальных классов МКОУ СОШ №5Каргиновой Э.Б....

Урок русского языка "Значения суффиксов"

Проедставлен материал к уроку "значения суффиксов"...

Урок русского языка "Значение суффиксов"

Урок русского языка во 2 классе "Значение суффиксов"  позволит учамщимся научиться  выделять суффикс в доступных словах, приводить доказательства правильности разбора слов по составу; характ...

Урок русского языка "Значение суффиксов". 2 класс.

Урок по УМК "Начальная школа 21 века"...