Конспект урока по русскому языку 4 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Слугина Татьяна Тимофеевна

«Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение записывать имена существительные единственного числа с шипящими на конце;

2) тренировать умение выполнять шаги учебной деятельности.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, общение, аналогия.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) 6 пустых карточек и 6 карточек с буквой Ь;

2) карточки с фразами; 3) эталон «Фиксация затруднения»; 5) эталон «Причина затруднения»; 6) эталон «Ставлю цель»; 7) блоки алгоритма.

Раздаточный материал: 1) карточки со словами; 2) цветные карточки; 3) карточки для открытия; 4) блоки для алгоритма.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

На доске записана пословица:

− Как понимаете смысл пословицы? (Умение читать и правильно писать поможет человеку в жизни, такой человек не пропадет.)

− Согласны ли вы с этим утверждением?

− Можете ли вы про себя сказать, что вы «грамоте горазды»?

− С какой частью речи вы работали на прошлых уроках? (Имя существительное.)

− Сегодня вы продолжите знакомство с правилами правописания имен существительных.

− Вы будете открывать новое знание. Как вы обычно открываете новое? (Сначала определим, что мы не знаем, а затем сами найдем способ.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Минутка чистописания.

− Начнем со строчки чистописания. Подготовим руку к письму.

ж

ш        ь

ч

щ  

− Обратите внимание на буквы согласных. Что между ними общего? (Они обозначают шипящие согласные звуки.)

− Какую роль играет мягкий знак в словах? (Обозначает мягкость предшествующего согласного, может быть разделительным.)

− Составьте из данных букв согласных сочетания с мягким знаком. Запишите данные сочетания, обратите внимание на соединение.

− Прочитайте слова:

− Распределите слова на группы в соответствии какую роль выполняет мягкий знак в словах.

профиль                ателье                        беречь

пальмовый                серьезный                стеречь

корабль                судья                        испечь

(В словах первой группы Ь обозначает мягкость предшествующего согласного. В словах второй группы Ь разделяет мягкий согласный и звук [й‘]. В словах третьей группы столбика Ь указывает на неопределенную форму глагола.)

− Оказывается, не только в глаголах Ь указывает на грамматический признак.

Учитель открывает четвертую группу слов.

− Прочитайте слова четвертой группы.

мышь

луч

камыш

дрожь

мощь

− К какой части речи относятся данные слова? (Это имена существительные.)

− Произнесите данные слова. Что общего в их звучании? (Они оканчиваются на шипящий согласный.)

− Сравните написание слов. Что заметили? (Есть слова с мягким знаком на конце и без мягкого знака.)

Учитель раздает детям карточки с заданием на пробное действие.

− Попробуйте самостоятельно выбрать существительные, на конце которых после шипящих нужно писать Ь. Обоснуйте свой выбор.

Ученики записывают выбранные слова на планшете.

На доске:

клич_      гореч_    

шалаш_   брош_

борщ_      вещ_

− Какие варианты получились?

Учитель помещает на доску карточки: пустую и с буквой Ь в зависимости от ответов детей.

Гореч            клич            шалаш           брош              борщ             вещ

Определим, кто из вас был прав.

Учитель оставляет верный вариант на доске.

Гореч            клич            шалаш           брош              борщ             вещ

− Чей вариант оказался неверным?

Учитель открывает эталон фиксации затруднения.

− В чем ваше затруднение?

Дети показывают карточку соответствующего цвета.

Я не могу обосновать свой ответ.

Я не смог получить правильный ответ.

Я не смог выполнить задание.

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы выполняли? (Нужно было определить и выбрать существительные, на конце которых после шипящих нужно писать Ь, и обосновать свой выбор.)


Учитель открывает эталон «Причина затруднения».

В чем причина возникших затруднений? (Не знаем правила написания существительных, на конце которых после шипящих нужно писать Ь.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель открывает эталон «Ставлю цель».

− Какую цель перед собой поставите? (Узнать правило написания существительных, на конце которых после шипящих нужно писать Ь.)

− Сформулируйте тему урока. (Правописание имен существительных, на конце которых после шипящих нужно писать Ь.)

Учитель фиксирует тему урока на доске.

− Где можно найти необходимую информацию? (Провести исследование, посмотреть в учебнике, спросить у учителя.)

− Как зафиксируем результат открытия? (Сформулируем правило, составим алгоритм.)

5. Реализация построенного проекта.

− Я предлагаю вам сделать открытие в группах.

Для этого вы проведете исследование. Каждая группа получает карточку, на которой записаны имена существительные с шипящим согласным на конце. В первой группе будут существительные, на конце которых пишется Ь, а во второй группе − существительные без Ь. Сравните признаки имен существительных каждой группы и попробуете открыть и сформулировать правило написания существительных с шипящим на конце.

План открытия вывешивается на доске. Можно предложить учащимся составить план из разрезанных частей.

План:

1. Провести исследование написания слов.

2. Сформулировать правило.

3. Составить опорную схему.

Учитель раздает каждой группе карточки (формата 2 листа А4). На работу отводится 5 минут.

Представители групп вывешивают свои проекты. Учитель анализирует выполненные работы и адресует вопросы представителям от каждой группы.

− Что общего у существительных первого столбика? Второго?

− Какое правило сформулировали? (После шипящих на конце слова в именах существительных женского рода мягкий знак пишется, а в именах существительных мужского рода не пишется.)

− Какой эталон вы составили?

− Как убедиться, что вывод верен? (Проверить себя по учебнику.)

− Откройте учебник и прочитайте правило. Верно ли открытое вами правило?

− На основе данного правила составим алгоритм. Я окажу вам помощь и предложу разрозненные шаги алгоритма. Работать будете по группам. На выполнение задания дается 3 минуты.

По группам дети составляют алгоритм, приклеивая его детали на лист.

В ходе фронтального обсуждения ученики по очереди вывешивают на свободную часть доски блоки алгоритма и соединяют их стрелками. В результате получается блок-схема алгоритма:


− Пользуясь правилом, выполним пробное задание.

− Достигли ли вы цели урока? Докажите.

Ученики соотносят цель и формулируют полученный результат.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Что еще надо сделать? (Надо потренироваться в применении правила.)

– Откройте учебник. Выполним с комментированием упражнение.

Продолжи тематические группы имен существительных. Обозначь орфограммы.

  1. Названия профессий: врач_ (…), …
  2. Названия птиц и животных: сыч_ (…), …
  3. Названия продуктов питания: корж_ (…), …

Для выполнения каждого задания один ученик выходит к доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.

Первый пункт выполняется фронтально, второй и третий − в парах.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Какой шаг в вашей работе будет следующим? (Самостоятельная работа.)

− Вставьте, где это нужно, букву Ь и обозначьте орфограмму.

На доске:

Реч_ , печ_, луч_, дрож_, матч_, гараж_, карандаш_.

− Проверьте свою работу.

Речь (ж.р.), печь (ж.р.), луч (м.р.), дрожь (ж.р.), матч (м.р.), гараж (м.р.), карандаш (м.р.).

− Если у вас есть ошибки в работе, поставьте в конце записи «?», если вы выполнили работу верно, то «+».

− О чем говорит знак вопроса? (Нужно еще потренироваться.)

− Где вы сможете потренироваться? (На уроке и дома.)

− Кто поставил себе «+»? Молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Рассмотрим слова с изученной орфограммой в контексте предложений и выполним упражнение.

Спиши, расставь недостающие знаки препинания. Вставь, где это нужно, букву Ь. Обозначь орфограмму.

1. Дремлет чуткий камыш_, тиш_ - безлюдье вокруг. (И. Никитин) 2. Этот плач_ не могла выносить Травка и, заслышав его, вылезала из ямы и в ноч_ и в полноч_. (М. Пришвин) 3. Экипаж_ стоял его окружали чёрные фигуры. 4. Тибул перешагнул через барьер и стал на карнизе. Его плащ_ развевался, как знамя. 5. Силач_ отступил в изумлении и сжал кулаки. (Ю. Олеша) 6. (Так ты же ещё малыш_) рассмеялся Владик. (А. Гайдар)

Самостоятельное выполнение задания, фронтальная проверка.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− Какую цель вы перед собой ставили? Удалось ли ее достичь?

− Какое правило сформулировали?

− Вернемся к пословице, с которой мы начали урок: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

− Можете ли вы сказать, что вы стали более «грамоте горазды»?

− Оцените свою работу при помощи цветных карточек.

Я знаю правило написания существительных с шипящим на конце слова, умею пользоваться составленным по этому правилу эталоном и в самостоятельной работе не допустил ошибок.

Я знаю правило написания существительных с шипящим на конце слова, умею пользоваться составленным по этому правилу эталоном, но в самостоятельной работе допустил ошибки.

Я знаю правило написания существительных с шипящим на конце слова, но испытываю трудности в пользовании эталоном и в самостоятельной работе допустил ошибки.

− Объясните свой выбор.

− Запишите домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Урок открытие нового знания (ОЗН) построен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием презентации, учебного диска к учебнику. Использованы виды работ - в малых группах, парах, индивидуально. ...

Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...

Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (русский язык)

класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».Тема урока:«Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»Задачи урока:1.Познакомить уча...