Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Миронова Татьяна Юрьевна

Урок открытие нового знания (ОЗН) построен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием презентации, учебного диска к учебнику. Использованы виды работ - в малых группах, парах, индивидуально. В конспекте прописаны цель, задачи, УУД, урок записан в таблицу. 3 кл. "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык.  3 класс. Программа «Школа России»

Тема:  Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Цель урока:   Формировать умение в написании слов с мягким знаком на конце после шипящих в существительных.

Задачи:

 Учебные:

 Способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце имен существительных после шипящих.

Совершенствовать умение распознавать существительные по родам.

Учить контролировать и оценивать свои достижения.

Развивающие:  

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Развивать память, устную и письменную речь, творческое мышление.

Продолжать формировать умение работать с ПК.

Дать информацию об этиологии слова ТУШЬ - ТУШ.

Познакомить с китайским письмом картин  техники – гохуа.

Воспитывающие:

Воспитывать доброжелательное  отношение друг к друг.

Формировать умение работать в инициативном сотрудничестве  ученик – ученик, ученик  - учитель.

Планируемые результаты.

Личностные и метапредметные результаты:

Развивать мотивацию учебной деятельности, интерес к новому;

Учить   самостоятельно принимать решения, прогнозировать  их возможные последствия;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, быть способными к сотрудничеству.

Учить опираться на свой опыт и знания, полученные ранее.

Регулятивные:

Намечать и ставить цель, планировать деятельность, выходить на результаты.

Уметь анализировать, контролировать и оценивать  свою деятельность.

Познавательные:

Уметь использовать полученные ранее знания и применять свой опыт.

Учить осуществлять организацию речевой деятельности в устной и письменной форме.

Учить создавать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера.

Формировать ИКТ –компетентность обучающихся.

Коммуникативные:

Способствовать  доброжелательному отношению друг к другу, чувству партнерства.

Учить точно выражать свои мысли, уметь оформить их в монологическую или диалогическую форму.

Предметные результаты:

Повторить изученное ранее об имени существительном.

Учить правильному написанию  слов с Ь на конце после шипящих в именах существительных.

Совершенствовать умение распознавать сущ.по родам.

Учить делать разбор имени существительного, как части речи.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.

Организация пространств  и ресурсы:

Компьютер, экран, презентация «словарные слова»(требования СанПиН - 15 мин.), тушь, учебник, дидактическая тетрадь, разрезные карточки для чистописания.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Правила работы в малых группах.

Готовность к коммуникации с учителем и учениками.

приветствие учителя, психологический настрой.

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Психологический настрой на достижение цели.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Определение места урока в общей теме.

Составление предложения из слов .

Запись предложения.

Объяснение х-ки сущ. по выделенным словам.

Разбор имени сущ. как части речи.

(Работа в группе)

Вывешивание предложения на доску. Чтение получившегося текста.

Составьте предложение  используя  слова на карточках.

 Запишите.

Какой частью речи являются выделенные слова?

Докажи.

Вспомните, какую общую тему мы изучаем на рус. яз.?
Подумай, на какой признак имени сущ. указывают выделенные слова.

( ед.мн.ч., ж.м.р., ь – разд. и для смяг.)

Устно (письменно) дай х-ку сущ.

Чем еще может рисовать художник?

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для повторения.

2. Зафиксировать актуальные способы действия  при работе с деформированным предложением.

3. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать у учебному действию.

5. Организовать выполнение уч-ся учебного действия.

6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивид.)

- составление предложения, вывешивание на доску.

-определение и сообщение места урока в общей теме.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Изучение нового материала

А) мотивация

презентация

Б) актуализация

Прослушивание муз. фрагмента.

В)выявление места причины затруднения

Г) целепологание и построение проекта выхода из затуднения

Д) реализация проекта

Работа с ПК

Е) первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Ж) с/р с самопроверкой по эталону

Рисование иероглифа – удача.

Высказывают свое мнение – что такое иероглиф. Почему мы его написали?

Работа в паре, группе.

Выдвигают предположение.

Списывают предложение с экрана.

Запись предложения.

Запись проблемы в тетрадь.

Учебник

Словарь толковый

Ин-нет

Чтение правила.

Ответы на поставленные вопросы.

Формулируют тему и цель урока.

  Тема:  Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Цель урока:   Формировать умение в написании слов с мягким знаком на конце после шипящих в существительных.

  Запись алгоритма в тетрадь.

Распредели слова по родам.

Работа по учебнику.

Сейчас вы, как художники, нарисуете  еще одно сущ. – при помощи одного знака. !

Как это возможно?

Как вы думаете, что это такое?

Обозначает этот иероглиф слово удача! И она вам сегодня пригодится!

Мы можем многому учиться у других народов.  

Рисуя китайские иероглифы можно научиться каллиграфии.

Каллиграфия – это искусство красивого письма.

Иероглифы пишутся тушью.

Что такое тушь?

Запишите.

Линия является основой китайского изобразительного искусства.

 Это роднит китайскую живопись и каллиграфию. Китайские картины пишутся тушью.
Именно в технике гохуа изображают растения, животных, птиц и насекомых.

Туш – муз. произведение

Почему в одном случае мы написали тушЬ, а в другом туш?

От чего это может зависеть?

От каких х-к сущ. это может зависеть?

Обратите внимание, какая буква стоит в конце слова? Какой звук она обозначает? (шипящий).

Назовите буквы, обозначающие шипящий звук.

ЖШЧЩ

С какой проблемой мы столкнулись?

Какие способы выхода из этой проблемы можете предложить? Где получить информацию?

Какая тема этого  урока?

Какой алгоритм можем составить, чтобы?

 

Повтор по алгоритму правила написания Ь после шипящих на конце сущ.

Учебник стр.31

Тема.

     Правило.

Упр.  51, стр. 31

Упр.   52           самост. по памяти.

Вовлечь  учащихся в учебную деятельность.

Извлечь  необходимую информацию из текста.

Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1. уч-ся ставят цель проекта (что является целью - тема).

2. уч-ся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. уч-ся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Составление алгоритма.

Организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий.

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

Работа с определением вводных понятий

Использование бытовых аналогий

Объяснение слова каллиграфия.

Увидеть разницу в написании слов, искать способы выхода из проблемной ситуации.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов источников информации .

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 Подведение под понятие –правила написания Ь.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция в ситуации затруд нения.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

- планирование.

- прогнозирование.

 - структурирование знаний.

Коммуникативные:

использование критериев для обоснования своего суждения.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Закрепление нового материала

З) включение в систему знаний и повторения

Работа с тетрадью на печатной основе

Упр. 51      стр.25

Или упр.52.

Обратимся к построенному нами алгоритму. Удалось ли ответить на все вопросы?

 Повторим еще раз …

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.  Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи

( в парах или  фронтально)

Составление карты мысли деятельности

Вопросно-ответное общение

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Контроль

Домашнее задание

 Упр.  56 ТТ

Вы мне сдаете тетради с выполненной работой.

Упр.56     с.27 комментариями.

1. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деят-сти.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

- разноуровневые работы

- задания на выделение существенных признаков

3 уровня дом.  задания:

идеальное д.з.

сообщение учителя о работе класса

подведение итогов самими уч-ся

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Рефлексия учебной деятельности

Какая была тема урока?

Удалось ли нам ответить на вопросы по теме?

 Что вызвало сложность?

С чем справились легко и быстро?

 Организовать рефлексию    уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния,

Мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х

Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....

Презентация на тему: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Русский язык.  3 класс. Программа «Школа России» Тема:  Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. 1 слайдСейчас вы, как художники, нарисуете  еще одно ...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...