Особенности развития познавательной активности младших школьников
статья по русскому языку (4 класс)

Меньшикова  Светлана Николаевна

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний,  умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности, которая имеет свои особенности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательной активности младших школьников


Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний,  умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности, которая имеет свои особенности. Так, младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к процессам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Поскольку каждый ребенок обладает свойственным только ему набором талантов и способностей, перед школой встала проблема и необходимость в выработке новых форм и методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся, которые вовлекали бы и учеников, и учителей в процесс познания. Долгое время процесс обучения был недостаточно индивидуализирован, учебный материал был ориентирован на среднего ученика. Личность одарённого ученика не получала должного развития. Использование на уроках новых форм и методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся, должны были решить данную проблему.

В современной школе учитель, работающий в школе, должен постоянно стимулировать и поддерживать интерес детей  к изучаемым предметам, в том числе и к математике, их желание узнать что-то новое. Многие психологи отмечают, что проблема понижения интереса к математике возникает вследствие того, что учителя начальных классов сводят проведение уроков математики к использованию только стандартных заданий. Такой подход значительно ограничивает возможности повышения эффективности учебного процесса, а также понижает результативность обучения математике. Умение заинтересовать математикой зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель[9].

Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют специфические особенности. Развитие познавательной активности учеников начальных классов тесно связано с их возрастными, эмоционально-психологическими особенностями. Поэтому важно грамотно подобрать ту или иную педагогическую технологию, которая позволитобучающемуся развиваться, участвовать в таких видах деятельности, как игровой, познавательной, трудовой и общении.

Одной из основных технологий является технология коллективного обучения, когда вырабатывается самостоятельность, коллективизм: все учат каждого и каждый учит всех. Работа в парах позволяет развивать самостоятельность, коммуникативные умения, речь, память, логическое мышление, формируется адекватная оценка личности.

Существует ряд других технологий, которые способствуют развитию познавательной активности при обучении младших школьников:

  1. Технологию полного усвоения, когда все дети осваивают материал, но для каждого выбираются свои методы, формы, условия, время;
  2. Технологию разноуровневого обучения. Она предполагает создание педагогических условий в учебном процессе для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Эта технология предусматривает уровневую дифференциацию. (Например, задания повышенной трудности – для сильной группы, задания менее трудные – для слабой группы);
  3. Технологию исследовательского обучения – это поиск новых познавательных ориентиров. ( Группы учащихся самостоятельно получают знания, а не готовые от учителя);
  4. Технологию игрового обучения – это тематические игры с учебно – дидактическим материалом. (Например, «Математическая рыбалка», «Математическая эстафета», «Ромашка», «Решето»урок-путешествие, урок-сказка, урок-игра.)
  5. Технологию модульного обучения, когда ребята самостоятельно достигают целей учебно – познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения. Шаг за шагом идёт работа учащихся. Содержание обучения представлено в блоках: каждый ученик получает от учителя письменные рекомендации о том, как действовать, где искать материал. Обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что даёт ему возможность осознавать себя в процессе работы[27].

Одной из особенностей развития познавательной активности младших школьников является тот факт, что усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности у учащихся познавательных процессов и активном психическом состоянии.Важнейшим звеном по активизации познавательной деятельности является создание определённых условий, при которых у детей возникает потребность в познании, в овладении способами человеческого мышления.

Существует многообразие деятельностей, в которые включается ребенок. Остановимся на технологии игрового обучения, так как этот вид деятельности всегда представляет для учащихся интерес. Игра - составная часть деятельности. В школьной практике наибольшее распространение получили  дидактические игры, так как они в наибольшей степени способствуют обучению иразвитиюдетей. Амонашвили Ш.А. писал, что без игры на уроке невозможно увлечь ребенка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать его активным учеником и творцом урока[18]. Игра в полной мере соответствует активной природе младшего школьника. Знания становятся понятны ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. В связи с этим нами опытно-экспериментальным путем были выделены следующие условия повышения эффективности использования игры на уроках математики, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников:

1. Учет возрастных особенностей.

2. Использование материала различной степени трудности.

3. Использование разнообразных физминуток.

4. Построение нетрадиционных уроков.

5. Использование сюжетных игр.

6. Использование простой и емкой наглядности.

7. Применение игр-соревнований.

8. Использование нестандартных занятий.

9. Применение задач в стихах[27].

Таким образом, в современной практике обучения математике соблюдение данных условий позволит не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование игровых технологий наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.

Не менее важной особенностью развития познавательной активности младших школьников является то, что современные дети активно увлекаются всевозможными гаджетами, а, следовательно, чтобы детям в современной школе интересна была математика, нужно использовать на уроках элементы информационных технологий.

Информационно – коммуникативные технологии с каждым днём всё активнее используются в образовательном процессе, являясь необходимым элементом образовательного процесса в начальной школе. С помощью информационных технологий можно максимально полно задействовать фактор наглядности при изучении математики и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний. Ученики хорошо воспринимают урок с использованием ИКТ, так как они помогают создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся, позволяют создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка[36].

Еще одной особенностью развития познавательной активности младших школьников является применение на уроках математики здоровьесберегающих технологий.

Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, необходимо проводить физкультминутки, имеющих двигательно-речевой характер. Также целесообразно использовать на уроках элементы здоровьесберегающих технологий профессора В. Ф. Базарного: периодическая смена поз, физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками[13].

Таким образом, можно выделить следующие особенности развития познавательной активности младших школьников:

  1. Учет психолого-возрастных или психофизических особенности младшего школьного возраста, связанных с мыслительными процессами, с формированием познавательной активности, умением учиться.
  2. Использование на уроках математики элементов информационно – коммуникативных технологий.
  3. Подбор педагогической технологии, которая позволит обучающемуся развиваться, участвовать в таких видах деятельности, как игровая, познавательная, трудовая и коммуникативная.
  4. Применение на уроках математики здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников

В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться  создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Для каждого человека со всей остротой встаёт вопрос, насколько продуктивно он может пользоваться средствами языка. От этого зависят его социализация, самочувствие в различных ситуациях, профессиональн...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Представлена презентация на тему: "Развитие познавательной активности младших школьников"...

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Особенности развития познавательной активности младших школьников

Особенности развития познавательной активности младших школьников...