Внеурочное занятие по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Как морфология порядок навела

Составила студентка 331 группы

Худоева Ксения

МАОУ СОШ № …, класс  3  каб. № ___

Дата проведения занятия: _____________

Смена 1  Номер урока _________

Начало урока ________________________

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Растворова Татьяна Алексеевна

Допущена к проведению внеурочного занятия:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель: Обобщение знаний о частях речи, проверка умения распознавать части речи: существительное, прилагательное, глагол, создать условия для развития внимания, мышления, творческого воображения.

Предметные:  Обобщить знания о частях речи, уметь отличать их от других частей речи, знать основные признаки. Вспомнить орфограммы, словосочетания,  умение сопоставлять.

Метапредметные:

А) Познавательные: Закрепить знания  о науке Морфологии, умение различать значение слов, умение работать с крылатыми выражениями, навыки написания  сочинения

Б) Регулятивные:  Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха;

В) Коммуникативные: Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, осознавать себя частью команды, заинтересованно и активно принимать участие.

Личностные:  Развивать  интерес к познанию русского языка, языковой деятельности;

Оборудование:

У учителя: карточки, жетончики, материалы на награждение, карточки на распределение на команды.

У учащихся: тетрадь, ручка.

Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование

. План конспекта внеурочного занятия

Тема занятия:  Как морфология порядок навела

Класс: 3

Форма проведения: игровая

Цель: Обобщение знаний о частях речи, проверка умения распознавать части речи: существительное, прилагательное, глагол.

Задачи :.

Развивающие:

1. Учить высказывать свою точку зрения

2. Создать условия для актуализации  знаний, приобретенных в   ходе  изучения  русского  языка;

3. Дать  возможность   оценить свои  достижения, ощутить   радость успеха в проявлении  своих знаний.

4. Способствовать   осознанию своих знаний как личностно значимых для  ребенка.

Воспитательные: Воспитание  интереса к  русскому   языку, при работе в группах – умение слушать и слышать  друг друга.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Регулятивные: Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха;

2. Познавательные: Закрепить знания  о науке Морфологии, умение различать значение слов, умение работать с крылатыми выражениями, навыки написания  сочинения

3. Коммуникативные: Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, осознавать себя частью команды, заинтересованно и активно принимать участие.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Обобщить знания о частях речи, уметь отличать их от других частей речи, знать основные признаки. Вспомнить орфограммы, словосочетания,  умение сопоставлять.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, карточки, жетончики, материалы на награждение, карточки на распределение на команды

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы обучения

Формируемые УУД

Подготовительный этап:

Мотивация на деятельность (5 – 6 минут):

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, и я буду проводить у вас занятие по русскому языку. На партах вам понадобятся тетради и ручки, остальные принадлежности можете убрать.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в  удивительное царство Морфологии.

(На экране картинка замок с перепутанными частями)

-Ребята, посмотрите на экран, всё ли на картинке расположено правильно?

-Да, вы правы, в царстве Морфологии полный беспорядок. Морфология написала нам с вами письмо, но я сама не поняла его смысл, прочитайте его про себя.

-Итак, ребята, как вы считаете, почему же я не смогла понять смысл этого письма?

- Вы правы, давайте сейчас, работая в парах, попробуем восстановить порядок предложений и прочитаем письмо, которое нам отправила Морфология.

-Здравствуйте, уважаемые ребята, 3-го класса. Вам пишу письмо я, командир над всеми частями речи, Морфология. Мне нужна ваша помощь, части речи перестали меня слушаться, я потеряла истинный дух командира и теперь моему Царству грозит беда. Чтобы помочь мне, вам необходимо пройти несколько заданий, я уверена, что если вы будете работать дружно, то справитесь с ними.

- Итак, чья пара уже закончила? Прочитай, пожалуйста, что у вас получилось (выразительно).

- Ребята, поможем, Морфологии навести порядок в ее царстве?

Внимательно слушают, настраиваются на занятие.

- Нет, части царства перепутаны.

- Читают  письмо с экрана.

- Вы не смогли понять смысл, потому что все предложения в письме перепутаны.

- Работают в парах. Расставляют предложения по порядку.

- Читают что получилось.

- Да.

Прием: Письмо

Прием: «Восстанови порядок»

Работа в парах

Личностные:

Настроить учащихся на выполнение деятельности

Метапредметные:

1. Регулятивные: 

Организация рабочего места

2. Познавательные: 

Отвечать на вопросы, восстановить письмо Морфологии

3.Коммуникативные: Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, работать в парах.

Предметные:

Выразительное чтение письма.

Основная часть:

Актуализация знания (5 минут):

- Для начала давайте вспомним, что мы уже знаем о Морфологии? Что такое Морфология?

- Хорошо, посмотрите на экран. На слайде представлено определение, что такое Морфология, вам необходимо прочитать определение, не смотря на то, что оно перечеркнуто, кто попробует?

Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи.

- Отлично, ребята, для того, чтобы помочь Морфологии привести порядок в ее царстве и пройти все подготовленные ею задания, нам необходимо поделиться на три команды. (Деление происходит следующим образом: у вас на краю парты лежит жетончик определенного цвета, вам необходимо собраться в команды по цветам. Всего три цвета, значит три команды.) Вспоминаем правила работы о группам.

- Итак, Морфология – это раздел науки о языке, который изучает части речи. А какие части речи вы знаете?

ОНЗ (30  минут):

- Сейчас каждой команде в качестве разминки задание написать определение части речи и ее признаки. Первая команда – имя сущ., вторая команда – имя прил., третья команда - глагол.

- Следующие задания будут оцениваться жетончиками, за каждый правильный ответ вы будете получать один жетон, а в конце мы подведем итог и определим победителя.

1 задание:

Я буду диктовать слова.

1 команда записывает только имена существительные,

2 команда – имена прилагательные,

3 команда – глаголы.

Речка, часто, пишу, снег, весёлый, пошли, съест, смешной, под, три, ленивый, вьюга.

- Если команда объяснит орфограммы в словах, то получит дополнительный жетон. Первое задание мы завершили со счётом …

Переходим ко второму заданию:

Задание второе:

А теперь вам необходимо указать части речи над выделенными словами. За каждый правильный ответ – очко (команде дается материал в распечатанном виде)

1-й команде:  Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2-й команде:  Снежное покрывало покрывало все поле.

3-й команде: Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

- А как вы определили, что одно словом это имя существительное, а второе глагол. Они ведь пишутся совершенно одинаково. Молодцы! Верно! Ну а мы переходим к третьему заданию, которое подготовила нам Морфология.

Задание третье:

Ребята, сейчас на слайде, будут появляться крылатые выражения вам необходимо обсудить в команде и заменить это выражение одним словом. Команда, знающая ответ поднимает руку.

  1. Рукой подать (близко).
  2. Через час по чайной ложке (медленно).
  3. Морочить голову (обманывать).
  4. Во весь дух (быстро).
  5.  Работать, засучив рукава (усердно).
  6. Прикусить язык (замолчать).
  7. Ни пуха, ни пера (пожелать удачи).
  8. Сломя голову (очень быстро).

- Ребята, сложно ли заменять выражения одним словом?

Задание четыре:

- Посмотрите на экран, прочитайте словосочетания.

- Сейчас вам необходимо в командах определить части речи словосочетаний.

- Пушистый снег (первая команда), яркое солнце (вторая команда), ледяная горка (третья команда), снежный городок (первая команда), веселые деньки (вторая), кататься на санках (третья).

- Составьте небольшой рассказ 5-6 предложений.

- На какую тему будем составлять текст?

-  Придумайте название. Помните, что заголовок текста должен отражать его тему или главную мысль.

- Первое предложение составим и запишем вместе. (Утром выпал белый пушистый снег.)

- На выполнение  задания даётся 15 минут.

- Итак, можно начинать.

- Давайте, послушаем, что у вас получилось, один из участников команды, прочитайте, пожалуйста, сочинения. (Вручаю жетончик за старание всем командам).

Задание пятое:

- Конечно,  вы читали и знаете много русских народных сказок, а также знакомы с достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их сопоставить. Запишите сначала одно под другим сказочные чудеса (диктую по порядку), затем запишите достижения науки и техники (диктую в неверном порядке) :

ковёр-самолёт - авиалайнер

чудо-зеркальце – телевизор

перо жар-птицы – электрическая лампа

 сапоги-скороходы - автомобиль

золотой петушок – радиолокатор

Задание шестое:

- Сейчас я продиктую вам слово, состоящее из трёх букв. Мы запишем в строку, далеко отставляя одну букву от другой. Ваша задача состоит в том, чтобы за 1 минуту написать как можно больше слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

с

о

к

Сон

Солнце

Сила

Слон

Собака и т.д.

Оранжевый

Огромный

Одинокий
однообразный и т.д.

Кушать

Кусать

Касаться

Кидать

Кричать и т.д.

- Слова на букву «С» должны быть только именами существительными

- Слова на букву «О» должны быть только имена прилагательные

- Слова на букву «К» должны быть только глаголы

Все три команды пишут максимальное количество слов, затем мы будем называть, и дополнять слова друг друга. Команда, у которой быстрее всех закончатся слова, получит один жетончик, вторая команда 2 жетончика. И команда, у которой будет больше всех слов, получит 3 жетончика.

Рефлексия (5 – 6 минут):

- Ребята, вот мы и выполнили с вами все задания, которые подготовила для нас Морфология.

-Давайте, вспомним, над какими частями речи мы сегодня работали?

- Как вы считаете, мы помогли Морфологии навести порядок в своем царстве?

- Морфология прислала нам еще одно письмо, в котором рассказала, как все сложилось с ней благодаря нашей помощи, давайте прочитаем его:

В  королевстве, которым правил могущественный Русский Язык и королева Грамматика. Прислуживала им свита принцев и принцесс. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка. Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и сяк - всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись» - решили слова.

Позовем-ка, мы на помощь из королевства Грамматики принцессу Морфологию.

Пришла к словам на помощь строгая, любящая порядок Морфология.

- Кто из вас обозначает предмет и отвечает на вопросы кто и что? Становитесь под знамя «Имена существительные». 

- Кто из вас обозначает признак предмета и отвечает на

вопросы: какой, какая, какое, какие? Становитесь под знамя «Имена прилагательные». 

- Кто из вас обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? и другие? Становитесь под знамя «Глаголы». 

Потом она собрала и объединила оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов объединились в группы – части речи.

- Как навела порядок Морфология?

- Какой вывод можете сделать?

- Давайте, посчитаем, сколько жетончиков получилось у каждой команды.

Подведение итогов, награждение.

Давайте оценим вашу работу на занятии, у каждого из вас на парте лежит человечек; вам надо в него записать свое имя и по очереди каждый выйдет и поставит человечка на ту ступень, как он работал и как он понял сегодняшнюю тему занятия (приклеит). Занятие окончено, До свидания!

- Отвечают /затрудняются ответить.

-Читают.

- Делятся на команды.

- Имя Существительное, Прилагательное, Глагол.

1 команда:

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, и отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?»

2 команда:

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»

3 команда:

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»

Имена существительные: речка (ЧК пиши без мягкого знака), снег (оглушение звонкого согласного г), вьюга (ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным, пишется после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я)

Имена прилагательные:

Весёлый (ё в корнях под ударением пишем ё), смешной (е безударная гласная в корне), ленивый (е безударная гласная в корне)

Глаголы:

Пишу (и пишет, пишем), пошли (о нет такой приставки па)

1 команда: печь – имя существительное, печь – глагол

2 команда: покрывало – имя сущ., покрывало – глагол

3 команда:

Берегу – имя сущ., берегу –глагол

-Отвечают.

-да\нет

- на тему «Зима» и др.

- Читают свои сочинения.

- Сопоставляют сказочные чудеса с достижениями науки.

- Записывают как можно больше слов в соответствии с заданием.

- имя существительное, прилагательное, глагол

- ответы детей

- Она объединила части речи по определённым признакам

- Что морфология имеет огромное значений в русском языке, без неё мы бы запутались при определении части речи.

Приём «Расшифруй определение»

Работа по командам

Запись под диктовку

Объяснение орфограмм.

Заменим, одним словом.

Личностные:

Развитие интереса к русскому языку

Метапредметные:

1. Регулятивные: 

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности

2. Познавательные: 

Отвечать на вопросы, вспомнить ранее изученные темы

3.Коммуникативные: Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, работать в командах.

Предметные:

Чтение зашифрованного определения, вспомнить признаки частей речи.

Личностные:

Формирование интереса к учению

Метапредметные:

1. Регулятивные: 

Саморегуляция

2. Познавательные: 

Отвечать на вопросы учителя, вспомнить ранее изученные темы, уметь на слух воспринимать информацию, умение различать значение слов, умение работать с крылатыми выражениями, навыки написания  сочинения

3.Коммуникативные: Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, работать в командах.

Предметные:

Чтение зашифрованного определения, вспомнить признаки частей речи, вспомнить словосочетания, умение сопоставлять.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема самоанализа внеурочного мероприятия

1. Тема проведенного внеурочного занятия: Как Морфология порядок навела

форма проведения: игровая

 2.Организация подготовки к данному занятию:

-трудности, возникшие при подготовке:

Трудности возникли при подборе и формулировании УУД планируемых результатов

-наглядное оформление мероприятия: карточки с заданиями, жетончики, грамоты для награждения

-использование технических средств мультимедийная презентация

3. Содержание и методика проведения мероприятия:

-приемы и методы, использованные на занятии, их целесообразность

На внеурочном занятии я использовала самые разнообразные методы и приёмы, которые соотносятся с целью и планируемыми результатами.

Прием: Письмо - создаются условия для развития внимания, мышления, творческого воображения

Прием: «Восстанови порядок» - развивать  интерес к познанию русского языка, языковой деятельности;

Работа по командам - Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, осознавать себя частью команды, заинтересованно и активно принимать участие.

Запись под диктовку - обобщение знаний о частях речи, проверка умения распознавать части речи: существительное, прилагательное, глагол и т.д.

4. Итоги проведенного занятия:

 цели и задач занятия достигнуты полностью;

 цели и задач занятия достигнуты частично.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как Морфология порядок навела Составила: студентка 331 группы, Худоева Ксения

Слайд 3

Чтобы помочь мне, вам необходимо пройти несколько заданий, я уверена, что если вы будете работать дружно, то справитесь с ними. Здравствуйте , уважаемые ребята, 3-го класса. Мне нужна ваша помощь, части речи перестали меня слушаться, я потеряла истинный дух командира и теперь моему Царству грозит беда. Вам пишу письмо я, командир над всеми частями речи, Морфология.

Слайд 4

Имя существительное: – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, и отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?»

Слайд 5

Имя прилагательное: - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Слайд 6

Глагол: – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?»

Слайд 7

Рукой подать близко

Слайд 8

медленно Через час по чайной ложке

Слайд 9

обманывать Морочить голову

Слайд 10

быстро Во весь дух

Слайд 11

усердно Работать, засучив рукава

Слайд 12

замолчать Прикусить язык

Слайд 13

пожелать удачи Ни пуха, ни пера

Слайд 14

очень быстро Сломя голову

Слайд 15

Пушистый снег яркое солнце ледяная горка снежный городок веселые деньки кататься на санках

Слайд 16

Проверяйка: ковёр-самолёт - авиалайнер чудо-зеркальце – телевизор перо жар-птицы – электрическая лампа сапоги-скороходы - автомобиль золотой петушок – радиолокатор

Слайд 17

В королевстве, которым правил могущественный Русский Язык и королева Грамматика. Прислуживала им свита принцев и принцесс. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка. Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и сяк - всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись» - решили слова. Позовем-ка, мы на помощь из королевства Грамматики принцессу Морфологию. Пришла к словам на помощь строгая, любящая порядок Морфология. - Кто из вас обозначает предмет и отвечает на вопросы кто и что? Становитесь под знамя «Имена существительные». - Кто из вас обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие? Становитесь под знамя «Имена прилагательные». - Кто из вас обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? и другие? Становитесь под знамя «Глаголы». Потом она собрала и объединила оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов объединились в группы – части речи. Русский язык Грамматика Морфология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ

Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии....

Внеурочное занятие по русскому языку "История письменности"

Цель: познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.Оборудование: эпиграф на доске: «Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная...

Внеурочное занятие по русскому языку "Про морфемы"

Научно-познавательное направление.  Кружок «Слово о словах»Тема:  удивительные превращения  морфем.   ...

Турнир грамотеев.Внеурочное занятие по русскому языку

Данное внеурочное занятие напрвлено на обобщение знаний по русскому языку по пройденным темам,на развитие навыков грамотной устной и письменной речи,а также на расширениекругозора и словарного з...

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку " Русский язык - это интересно" для 2го класса

Турнир знатоков по данному сценарию прошел с большим интересом со стороны учащихся! Дети с удовольствием принимали участие в конкурсах  и отвечали на задания! Этот открытый урок получил высокую о...

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс «Тайны нашего языка!»

Углублять знания обучающихся по русскому языку; развивать творческие и сценические способности детей; воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету, родному языку.обобщить знания, усвоенные учащи...