мастер класс по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс)

Кобец Елена Анатольевна

Мастер класс раскрывает методику нетрадиционной работы со словарными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_kobets_e.a.docx26.4 КБ
Файл master_klass_kobets_e.a.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как мы учим своему предмету, зависит только от нас, от того, насколько учитель увлечён своим предметом, может ли увлечь своего ученика» Р. Ронжина

      В своей работе я применяю много разных методов, для того, чтобы ученикам было интересно и им хотелось узнавать новое на уроке. Но сегодня я хотела остановиться на уроках русского языка. А именно: «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ» 1 слайд.

2 слайд
Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та , которая словами,

Как людьми, населена.

        Правит ими государь

        По прозванию Словарь

        И относится он к ним

        Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

3 слайд

Своё выступление мне хочется продолжить  словами известного ученого методиста А. В. Текучева «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 11 класс». 

4слайд

«…НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ НАПИСАНИЯ СОСТАВЛЯЮТ 30-35% ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОВЕРЯЕМЫМ. ЭТИ ЦИФРЫ ГОВОРЯТ О НЕОБХОДИМОСТИ  И ЗНАЧИМОСТИ РАБОТЫ С ТАКИМИ СЛОВАМИ.»

О.Н.ЛЕВУШКИНА  (доктор педагогических наук, профессор)

  Исходя из практики моей работы,  я считаю, что, проводя систематически словарную работу на уроках обучения грамоте  и  русского языка,   обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках. 
 Дети более точно понимают значение слова, что позволяет им избавиться от речевых ошибок, так как слово не может быть усвоено без употребления его в речи. 
 На практике видно: если ребёнок осознаёт значение слова, умеет правильно употребить его в речи, правильно его записать, значит, данное слово входит в его активный словарный запас. 
   Следовательно, словарная работа на уроках русского языка  и  чтения должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости.  

5 слайд

На уроке идет формирование УУД:

познавательные УД (развитие мыслительных операций);

регулятивные УД (постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка);

коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве);

личностные УД (воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству, родному языку, к Родине).

Я работаю по программе УМК  «Школа России». Считаю, что  эта программа  направлена не только для обучения, но и на развитие  учащегося.  

6 слайд 

Современное обучение основывается на таких постулатах:

 - не давать знания в готовом виде;

 - опора  на опыт детей;

 - знания открывают сами;

 - вопросы не требуют мгновенного ответа (широкая постановка вопроса);

 - не допускать стыда, страха, скуки.

7 слайд.

Рассмотрим некоторые НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

  Знакомство с новым словом

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом опережала показ написания этого слова, при этом реализуется один из принципов работы над трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. 

Например: 1. Учащиеся отгадывают слово с помощью загадки, ребуса, картинки. Например: слово ветер слайд 8-11

    Использование  загадок,  помогают сделать уроки   более интересными,  а значит и усвоение материала,  более глубоким и прочным. Загадки развивают у детей любознательность, интерес к родному языку, способствует развитию речи, заставляет ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, уметь сравнивать, выделять главное. Это позволяет формировать у детей полное представление об изучаемом предмете и явлении. Работа над загадкой – это упражнения  в самостоятельном  развитии мышления, сообразительности,  воображения.

 Следующий приём :  Нахождение «лишнего слова». 
    Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. 
  Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает
креативное мышление!). Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже !( Креативностью называется умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем)
Что объединяет слова?

12 слайд

Шишка, шарик, звезда,  ёлка  ( 2слога,имя существительное,  обозначают  неодуш.  предмет, что?,  имя нарицат., в форме единст. числа)

Найди лишнее слово

Шишка-ши

Шарик – м.р.

Ёлка  -  2 звука, гласн. зв

Звезда – ударение  на 2 слог, опасное место- безудар. гл

13 слайд

СледующееЗадания  на развитие умения  классифицировать  слова

Умение классифицировать изучаемые предметы и явления относится к логическим и является сложным,  состоящим из более простых. Оно включает в себя анализ, сравнение, обобщение, выделение главного и др.  С операцией классификации учащиеся знакомятся на всех ступенях обучения и по всем предметам учебного плана.

Жираф, посуда, собака, пенал, охотник, береза, воробей, скворечник

Кто?                               Что?

Жираф                           посуда

Собака                           пенал

Охотник                        береза

Воробей                        скворечник

14 слайд

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Мнемонические приемы запоминания облегчают запоминания внешнего облика «трудных» букв путем образования ассоциаций.

Требования к мнемотехнике:

ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-либо общим признаком: цветом, формой, действием, звучанием и т.д.;

иметь не вызывающие сомнения буквы, «опасные» в словарном слове.

15 слайд.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ С ОПОРОЙ НА АССОЦИАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ

16слайд.

«ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»

«Графические ассоциации» (рисунки-образы) – зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы.

Слово трудное попалось –

Это, братцы, не беда.

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда.

17слайд

18 слайд

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»

Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении:

КОСтя пришел в КОСтюме.

ПАпа носит ПАльто.

МебЕЛь из ЕЛи.

Я вышел на уЛИЦу и увидел много ЛИЦ.

19 слайд

Ещё такой метод «Маленькие кроссворды»-использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму.

20 слайд

 - Сейчас я вас попрошу поучаствовать в  ПРАКТИЧЕСКОМ  ЗАДАНИИ

Задание. Придумайте фонетическую ассоциацию к словам:

здоровье

ученик

василёк

машина

21 слад. Проверка.

22 слайд

 А теперь познакомьтесь с «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ» СЛОВАРИКОМ

 Познакомимся с системой  работы со словарными словами с опорой на этимологию:

  • формирует умение объяснять значения и правописание слов с опорой на происхождение;
  • развивает логическое мышление;
  • активизирует познавательные процессы;
  • воспитывает интерес к языку.

23 слайд

24 слайд

Познакомимся с ещё одним приёмом  РАЗВИВАЙ-КА

«ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ»

Вспомните словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова

25 слайд

«Зрительные» словарные диктанты.

  1. лайд

« КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ»

27 слайд.

Лексический диктант.

28 слайд

 Вы прослушали  моё выступление, а теперь давайте выполним ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Слайд 29-33

Слайд 34

         Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, я не ставлю точку на этой проблеме,  а ставлю многоточие…

От класса  к классу работа усложняется, количество пунктов, по которым сравниваются слова заметно,  увеличивается. Такие задания  и упражнения  вызывают  у детей большой интерес. Моя задача научить детей вдумываться, всматриваться, вслушиваться в каждое слово.     А ведь именно  он должен лежать в основе обучения.

Слайд 35-36

Каждый урок-это исследование, поиск. Дети учатся  анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

Э.Кант « Не мыслями надобно учить, а учить мыслить»

И в завершении Вам, дорогие коллеги искренне желаю: 
неугасающих искорок в глазах; 
творческого беспокойства в сердцах;
новых идей и находок в светлых умах.
Ведь «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» утверждал И. Кант  

Рима Равилевна, учитель математики МАОУ "Лицей №58" городского округа город Уфа Республики Башкортостан. (Победитель «Учитель года России»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема мастер- класса: « Как мы учим своему предмету, зависит только от нас, от того, насколько учитель увлечён своим предметом, может ли увлечь своего ученика» Р . Ронжина

Слайд 2

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МКОУ СОШ №10 Левокумского муниципального района Кобец Елены Анатольевны

Слайд 3

Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та , которая словами, Как людьми, населена. Правит ими государь По прозванию Словарь И относится он к ним Словно к подданным своим. Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать.

Слайд 4

А. В. Текучева «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 11 класс».

Слайд 5

«…НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ НАПИСАНИЯ СОСТАВЛЯЮТ 30-35% ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОВЕРЯЕМЫМ. ЭТИ ЦИФРЫ ГОВОРЯТ О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ РАБОТЫ С ТАКИМИ СЛОВАМИ.» О.Н.ЛЕВУШКИНА

Слайд 6

На уроке идет формирование УУД: познавательные УД (развитие мыслительных операций); регулятивные УД (постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка); коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве); личностные УД (воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству, родному языку, к Родине).

Слайд 7

Современное обучение основывается на таких постулатах: - не давать знания в готовом виде; - опора на опыт детей; - знания открывают сами; - вопросы не требуют мгновенного ответа (широкая постановка вопроса); - не допускать стыда, страха, скуки.

Слайд 8

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Слайд 10

Разгадайте ребус тер е ветер

Слайд 12

Нахождение «лишнего слова».

Слайд 13

Нахождение «лишнего слова». Шишка, шарик, звезда, ёлка ( 2слога,имя существительное, обозначают неодуш . предмет, что?, имя нарицат ., в форме единст . числа) Найди лишнее слово Шишка-ши Шарик – м.р. Ёлка - 2 звука, гласн . зв Звезда – ударение 2 слог, опасное место- безудар.гл

Слайд 14

Задания на развитие умения классифицировать слова Жираф, посуда, собака, пенал, охотник, береза, воробей, скворечник Кто? Что? Жираф посуда Собака пенал Охотник береза Воробей скворечник

Слайд 15

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Мнемонические приемы запоминания облегчают запоминания внешнего облика «трудных» букв путем образования ассоциаций. Требования к мнемотехнике: ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-либо общим признаком: цветом, формой, действием, звучанием и т.д.; иметь не вызывающие сомнения буквы, «опасные» в словарном слове.

Слайд 16

ВИДЫ ЗАДАНИЙ С ОПОРОЙ НА АССОЦИАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ

Слайд 17

«ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» «Графические ассоциации» ( рисунки-образы) – зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы. Слово трудное попалось – Это, братцы, не беда. Нарисуем в слове букву – Не забудем никогда.

Слайд 18

Х ЗЯЙСТВ В КРУГ К ЛЕСО

Слайд 19

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении: КОС тя пришел в КОС тюме . ПА па носит ПА льто . Меб ЕЛ ь из ЕЛ и . Я вышел на у ЛИЦ у и увидел много ЛИЦ .

Слайд 20

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Придумайте фонетическую ассоциацию к словам: зд о ровье уч е ник в а с и лёк м а шина

Слайд 21

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ЗД О РОВЬЕ - ЭТО ЗД Ó РОВО. УЧ Е НИК – УЧ É НИЕ В А СИЛЁК СОРВАЛИ В Á СЯ И ВАС И ЛИЙ. У М Á ШИ ЕСТЬ М А ШИНА.

Слайд 22

«Маленькие кроссворды»- использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму. М О РОЗ Х Л О Д А Р О МАТ П Х Н Е Т Р З А С О БАКА Х В С Т

Слайд 23

«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК Система работы со словарными словами с опорой на этимологию: формирует умение объяснять значения и правописание слов с опорой на происхождение; развивает логическое мышление; активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес к языку.

Слайд 24

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ с опорой на этимологию слов 1. Отгадайте загадки: Она весну встречает, сережки надевает. По платьицу в полоску ты узнаешь… БЕРЕЗКУ 2. Б Е РЁЗА Как вы думаете, почему дерево так назвали? Это слово восходит к корню, обозначающему белый цвет. Кора берёзы носит название, связанное с тем же корнем: береста. 3. Подберем однокоренные слова к слову БЕРЁЗА. Берёзовый, берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк. 4. Восстановим пословицу: И у … слезки текут, когда с нее … дерут. 5. Найдем ассоциативный образ к слову береза: Бе реза – бе лая береза БЕРЁЗКИ КОРУ

Слайд 25

«ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» Вспомните словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова РАЗВИВАЙ-КА Я Г О Д А Б О Г Е Р Л Р У Р Б О О Р Е У К Х Е В З О Ц Н Я Я Г О Д А

Слайд 26

«ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ М о сква – ст о лица Р о сс ии. Я зык до К и е ва д о ведёт. У нас урок ру сс к ого я зыка. Вес е л о ч и рик а ют в о р о бьи. РАЗВИВАЙ-КА См. подробнее набор карточ для зрит словар дикт.2.doc и карточки для зрит дикт 3-4.doc

Слайд 27

«КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» РАЗВИВАЙ-КА С О БАКА М А ШИНА См. подробнее картинный диктант. pptx

Слайд 28

«ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 1. Замени предложения одним словом: Пятый день недели. ПЯТНИЦА Инструмент для забивания гвоздей. МОЛОТОК Холодная зимняя погода. МОРОЗ Человек, который учит кого-нибудь чему-нибудь. УЧИТЕЛЬ РАЗВИВАЙ-КА

Слайд 29

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Слайд 30

С чем сравнивают облака герои мультфильма? Как вы думаете, почему?

Слайд 31

ОБЛАКО Какая гласная под сомнением в этом слове? Ó БЛ А КО Чтобы легче было запомнить эту «опасную» букву, представим эту букву в виде лошадки, как в мультфильме. ОБЛ КО

Слайд 32

Назовите героев мультфильма. Постараемся запомнить правописание словарного слова М Е ДВЕДЬ М Е ДВ Е ЖОНОК Подумаем, почему медведя так назвали. Слово медведь означает « медоед », “ тот, кто ведает, где мёд ”. Помогает ли нам запомнить опасную букву знание значения слова? Запомним: М е дведь и м е дв е жонок ведают, где мёд. Восстановим пословицу: «Два … в одной … не живут». Когда так говорят: «медвежья услуга»? МЕДВЕДЯ БЕРЛОГЕ

Слайд 33

Какие цветы в мультфильме считали медвежонок и ёжик? Р О МАШКИ Какой рисунок-образ можем представить на месте опасной буквы? Р МАШКИ

Слайд 34

Что за ли? Что за мон ? В звуках нету смысла… Но едва шепну: «л и мон» - Сразу станет к и сло. Л И МОН К С Л ЫЙ Запомни: Л И МОН – К И СЛЫЙ пишем через И

Слайд 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, я не ставлю точку на этой проблеме, а ставлю многоточие… Каждый урок-это исследование, поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. И .Кант « Не мыслями надобно учить, а учить мыслить»

Слайд 36

Заключение И в завершении Вам, дорогие коллеги искренне желаю: неугасающих искорок в глазах; творческого беспокойства в сердцах; новых идей и находок в светлых умах Ведь «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» утверждал И. Кант

Слайд 37

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс по русскому языку во 2 классе

Правописание парных согласных в корне слова...

Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"

Урок-рефлексия  с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...

Мастер-класс по русскому языку ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СЛОВО-ВОЛШЕБНИК?

Мастер-класс  по русскому языку с использованием ИКТ по теме: "ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СЛОВО-ВОЛШЕБНИК"?Цель:      Повышение учебной мотивации учащихся на уроках...

Мастер класс по русскому языку.

Обобщение учебного материала по русскому языку "Учись писать грамотно"...

Мастер-класс по русскому языку Части речи (общее понятие) 3 класс ОС "Школа 2100"

Урок проведен в  технологии деятельностного метода Тип урока: ОНЗОткрытие новых знаний...

Мастер-класс по русскому языку во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Материал данного масер-класса можно использовать на всех уроках в начальной школе с использованием системно-деятельностного подхода, так как здесь подробно описаны задачи  каждого этапа....

"Как пишутся приставки?" - Мастер-класс по русскому языку 3 класс (Перспективная начальная школа)

В данном учебном материале представлен фрагмент урока с использованием ИКТ на уроках русского языка: конспект урока, приложения 1, 2, 3, 4, филворд....