Мастер-класс по русскому языку во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Бизина Лариса Владимировна

Материал данного масер-класса можно использовать на всех уроках в начальной школе с использованием системно-деятельностного подхода, так как здесь подробно описаны задачи  каждого этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezent_k_master-klassu.pptx114.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе по теме: «одушевленные и неодушевленные имена существительные» (с применением системно – деятельностного метода) УМК «Планета знаний»

Слайд 2

Цель урока: Формировать умение правильно употреблять одушевленные и неодушевленные существительные в речи.

Слайд 3

Формирование УУД: Личностные умения: - принимать и осваивать социальную роль ученика; - устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Слайд 4

Регулятивные умения: - готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

Слайд 5

Познавательные умения: - ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

Слайд 6

Коммуникативные умения: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - учиться работать в паре (группе).

Слайд 7

Формирование предметных умений: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; Ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения имеют разное лексическое значение;

Слайд 8

Обучающиеся с высоким уровнем подготовки получат возможность: Из личностных умений – умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка. Из регулятивных умений – вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания. Из познавательных умений – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей. Из коммуникативных умений – с учетом цели достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру в группе или паре необходимую информацию как ориентир для построения действия. Из предметных умений – производить языковой анализ (начальный) слова как части речи; находить объяснение незнакомому слову с помощью толкового словаря; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Слайд 9

Этапы урока Организационный (мотивационный) этап. Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Слайд 10

1. Организационный (мотивационный) этап. Решение дидактических задач: 1.Подготовка учащихся к работе. 2.Создание условий для включения в деятельность. Деятельность учителя Деятельность ученика - Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка. - «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на работу и сотрудничество. Дети записывают число и классная работа.

Слайд 11

2. Актуализация знаний. Решение дидактической задачи: актуализация опорных знаний и умений. Деятельность учителя Деятельность ученика Я вам раздала слова на карточках. Прочитайте их, мысленно вставляя где это нужно буквы. Дят …л, вет … р , па(с, сс ) ажир , ( ф,Ф )или( п , пп ) (г, Г)е(н, нн )ад(?) евич , к… рман , (м, М)… сква , (н, Н) ижневартовск , б… бл …отека, б… бл … отекарь . Лена, выполни это задание у доски. Определи, какой частью речи являются эти слова? Расскажи все, что знаешь об этой части речи. Разделите эти слова на группы. Я предлагаю остановится на варианте кто? и что? Запишите эти слова в тетрадь, в столбик слева слова, отвечающие на вопрос КТО? А в левый – которые отвечают на вопрос ЧТО? Как можно назвать эти слова? Может уже кто-то из вас знает, как называются такие существительные? Прочитайте, как вы распределили слова по столбикам. Какие у вас будут замечания? Какая сегодня тема урока? Это имена существительные, т.к. отвечают на вопросы кто? и что? и обозначают предметы, явления, людей. 1 «сильный» ребенок выполняет задание у доски: вставляет буквы, определяет часть речи, распределяет по группам. С маленькой буквы и с большой; отвечающие на вопрос кто? и вопрос что?; слова из словаря и не из словаря; «мужские» существительные и «женские». Возможно, они называются одушевленные и неодушевленные. Какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Слайд 12

3. Выявление места и причины затруднения. Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Деятельность учителя Деятельность ученика Заполните карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?». Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточкой, обобщает и подводит учащихся к выводу. «Я знаю, я умею, я могу». Ф. И.__________________________ В начале урока В конце урока 1. Я знаю, что такое имена существительные. 2. Я умею находить существительные среди других слов. 3. Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. 4. Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные. Учащиеся делают вывод о том, что не знают, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные и не все знают, какие существительные можно отнести к одушевленным, а какие к неодушевленным существительным. У некоторых детей возникают частные моменты

Слайд 13

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Деятельность учителя Деятельность ученика - Что вы узнаете сегодня на уроке? - Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+». Какими средствами мы сможем добиться этого? Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Будем обсуждать, выполнять задания, писать упражнения и т.п.

Слайд 14

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Решение дидактической задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Деятельность учителя Деятельность ученика А теперь давайте поиграем с вами в игру «Одушевленное – неодушевленное) (по типу «Съедобное – несъедобное») Я вам тоже хочу загадать слово: Лена, это слово «лисички». А кто думает по – другому? Кто же из них прав? Молодцы! Вы сделали правильный вывод! Вы начали добиваться успеха в своих высказываниях, т.к. внимательно слушали меня на прошлых уроках, когда изучали окружающий мир. Каждый ученик в паре придумывает слово и загадывает его соседу по парте , его сосед должен сказать какое оно – одушевленное или неодушевленное и обязательно объяснить, почему? Д ети по очереди загадывают друг другу слова, н – р: собака – одушевленное, т.к отвечает на вопрос кто? и является животным). Я думаю, оно неодушевленное, т.к. обозначает название грибов и отвечает на вопрос что? А я думаю, оно одушевленное, т.к. оно обозначает название животных и отвечает на вопрос кто? Правы оба – это многозначные слова! Они могут обозначать и названия грибов, и животных.

Слайд 15

Деятельность учителя Деятельность ученика А сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание, которое потребует от вас предельного внимания! Работать будете в паре. Найди 6 слов и обведи их в овал. ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ Какие слова нашли? I в – выпишет одушевлённые имена существительные. II в – неодушевлённые имена существительные. - Какие слова выписал I вариант? Почему? - Какие слова выписал II вариант? Почему? Вам встретилось слово гусеница. Составьте предложение с этим словом . Запишите его к себе в тетрадь. Прочитайте. А у меня получилось другое предложение. Я почему – то представила себе трактор или танк, когда составляла его. Кто догадался, почему? Сделайте вывод. Фронтальная работа по вариантам. Белка, рыбка, гусеница. Радуга, роза, конфета. Дети зачитывают свои предложения. В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Это многозначные слова. Они имеют разное лексическое значение и это легко определить в зависимости от предложения, в котором употребляются.

Слайд 16

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Решение дидактических задач: 1.Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. 2.Выявление качества и уровня овладения знаниями. Деятельность учителя Деятельность ученика Продолжим работать с предложениями. Сейчас вам предстоит сделать выбор заданий. Выберите из двух заданий одно и выполните. Эти задания творческие. Задание 1. На доске фото и рисунок «барашек»: животных, облаков, волн, цветов вербы. Составьте 2 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным. Задание 2. Норка Свинка Шах Галочка Ласка Собачка Составьте 2 предложения с любыми из этих существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным . Если встретилось непонятное слово – возьмите на столе учителя словарь и посмотрите его. Как определить, одушевлённые пред тобой существительные или неодушевлённые? Дети выбирают одно из двух заданий. Дети составляют предложения, выбрав один из предложенных вариантов заданий. У детей может возникнуть вопросы по поводу некоторых слов в задании – берут со стола словари, заранее приготовленные. Если в предложении слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.

Слайд 17

7. Включение в систему знаний и повторение. Деятельность учителя Деятельность ученика Ребята, когда вы заходите в класс, вы всегда говорите: Здравствуйте, Лариса Владимировна! Вы называете меня по имени отчеству. А кто знает, как зовут моего отца? А почему? Да, его зовут Владимир Борисович. Какой частью речи являются эти слова, напомните? Почему? Вам было дано вчера домашнее задание. Какое? Что у вас получилось? Какие одушевленные имена существительные вы услышали? - Его зовут Владимир. - Отчество человеку дается по имени его отца. - Одушевленные существительные, отвечают на вопрос КТО? и обозначают имена людей. - Мы должны были написать небольшой рассказ о своей семье с использование имен, отчеств, фамилий наших родных. 3 ребенка читают свои рассказы. - Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя и т.п.

Слайд 18

Деятельность учителя Деятельность ученика Стр. 91, упр. 5 - Запишите ответы на вопрос. Запишите рядом со словами вопрос, на который они отвечают. - Напишите имена своих мамы и папы, если знаете, то и с отчествами. А у кого из детей отчество с разделительным мягким знаком? А у кого из детей имя с удвоенной согласной? А у кого из детей имя с мягким знаком – показателем мягкости? А у кого из детей имя может быть как мужски, так и женским? А кто знает, как можно неодушевленное существительное превратить в одушевленное? А еще как? - Двое детей – мальчик и девочка – у доски. При помощи суффиксов образовать однокоренное слово – название профессии, по местожительству и т.п. А еще можно образовать фамилии людей.

Слайд 19

Деятельность учителя Деятельность ученика Устно образуйте от данных неодушевленных существительных одушевленные: БИБЛИОТЕКА - … УЧЕНИЕ - … СТЕКЛО - … БЕТОН - … ДИЗАЙН - … М ОСКВА - … Н ИЖНЕВАРТОВСК- … ТРУБА - … ДУНАЙ - … КАШКА - … СТОЛБ - … ЗУБ - … МОРОЗ - … БАШМАК - … БИБЛИОТЕКАРЬ УЧИТЕЛЬ СТЕКОЛЬЩИК БЕТОНЩИК ДИЗАЙНЕР МОСКВИЧ НИЖНЕВАРТОВЕЦ Трубавин Дунаева Кашкин Столбов Зубов Морозов Башмаков

Слайд 20

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Решение дидактических задач: 1. Анализ и оценка успешности достижения цели. 2.Выявление качества и уровня овладения знаниями. Деятельность учителя Деятельность ученика - Что нового узнали? - Ребята, теперь снова заполните карточки у вас на столе. Стало ли больше « +», или остались «?» -Что такое имя существительное? - На какие группы делятся имена существительные? - На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? - На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? Узнали, что существительные делятся на две группы – одушевленные и неодушевленные. Вновь заполняют карточки – делятся своими впечатлениями. Одушевленные отвечают на вопрос – кто? неодушевленные отвечают на вопрос – что?

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"

Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...