Урок русского языка в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Школа 2100»)

Разработка Мастранской О.Н. МБОУ «СОШ №49»

Тема  урока: Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

Цели урока:

  1. образовательная:  формирование  умений  находить несклоняемые имена существительные;
  2. развивающая: развитие наблюдательности, произвольного внимания, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении материала;
  3. воспитательная: воспитание  умения  работать в группе, способствовать умению осуществлять оценку и самооценку.

Ход урока:

I Организационный  этап

II Актуализация знаний

  1. Работа над каллиграфией

л   ле  т  то  н  но

  1. Задание.

- Прочитайте слова: стол, девочка, лето, поле, сила, кот, стол, солнце, парта.

- Запишите слова в столбики, по какому-то признаку. Выделите окончания.

Проверка  задания (фронтально).

- По какому признаку разделили слова на группы?

(1 столбик – слова с окончанием –а), Назовите слова 1 столбика

(2 столбик  - слова с окончаниями –о, - е,) -  Назовите слова 2 столбика

 (3 столбик  - слова с нулевым окончанием) -  Назовите слова 3 столбика.

Оценка работы класса.

- Что помогло вам успешно справиться с заданием? (умение выделять окончания в слове по алгоритму)

- Как доказать, что у слова есть окончание? (Изменить слово по числам,по падежам)

- Какое окончание называется нулевым?( Если у слова нет окончания, но появляется при  изменении формы слова.)

III Обозначение разрыва. Постановка учебной  задачи

3.1 Проблемная ситуация

Добавлю к вашему списку ещё 2 слова

- Прочитайте  слова: кино, кафе

- Как вы думаете, в какой столбик нужно записать эти слова?(затрудняются ответить)

Почему,    не  можем   написать эти слова ни в один столбик?)

3.2 Фиксация разрыва  в знаниях. Постановка учебной задачи

-Что обнаружилось   на уроке в ходе выполнения задания? (противоречие)

-Что происходит со словами кафе, кино  (Слова не изменяются)

- Чего мы не знаем? (мы не знаем, что происходит с их окончанием)

-Какую учебную  задачу поставим на уроке?

(Научиться находить имена существительные, у которых не изменяются окончания. )

IV Поиск решения учебной задачи

4.1 Групповая работа

Задание для 1группы

Выполните задание

План работы:

1. Прочитайте слова.

Такси, кенгуру, купе, какао,

2.Измените слово по числам

3.Измените слово по падежам

4.Запишите эти слова в тетрадь и выделите основу .

5. Сделайте вывод

Задание для 2группы

Выполните задание

План работы:

  1. Прочитайте слова.

колье, кашпо, радио, пальто

2.Измените слово по числам

3.Измените слово по падежам

4.Запишите эти слова в тетрадь и выделите основу .

5. Сделайте вывод

Задание для 3группы

Выполните задание

План работы:

  1. Прочитайте слова.

метро, кафе, кофе, эскимо 

2.Измените слово по числам

3.Измените слово по падежам

4.Запишите эти слова в тетрадь и выделите основу .

5. Сделайте вывод

4.3 Предъявление результатов

1 группа предъявляет результат (Слова  Такси, кенгуру, купе, какао не изменяются по числам, не меняют форму слова)

2 группа предъявляет результат (Слова колье, кашпо, радио, пальто не изменяются по числам, не меняют форму слова)

3 группа предъявляет результат. (Слова метро, кафе, кофе, эскимо 

 не изменяются по числам, не меняют форму слова)

4.4. Общий вывод.

Слова эти не изменяются, они  оканчиваются на –о, на –у, на –и

Это слова: метро, кафе, кофе, эскимо, колье, кашпо, радио, пальто, такси, кенгуру, купе, какао. У таких слов нет окончания.

V. Физминутка (см.САНПиНы  упр. Для снятия утомления с туловища)

VI.  Работа по учебнику

- Сравните свой вывод с авторским.

6.1 Знакомство с правилом

 (учащиеся читают  правило)

- Есть слова, у которых действительно НЕТ ОКОНЧАНИЙ . Эти слова пришли к нам из других языков. Нет окончания – значит, слово НИКАК  НИКОГДА  не изменяется! Такие имена существительные называют несклоняемыми. Например: кино, кенгуру, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо.

VII. Первичное воспроизведение нового знания

7.1 Работа парами:

С.147, упр. 167.

7.2.Предъявление результатов.

-На какие две группы вы разделили эти слова? Почему? (Часть существительных не изменяется по падежам и числам)

-Какую надпись сделали над каждым столбиком? (Изменяемые(склоняемые) и неизменяемые(несклоняемые) имена существительные)

-У каких слов вы выделили окончание? У каких – нет? Почему? (У несклоняемых имен существительных нет окончания, так как нет изменяемой части слова)


Учащиеся оценивают свою работу.

 - Возникли  ли вопросы, затруднения? (нет)

VIII. Самостоятельная работа

8.1 С.148, упр.170 (Вставить в словосочетания слова пальто, метро, кино, пианино,выделить основу)

Ребята доказывают, что эти слова  не изменяются и не имеют окончаний.

Вывод:   Несклоняемые имена существительные не имеют окончания и  не изменяются по падежам.

IX . Итог урока

9.1 Рефлексивная оценка

- Чего мы не знали. Какую учебную задачу ставили перед собой?

(Нам надо было научиться находить имена существительные,  у которых не изменяются окончания. )

- Откуда пришли в наш словарь эти слова? (Эти слова с иностранного происхождения)

 Дополните устно предложения:

-Теперь я знаю, что есть слова  (у которых нет окончания и они не изменяются при произношении:  пони, метро, кенгуру, пальто, кафе, кофе );Такие слова называются (несклоняемыми именами существительными)

-Теперь я смогу сам (найти несклоняемые существительные)

-Где мне это пригодится ….(правильно говорить, не изменяя слова)

9.2 Самоценка

-Оцените  себя на бланках , выбрав нужное:

Мне  было интересно/ не интересно узнавать новое.

Мне было  лёгко / трудно выполнять задания.

Я со всеми заданиями справился сам/  нуждался в помощи .

X. Домашнее задание

1 вариант – С. 148, упр.171.

2 вариант -  Найти в словаре слова   с неизменяемыми окончаниями.

Записать в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс

Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть  урока  проводится ...

Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс

Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть  урока  проводится ...

Урок русского языка по теме "Имена существительные мужского, женского, среднего рода".

Данный урок был составлен для учащихся 3 класса по программе "Школа 2100"...

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...