Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Груздева Елена Владимировна

Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть  урока  проводится  в группах, преобладает деятельность учащихся. Отбор материала и  состав групп определяется типичными затруднениями у учащихся на основе их анализа своей деятельности при изучении темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_tnme_imena_sushchestvitelnye_2_klass.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива»

Тема:   Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное»

Цель: создание условий для систематизации учащимися  учебного материала

            по теме «Имя существительное»

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • определять имена существительные в потоке речи
  • определять грамматические признаки существительных
  • писать имена существительные в соответствии с языковыми правилами

познавательные

  • определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение;
  • строить предложения

 с именами существительными, отвечающими  на заданные вопросы;

  • совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, классификацию

регулятивные

  • формировать навыки самоконтроля, самооценки через работу с картами движения
  •  выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  •  соотносить учебные действия с известным алгоритмом

коммуникативные

  • осуществлять учебное сотрудничество при работе в парах и группах
  • формировать

 положительную учебную  мотивацию

  • осознавать собственные достижения  при освоении учебной темы.
  • воспринимать русский язык

как явления национальной культуры

Оборудование: дидактические карточки для работы в группах, учебники и

                         рабочие тетради, карта движения по изучению темы, презентация,

                         электронная доска.

        

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Настраивает на  продуктивное занятие. Напоминает  об оценивании работы в том объёме, который выполнен в соответствии с темпом  ученика.

Приветствуют гостей, проверяют готовность к уроку.

Целеполагание

Я проанализировала вашу последнюю работу и получила следующие результаты:

- Что вы можете сказать, глядя на результаты?

- Посмотрите в ваши карты. Какое место занимает наш урок.

 -Озвучьте тему.

- Определите цель нашего урока.

 

Анализируют диаграммы, высказывают свои мнения.

Называют тему урока по карте, определяют цель: устранить свои затруднения по теме для подготовки к контрольной работе

Актуализация учебной деятельности

- Какова наша типичная ошибка?

Почему она возникла?

- Несмотря на то, что вы перечислили  причины затруднения, вы все-таки успешно справляетесь с существительными, котрые отвечают на вопросы  КТО? ЧТО?, а затруднения вызывают существительные в косвенной форме.

- Но кроме общих затруднений, есть ещё и ваши личные, индивидуальные трудности. Проанализируйте результаты по карте и определите ваши  затруднения, отметьте галочкой в первом столбце.

- Если у нас возникли трудности, значит нам нужен помощник. А это…( правило)

- Вспомним, что мы знаем об имени существительном?

Определяют, что типичным затруднение для класса является умение определять существительные в речи или тексте.

Определяют причины затруднений.

Определяют и указывают в карте движения по теме свои трудности.

 Работают с правилом с 90 в учебнике, восстанавливают кластер.

Обобщение и систематизация

( работа с типичной ошибкой по классу)

- Мы вспомнили учебный материал, определили затруднения. Предлагаю для их устранения выполнить  задание по  определению существительного в предложении. В роли помощников-консультантов  сегодня будут те ребята, которые выполнили задание без ошибок. Мне поможет у доски _______________.

У Веры в доме живет красивый щенок.

-Какие приемы использовала ____ для нахождения существительных?

- Теперь, работая в парах, продолжим применять этот алгоритм выполняя упражнение 158 на с 34 в ТПО. Пара разбирает по одному предложению. Смена пары по сигналу. Консультанты работают с парами 3 ряда.

- Самопроверка по ключу. Проставьте результаты на полях тетради

Записывают в тетрадь предложение и определяют существительные.

Определяют способы.

(потрогать, увидеть, почувствовать)

Работают в парах сменного и постоянного состава. Выполняют упражнение.

Проверяют работу, обозначают результат.

Применение в новой ситуации.

(разноуровневые задания)

- Для совершенствования  навыка предлагаю задания разного уровня сложности. Выполнять будете самостоятельно, проверка по эталонам .

(красный – репродуктивный уровень;

синий – конструктивный, зеленый - творческий)

- (Даёт опережающее задание 3 ур. – найти слова похожие на слово «мясное» и определить их часть речи).

 Самостоятельно выполняют задания, осуществляют самопроверку по эталону.

Вносят результаты на поля тетради.

Контроль и анализ ошибок, коррекция.

(работа с индивидуальными затруднениями)

 - Следующим шагом  к нашей цели станет работа с вашими трудностями. Работать  будете в группах, исходя из тех затруднений, что вы отметили в начале урока. 4 группы будут работать с консультантами, три самостоятельно.

( Группы: «Собственные» -2, «Род» - 2, «Число» -1, «Одушевленные» - 1, «Творческая» - 1)

  - Попрошу консультантов проверить задания по их ключу. Результаты записать на полях.

 Переходят в группы в зависимости от своих  ошибок. Консультанты работают с группой по инструкции. Группа выполняет задания по карточкам, обсуждая и помогая друг другу). Задания разноуровневые.

Консультант проверяет работы и вносит результат на поля тетради ученика.

Творческая группа зачитывает результат своей работы.

Рефлексия деятельности и итог урока.

 - Мы выполнили различные упражнения  по устранению наших затруднений. Вспомним, что нам помогает находить существительные?  Определять одушевлённость?, А число? Род?

- Как бы вы определили теперь свой уровень движения по изучению темы?

  • По-прежнему не понимаю
  • Думаю, что справлюсь с проверочной
  • Уверен в себе!

- Настало время проверить ваши  предположения. Графический диктант.

           

                   1          2             3

Ч.р.

Одуш.

Собств.

Число

Род(ж.)

- Поменяйтесь работами, выполите взаимопроверку по известным вам критериям. Подчеркните категорию, если товарищ допустил ошибки. Верните работы.

- Возьмите карты  движения .

-Выставьте результаты в карту и сравните с предыдущими.

-  Проанализируйте свой результат. Укажите подтвердилось ли ваше предположение?

- На основе ваших данных  о работе  на уроке, поставьте себе отметку. Кто хочет прокомментировать?

 Повторяют основные вопросы  раздела «Имя существительное».

Прогнозируют свой уровень выполнения работы.

Выполняют графический диктант.

Осуществляют взаимопроверку.

Выбирают  из слов указанную категорию.

Часть речи – свет, метёт, красивый

Одушевлённое – вечер, Барсик, парус.

Собственное – река, «Мурзилка», мечта.

Число (мн.) – книга, дороги, окно.

Род (ж) – море, камень, страна

Выполняют взаимопроверку.

Сравнивают с прогнозированем.

Ставят отметку. 2- 3 дают комментарий.

Домашнее задание.

Исходя из ваших  затруднений, выберите себе домашнее задание.

         

              Число. Часть речи.

            Упр 119, ТПО упр 160

               Род, одушевлённые.        

«Карточки-кармашки»

                  Без ошибок.

  • Найти слова похожие на слово « мясное», определить их род.
  • Образовать название лесных объектов от слов: ель, дуб, ива, берёза, осина.

- Урок окончен.

Выбирают домашнее задание. Записывают в дневник.

Приложение.

3                        

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Запишите только второй   абзац,   укажите   существительные .    

          Этот _____________________ не  уступает любому хищнику   по разорению  птичьих   гнёзд.

          Всю зиму ______________    живет    на растительной пище.   Ест заготовленные   грибы, орехи.   А весной    любит   полакомиться  мясным.

2

Запишите, подчеркните существительные.

Чтобы промыть рану,  вода должна  течь тонкой струйкой. После сражения в корабле  началась  течь.

1

Спишите предложение  и подчеркните  существительные

Дедушка Юрий подарил внуку маленьких зайчат.

Собственные.

  1. Образуйте  от нарицательного  существительного имена собственные  по данным таблицы.

Составьте и запишите с ними  1 предложение.

глобус

ИМЯ

ОТЧЕСТВО

ФАМИЛИЯ

Географическое название

  1. Используя   журнал,  запишите  предложение, соблюдая правописание.  Подчеркните  имена  собственные.

В марте вышел новый номер журнала ________________________ под редакцией__________________________________.

Род.

  1. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова. Укажи их род.

С      т       к       н

К      р       т      н

Д      р        в

  1.  Запиши слова парами с предшествующими  явлениями.   Над словами   укажи род .

День  -

Корова –

Кефир –

Число.

  1. Выполни    упр.    118   с. 88  учебника. Запиши   первое  и третье предложение. Подчеркни существительные множественного числа.

  1.  Запиши слова  второй   строки  из упр. 117  с. 88 учебника по образцу. Обсудите: какие   окончания   множественного числа встретились?  Какое окончание ещё может быть во множественном числе?

Одушевлённые.

  1. Образуй одушевлённые имена существительные.

Лес  --    

Футбол  -  

Море -  

  1. Используя  данные  таблицы,  составьте и   запишите   2 предложения.  Подчеркните  одушевлённые  существительные.

род

вид

отличие

дом

конура        

для    собаки

дом

скворечник

для     птиц

Творческая.

  1. Проанализируйте  таблицу.  Прочитайте карточку. Составьте     прогноз погоды    для нашей  местности.  Подготовьтесь к представлению текста.

  1. Выполните   задание.  Расскажите о результатах.

  1. Из  предложенного   материала   составьте   памятку для рассказа о категории   рода  в русском  языке.

Инструкция для консультанта.

(Группы)

  1. Прочитай инструкцию.
  2. Объясни, если не  поняли задание.
  3. Слушай рассуждения в группе, следи за речевой культурой.
  4. Контролируй комментирование записи.
  5. Проверь по  эталону.
  6. Поставь знак  на полях.

План работы в группе.

  1. Слушаем консультанта.
  2. Обсуждаем задание.  Устно выполняем задание № 1.
  3. Записываем с комментированием. Если нужно помогаем друг другу, соблюдая речевой этикет.
  4. Также выполняем задание № 2.
  5. Сдаем на проверку консультанту.

Существительные общего рода

В русском языке особое место занимают так называемые существительные общего рода. К ним относятся существительные с окончанием  (), называющие лиц мужского и женского пола. Родовая принадлежность этих слов зависит от конкретного употребления в речи.

 

Маленький Миша любит поплакать, прямо как плакса.(Плакса — м. р.)

Моя Настенька не плакса! (Плакса — ж. р.)

Все торты и пирожные  съел  наш

лакомка. (Лакомка — м. р.

 Эти профитроли я несу  внучке,  нашей лакомке. (Лакомка — ж. р.)

КЛЮЧИ

К-2

Дедушка     Юрий   подарил    внуку    маленьких     зайчат.

С-2

Чтобы    промыть    рану,  вода    должна    течь    тонкой   струйкой.

 После    сражения    в   корабле  началась    течь.

З – 2

Название:  Белка.

Существительные:  зверёк, белка…

Ловушки:  весной,   мясным.

Всю  зиму ______________    живет    на растительной   пище.   Ест заготовленные грибы, орехи.   А весной    любит   полакомиться  мясным.

Эталон для консультантов.

Собственные

  1.  Глобус    Глобусович      Глобусов  живет в селе   Глобусово.                

( плывет по реке     Глобусовка.)

  1. В     марте     вышел    новый     номер        журнала  «________________     под      редакцией       _________________________________.

Род

С      т       к       н       стакан- м.р.

К      р       т      н        картина – ж.р.

Д      р        в               дерево  - с.р.

  1.  

День  (м.р)   -    утро    (с.р.)

Корова ( ж.р)        –  телёнок  (м.р.)

         Кефир (м.р.) –   молоко  ( с.р.)

Число

  1. Стрижи и сороки – это птицы.

Ландыш и шиповник – это растения.

  1.  Квартиры,    лопаты,    магазины ,  мальчики

Одушевлённые

  1. Лес  --     лесник

Футбол  -  футболист

Море -   моряк

  1.  Конура -  это  дом   для    собаки.

Скворечник – это дом для    птиц.

Карта движения по изучению темы «Части слова»

урока

Тема

Результат урока

Трудности

Действия

Как собрать и разобрать слово.

Родственные слова.

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание парных согласных в корне слова.

Правописание парных согласных в корне слова.

Приставка.

Приставка. Правописание разделительного твёрдого знака.

Суффикс. Роль суффикса в слове.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Окончание.

Вывод :      __________________________________________________________

                Ошибки :             ______________________________________________

               Действия:        ________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имена прилагательные , противоположные по смыслу".

Данный материал использовался  как урок русского языка в классе компенсирующего обучения ( дети цыганской национальности), поэтому  применяется много наглядности ( развито наглядное мышление...

Открытый урок русского языка по теме "Имена собственные"

Открытый урок в 1 классе по учебнику М.С.Соловейчик...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: Имена собственные. 2 класс.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: Имена собственные. 2 класс....

Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс

Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть  урока  проводится ...

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс

Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...