Конспект урока русского языка по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Гаврилова Наталия Юрьевна

Урок "открытия" новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей № 24 имени Героя  Советского Союза А.В.Корявина»

г. Сергиев Посад-6

Урок русского языка в 3 классе

Тема. Имена существительные собственные и нарицательные.

Педагог: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Гаврилова Наталия Юрьевна.

Тип урока:  «открытие» новых знаний.

Цель урока:  создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Задачи: содействовать развитию у учащихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи.

Воспитывать умение общаться.

Используемые технологии:

  • Информационно – коммуникативные
  • Технология уровневой дифференциации
  • Проблемное обучение
  • Педагогика сотрудничества

Оборудование и технические средства обучения: ноутбук, медиа - проектор, интерактивная доска, карточки.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Русский язык, 2 часть» авторов С.В. Иванов,    А.О. Евдокимова,  М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, презентация Power Point, цветные карточки ( розового, желтого, зеленого цветов).

 Этапы  урока:

  1. Организационный.
  2. Мотивирование на учебную деятельность.

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу .

- Прочитайте высказывание и объясните,  как вы его понимаете?

« Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»

(Ответы детей)

- Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся и становимся мудрее. На любом уроке  мы открываем  для себя новые знания, и сегодняшний урок – не исключение.

  1. Актуализация знаний.

На доске:

  1. Ч…л…век ,  уч…ник,  имя,  учит…ль.
  2. Приставка, корень, суффикс, существительное, окончание.

Напишите лишнее слово из первой строчки. Почему оно лишнее?

Выпишите лишнее слово из второй строчки. Почему оно лишнее?

-Что получилось? (Имя существительное). Вспомним, что нам  известно об имени существительном.

На доске собираем вместе с детьми кластер об имени существительном.

  1.  Целеполагание, постановка проблемы.

Работа с учебником  (стр. 66, упр.1).

(Читаем текст, отвечаем на вопросы, пользуясь составленным кластером, выясняем наличие основных  признаков имени существительного у собственных имен существительных).

Обозначается тема урока,  цель урока.

Читаем и обсуждаем правило на стр. 66 – 67.

Работа над упражнением  №1. С. 66 ( по вариантам).

1вариант – выпишите названия рек.

2вариант – выпишите названия городов.

3 вариант – выпишите фамилии известных людей.

Проверка в парах и фронтально.

  1. Физкультминутка «Повторяй за мной!» под музыку.
  2.  Фиксация затруднений в деятельности. Постановка проблемы.

Мы знаем, что имена существительные нарицательные изменяются по числам, склоняются, бывают определённого рода. Можно ли это же сказать об именах существительных собственных?

Наша цель подтвердить эти знания или опровергнуть.

Работа в парах по карточкам.

1гр.

Задание: просклонять имена существительные  Москва,  Тбилиси, Волга

2гр. 

Задание: определить род имён существительных собственных:

Москва,  Александр, Осло (столица Норвегии), озеро Эри

3гр. 

Задание: изменить имена существительные по числам: поэт, Франция, Сергей Есенин, Москва, Волга.

- Проверка работы

- Оцените свою работу.

- Какой вывод вы сделали?

7. Решение проблемы

- Чтобы подтвердить наше открытие, прочитаем правила на с. 67-68 учебника.

- Что нового мы узнали об имени существительном?

 Имена существительные бывают собственные и нарицательные ( добавить в кластер табличку)

- Как изменяются имена собственные?

8. Самостоятельная  разноуровневая  работа с использованием полученных знаний.

1 уровень:

Прочитай  текст. Спиши. Подчеркни  имена  собственные.

Сергиев Посад. Небольшой городок, расположенный недалеко от Москвы. Основал его Сергий Радонежский с братом своим – Стефаном.

2  уровень:

Прочитай  предложения. Определи  с  заглавной  или  строчной  буквы  пишутся  выделенные  слова. Спиши текст.

 Столица (Р,р)оссии – город  (М,м)осква. Согласно летописи, основателем города был  князь (Ю,ю)рий  (Д,д)олгорукий. Князь (И,и)ван  (К,к)алита сделал Москву столицей.

3  уровень:

Придумай  и  запиши два своих  предложения, чтобы  в  них  были  имена  собственные.

Проверка выполненной работы.

9. Систематизация знаний

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью.

10.  Рефлексия

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке.

- Сегодня на уроке мы говорили о…

- Что нового мы узнали об именах собственных?

- Какие трудности возникли  в течение урока?

- Кто из твоих товарищей работал наиболее активно?

-Кто считает, что для того, чтобы усвоить новую тему, нужно обязательно повторить правила в учебнике? 

11.  Домашнее задание.

Повторить правила на стр. 66 – 68.

      Выполнить упр. 3 на стр.68.

12. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Урок русского языка в 3 классе «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цели урока:Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.Воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании...

Урок русского языка в 3 классе "Собственные и нарицательные имена существительные"

Цели:·                     узнать о собственных и нарицательных именах существительных; &midd...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...