Главные вкладки

    Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Гулакова Ирина Александровна

    Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobstvennoe_i_naritsatelnoe_28.02.odt33.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этапы урока

    Время

    Содержание урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Орг. момент

    Мотивационный

    08:00-08:02

    - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, сегодня я буду вести у Вас русский язык. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я желаю Вам хорошей работы на уроке. Садится очень тихо первый ряд, потом так же тихо второй ряд и еще тише третий ряд. Молодцы!

    Давайте, проверим готовность к уроку. У Вас на партах должны лежать: учебник, пенал и тетрадь.

    Эмоционально настроиться.

    Приветствовать учителя;

    Проверять  готовность к уроку.

    Практический:

    словарная работа;

    ответы на вопросы;

    формулировка правила;

    составление предложения; разбор предложения.

    Словесный:  

    формулирование темы и целей урока. 

    08:02-08:05

    Актуализация опорных знаний.

    Давайте, проведем словарный диктант.

    Слушайте внимательно: улица, ягода, Россия, магазин, город, завод, Ольга, Челябинск, Москва, отец.

    На какие две категории мы можем разделить эти слова? (собственные и нарицательные). Верно.

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему прошлого урока.

    Кто может зачитать имена собственные? (Россия, Челябинск, Ольга, Москва).

    Кто может рассказать, что же такое собственное имя существительное. (Это ФИО, географические название и клички).

    Пишутся с заглавной буквы.

    Кто может зачитать имена нарицательные? (улица, ягода, магазин, город, завод, отец).

    Что же такое нарицательное имя существительное? (все остальные имена существительные, кроме собственных). Верно.

    Составьте предложение с одним из слов. (Отец купил мне мороженное).

    Давайте, разберем предложение по цели высказывания. (распр., невоскл., пов., простое.). Хорошо.

    Мы с вами продолжим говорить об имени существительном.

    - Тема сегодняшнего урока «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных».

    Какие цели мы можем  поставить на урок?

    Продолжите фразу:

    научиться... отличать собственные от нарицательных имен существительных,

    узнать... новое правило,

    закрепить...знание о написании имен существительных.

    Очень хорошо. Давайте начнем изучение нашей темы.

    Выполнять словарный диктант;

    Отвечать на вопросы.

    Формулировать правило.

    Отвечать на вопросы.

    Формулировать правилою

    Составлять предложение;

    Выполнять разбор предложения;

    Слушать учителя;

    Формулировать тему урока;

    Ставить цели на урок.

    П:Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

    2.Постановка учебной задачи и ее решения:

    Словесный: чтение слов вслух.

    Наглядный: работа с учебником.

    Словесный: ответы на вопросы, работа с упражнением.

    Практический:  формулирование правила.

    08:05-08:15

    - Откройте, свои тетради и запишите число и классная работа.

    Сегодня двадцать восьмое февраля.

    Учебник, стр.54

    - Откройте, учебник на  странице 54 и  найдите упражнение 92.

    Н, прочитай задание к упражнению. (Прочитайте текст).

    Прочитайте текст про себя. Кто хочет прочитать вслух?

    В былинах славных богатырей земли Русской величали по имени и отчеству: Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Вольга Святосл
    авович. Вот как говорит о себе Илья Муромец при встрече с князем Владимиром:
    --- Ай по имени зовут меня да Илья Муромец,
    По отцу-то величают сын Иванович.

    Тимур, прочитай первый вопрос после текста. (Как звали отцов русских богатырей?)

    Добрыня Никитич — Никита

    Микула Селянинович — Селянин

    Вольга Святославович — Святослав

    От какого города произошло прозвище Муромец?

    Илья Муромец — Муром

    Катя, прочитай второе задание.

    Запишите как звали богатырей русских.

    Напишите номер упражнения, 92 в тетради и заишите как звали богатырей. Как будете готовы поднимите руки. Подчеркните Заглавные буквы. Эти имена существительные  собственные или нарицательные? (собственные)

    Давайте повторим правило.

    Имена собственные пишутся с заглавной буквы. И это имена, фамилии и отчества. Какие примеры можем привести? (Саша. Маша. Иванова и т.д).

    Кто может рассказать это правило? (2-3 ученика) Хорошо.

    Что же такое имена нарицательные?

    Нарицательные имена-это все остальные имена существительные, кроме собственных. Пишутся со  строчной буквы. Какие примеры мы можем привести? (город, петух, и т.д)

    Кто может рассказать это правило. (2-3 ученика)

    Молодцы! Продолжим нашу работу.

    Записывать число и классная работа;

    Читать вслух;

    Работать с учебником;

    Отвечать на вопросы;

    Выполнять упражнение.

    Формулировать правило;

    Р:Целеполагание ;

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

    строят реч. Высказывания;

    К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

    точностью, слушать и понимать речь других;

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

    Словесный: чтение про себя, вслух; ответы на вопросы;

    выполнение упражнения.

    Словесный: чтение про себя, вслух; ответы на вопросы;

    выполнение упражнения.

    08:15-08:27

    Учебник, стр.55

    - Откройте, учебник на странице 55 и найдите упражнение 94.

    Н, прочитай задание к упражнению. (Скажите, можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца. Объясните свой ответ).

    Кто готов ответить? (Да. Так как отчество — это имя нашего отца).

    Вспомните отчество своей мамы и назовите имя ее отца.

    Например: Ирина Александровна -  отец Александр.

    Кто хочет высказаться?

    Назовите своему соседу по парте свое отчество, а он должен назвать имя вашего отца. Поработайте в парах.

    Кто хочет ответить? Молодцы!

    Учебник, стр.55

    Найдите упражнение 95. Запишите в тетради.

    Н, прочитай задание к упражнению. (Прочитайте).

    Прочитайте текст про себя. Кто хочет прочитать вслух?

    Само слово «фамилия» вошло в русский язык относительно позднее, чем имя и отчество. …

    Выпишите выделенные слова. Обозначьте ударение в них.

    Приступайте, первое слово с заглавной буквы, с красной строки, остальные через запятую. Как будете готовы поднимите руку на локоток.

    Давайте ответим на вопросы:

    Можно ли, назвать выписанные вами слова, именами собственными? (нет) Почему? Потому что фамилий, имен и отчеств много, и они все разные.

    Назовите фамилию вашей семьи (друга, подруги и т. д.)

    Запишите несколько фамилий в тетради.

    Как вы их записали? (с заглавной буквы).

    Слова, которые вы записали. Имена собственные или нарицательные? (собственные) Верно.

    Динамическая пауза

    Вы хорошо потрудились давайте немного отдохнем.

    Песня «Фиксики».

    Молодцы! Продолжим нашу работу.

    Читать про себя;

    Читать вслух;

    Отвечать на вопросы;

    Работать с упражнением;

    Читать про себя;

    Читать вслух;

    Работать с упражнением;

    Отвечать на вопросы;

    Выполнять физ.упр.

    К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

    точностью, слушать и понимать речь других;

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

    строят реч. Высказывания;

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

    точностью, слушать и понимать речь других.

    3.Решение частных задач

    Словесный:  чтение про себя и вслух.

    Практический: выполнение упражнения;  

    выполнение проверки.

     

    08:27-08:35

    Учебник, стр.55

    - Н, прочитай задание к упражнению 96.

    Прочитайте, что обозначают отдельные буквы и слова? Где вы видели такие записи?

    К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Л. Барто, С.В. Михалков (Сергей Владимирович), Ф.И. Тютчев, Е.И. Чарушин.(Евгений Иванович)

    Что же обозначают эти буквы? (имена и отчества) Слова? (фамилии).

    Где вы видели такие записи? (в учебнике литературы, на книгах).

    В каком порядке будут располагаться карточки и этими авторами? (Барто, Маршак, Михалков, Тютчев, Чарушин, Чуковский). Запишите в тетради этих авторов в нужном порядке. Как будете готовы, поднимите руку на локоток.

    Давайте проверим. Молодцы!

    Читать про себя;

    Читать вслух;

    Выполнять упражнение;

    Выполнять запись в тетради;

    Выполнять проверку;

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

    строят реч. Высказывания;

    Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    Р: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

    Словесный: объяснение домашнего задания.

    08:35-08:36

    Домашнее задание.

    Откройте дневники и запишите домашнее задание.

    Упражнение 97, страница 57.

    Записывать домашнее задание.

    4.Итог урока.

    Рефлексия

    08:36-08:40

    Давайте, подведем итоги урока и вспомним.

    - Какие цели урока мы формулировали? (научиться..., узнать... ).

    Поднимите руку, те, кто считает что мы достигли этих целей. Очень хорошо.

    - Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

    -Что было легко? Что было трудно?

    - Какое задание было самым интересным?

    - Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

    -На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

    Подводить итог

    П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


    Дата: 28.02.17                                                                                                                                 Учитель: Ерина Н.Ф.

    Школа: 53                                                                                                                                       Методист: Зубарева  Н. С.  

    Класс: 2-1                                                                                                                                       Студентка: Гулакова И., 36 гр.                                                                                                                                                                                                                      

    Кабинет: 212

    Урок № 1

    Конспект урока русского языка

    Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

    Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

              Планируемые результаты        

    личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слушать и слышать,  устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

    предметные:  отличать собственные и нарицательные  существительные; находить  признаки существительных; объединять имена существительные по лексическому значению; знакомится с ролью существительных в предложении;

              Тип урока: комбинированный урок. 

    Оборудование: учебник «Русский язык» 2 кл 2 часть УМК «ШР».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

    На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

    Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

    Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

    Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

    Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

    Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имен существительных.

    Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной ре...

    Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

    Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...