Конспект урока русского языка "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ивлева Василина Олеговна

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx47.87 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.09.2020                                                                                                                        ФИО учителя: Маркина С.В.

Школа: 95                                                                                                                                ФИ студента: Ивлева В.О.

Класс: 3-5                                                                                                                                ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 302

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»

Цели деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном как части речи,  связанной с именем существительным и зависящей от него.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: что такое имя прилагательное, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как может изменяться;

Уметь: находить имена прилагательные, связанные с именами существительными в тексте;

Личностные:

принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения, развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания 

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./Каленчук М.Л.- М: «Просвещение»\ Учебник, 2016.- Ч.1.; раздаточный материал; презентация.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формирудемые УУ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой 

Словесный: слово учителя

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василина Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Поднимите руки, кто любит преодолевать трудности?

– Хлопните,  кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Улыбнитесь друг другу, пусть наш урок будет таким же ярким, как ваши улыбки.

 

Слушают учителя.

Поднимают руки. Хлопают.

Улыбаются.

 

Р: настрой на продуктивную работу.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: карточки с заданием

Практический:

работа в парах, словарно-логическое упражнение

Словесный:

Диалог

Словесный: связный ответ на грамматическую тему

Проблемный: Создание речевой ситуации, требующей решения

5 мин.

- Первое, чем мы займемся, это выполним работу в парах. Каждая пара получит карточку со словами. Ваша задача - найти лишнее слово в каждом ряду и объяснить, почему оно лишнее. У вас будет ровно минута. Приступайте.

Слова на карточках:

  1. Малина, обед, животное, хороший.
  2. Автобус, футбол, быстрый, мяч.
  3. Красный, жук, дерево, ручка.

-Время вышло.

- Назовите «лишние» слова. Почему они лишнее?

-Вы сказали, что все слова, кроме «лишнего», имена существительные. Вспомним, что же мы знаем об имени существительном. Посмотрите на доску, здесь вы видите план ответа. Кто желает заработать оценку и рассказать все, что вы знаете об имени существительном?

План:

1. Имя существительное - ….. часть речи

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Постоянные признаки

5. Непостоянный признаки

6. Каким членом предложения является?

- А слова «хороший», «быстрый», «красный»  можем ли мы  охарактеризовать   как части речи? Почему?

- Верно. Проведём исследование. Кто хочет выйти к доске и помочь мне? Перед тобой стоят кружки. Дай мне, пожалуйста, кружку.

- Нет. Я не эту кружку просила, а другую. Почему ты мне дала не ту кружку?

- А как мне нужно было сказать?

- Подберите слова, которые смогли бы очень точно описать кружку.

- Теперь, подай большую стеклянную белую кружку. Теперь тебе было легко сориентироваться, какая кружка мне нужна?

- А что помогло тебе подать мне то, что я просила? Как они называются?

- Эти слова, называются слова – признаки. Подбери слова – признаки к другой кружке.

Выполняют задания на карточках.

- Слова «хороший», «быстрый», «красный».Т.к. эти слова обозначают признак предмета, отвечают на вопрос «Какой?», а остальные слова обозначают предмет, являются именами существительными.

- Самостоятельная часть речи.

- Оно обозначает предмет.

- Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?».

- Постоянный – род, одушевлённое или неодушевлённое. Не постоянный – число.  

- В предложении является главным или второстепенным членом.

- Нет, потому что мы ещё не знаем об этой части речи.

Ученик подаёт кружку.

- Потому что вы не уточнили какая кружка вам была нужна.

- Уточнить какая кружка вам нужна – стеклянная или пластмассовая.

- Большая, белая, стеклянная.

- Да.

-Слова.

-Красная, пластмассовая, маленькая.

П: анализ объектов с выделением

сущ-х признаков;

 

П: поиск и выделение необходимой информации

П: выполнение задания на основе знания правил

К:

аргументирование своей точки зрения, принимать точку зрения другого 

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Практический: выполнение задания

Словесный: подводящий диалог

2 мин.

-Может, кто-то уже знает, как называются слова признаки? Посмотрите на доску. Если вы отгадаете анаграмму, то узнаете главное слово нашего урока.

На доске: РИПАГАЛЛЬТЕОНЕ.

-Какое слово получилось? Какая тема урока?

- Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

Слушают учителя.

Расшифровывают анограмму.

-Прилагательное.

- Узнать, что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, какие признаки имеет.    

П: построение речевого высказывания

Р : целеполагание

IV.Открытие нового знания

Практический: чтение стихотворения,

ответы на вопросы,

морфологический анализ

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

Практический: чтение предложения, анализ

Словесный: беседа, лингвистический эксперимент.

Наглядный: учебник

Практический: выполнение упражнения,

выборочное списывание

Словесный: диалог

Наглядный: учебник

Практический: чтение и анализ правила

7 мин.

 -Посмотрите на доску. Кто хочет прочитать стихотворение? (На доске стихотворение из учебника, страница 32).

-Найдите имена существительные, к которым относится выделенное слово – название признака.

- В каком числе все эти слова?

- А слово - название признака в этом же числе?

- Представьте, что у героя стихотворения появился не братик Миша, а сестричка Маша. Прочитайте первые две строчки по-другому, учитывая это обстоятельство.

- Изменился ли род слова – названия признака?

- Есть ли у слова – названия признака свой собственный род? Изменяется ли это слово по родам? А по числам? Найдите подтверждение этого в тексте стихотворения.

Молодцы ребята. Слова – названия признаков мы будем теперь называть по-научному «Именами прилагательными».

- Откройте учебники на странице 33. Кто прочитает, почему прилагательные так называются.

- Почему прилагательное так назвали?

- Давайте сделаем вывод. Слова-названия признаков связаны с какой частью речи? Род прилагательных меняется, если изменяется существительное? Прилагательные изменяются по числам?

- Верно, молодцы ребята.

-Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте предложение.

-Попробуйте прочитать предложение, убрав имена прилагательные. Что заметили?

- Как вы думаете, какова роль имён прилагательных в нашей речи?

Динамическая пауза

-Предлагаю немного отвлечься.

- Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – топайте:

Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая.

А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов: Большой, горячий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Спины держим ровно, пишем аккуратно.

-Упражнение 25, на странице  33. Откройте словарь на букву «В». Найдите и выпишите два прилагательных, а также все буквосочетания, которые следуют за ними.

-В какой форме стоит прилагательное в словаре и какое у него окончание?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное в начальной форме?

- О чём говорят следующие за ним буквосочетания «-яя, -ее», «-ая, -ое»?

- Что с ними сделали? Задайте вопрос к слову.

- Откройте страницу 34 в учебнике. Кто прочитает правило?

- Давайте обобщим наши знания об имени прилагательном. Вспомните план, по которому вы рассказывали мне об имени существительном. Этим же планом можно воспользоваться и сейчас. Что это за часть речи? Что она обозначает?

- На какие вопросы отвечает в начальной форме?

- Может имя прилагательное изменяться? По каким признакам?

-Каким членом предложения является?

- От какой части речи зависимы прилагательные?

-Молодцы!

Читают стихотворение, отвечают на вопросы.

- Братик Миша. Волосы. Ресницы.

- Братик Миша – существительное ед.ч.,  мужского рода.

- Волосы – мн.ч.

- Ресницы – существительное мн.ч.  

- Братик Миша (какой?) рыжий, м.р., ед.ч.

Волосы (какие?) рыжие. Мн.ч

Ресницы (какие?) рыжие. Мн.ч.

Ученик читает.

- Ох, до чего же рыжая (ж.р., мн.ч)

Моя сестричка Маша.

- Да изменился.

- Да. Братик Миша рыжий.

Волосы рыжие.

Ресницы рыжие.

Ученик читает.

- Потому что оно прилагается к существительному.

- С именами существительными.

- Да.

- Да.

 

Осенний лес стоял разноцветный: желтый, лиловый, красный, багряный.

- У леса пропали краски. Мы не можем представить какой он.

- Они делают нашу речь более понятной, красивой, помогают передать особенности предметов, наиболее точно их описать.

Выполняют задания по указанию учителя.

Записывают число, классная работа. Выполняют упражнение в тетради.

- Вешний – окончание – ий.

Взрытый – окончания – ый.

- В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопрос «какой?».

- Это изменилось окончание.

- Какая? Внешняя. Какое? Взрытое.

Изменили прилагательные по родам.

Читают правило.

- Это самостоятельная часть речи, обозначающий признак предмета.

- В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «чей?».

- Может изменяться по родам, числам, по команде вопросов.

- Имя прилагательное зависит от имени существительного, которому оно подчиняется.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: анализ

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

П: извлечение необходимой информации из текста, восприятие текста

К:

умение работать в группе, договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь.

К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

П: построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Наглядный: учебник

Практический: выполнение упражнения,

выборочное списывание,

частичный морфологический разбор

Словесный: беседа

Практический: работа у доски

Наглядный: учебник

Словесный: беседа

7-9 мин.

 

- Упражнение 26 на странице 34. Прочитайте предложение.

- Нам нужно выписать из предложения любое прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит. Дать ему устную характеристику как части речи. Какое будет первое словосочетание?

- Записываем его в тетрадь «По зелёному листу». Отмечаем главное слово крестиком и задаем от него вопрос. Читаем образец.

- Какое будет следующее словосочетание? Кто выйдет к доске и по образцу даст характеристику.

Слушайте внимательно, обращайте внимание на ошибки.

-Кто услышал ошибку? Замечательно, садись. Оценка …

- Есть ещё словосочетания? Кто пойдет следующий?

-Замечательно, садись. Оценка …

Ученик читает

- По зелёному листу.

Учащиеся пишут.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

- По широкому листу.

- «По широкому листу»

Широкий – имя прилагательное.

Начальная форма: широкий

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой?

Стоит в форме мужского рода, единственного числа, в предложении отвечает на вопрос: какому? По листу «какому?» широкому.

Может изменяться по родам: широкий –  широкая, широкое.

Может изменяться по числам: широкий – широкие.

Может изменяться по команде вопросов: есть широкий лист, нет широкого листа.

- Да. Маленькие букашки.

- «Маленькие букашки»

Маленькие – имя прилагательное.

Начальная форма: маленький.

Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой?

Стоит в форме мужского рода, множественного числа, в предложении отвечает на вопрос: какие? Букашки «какие?» маленькие.

Может изменяться по родам: маленький –  маленькая, маленькое.

Может изменяться по числам: маленький – маленькие.

Может изменяться по команде вопросов: есть маленькая букашка, нет маленькой букашки.

П: построение речевого высказывания

Р: выполнение действий в соответствии с задачей;

Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания

Р: выполнение действий в соответствии с задачей;

Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания

VI. Самостоятельная работа

Словесный: диалог

Практический: выполнение задания, работа в группах, частичный морфологический разбор

5 мин.

 -Сейчас вы поработаете в группах по 4 человека. Каждая группа получит картину. Посмотрите на картину и  составьте по ней 3 предложения с именами прилагательными. Дайте характеристику имени прилагательному по такой же схеме, как мы делали на уроке.

-Кто готов представить нам свою картину и придуманные предложения?

-Кто считает, что его группа справилась отлично, поднимите руки.

-Молодцы!

Каждая группа получает картину и составляет по ней 3 предложения. Затем дают характеристику прилагательному.

Выступают перед классом.

П: анализ, синтез, обобщение

Л: самооценка

К:

умение работать в группе, договариваться, действовать сообща

VII. Включение в систему знаний

Словесный: диалог

3 мин

- Посмотрите на слайд, является ли данный текст стихотворением?

Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее.

- А теперь послушайте еще один текст.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Люблю ее нарядную,

Родную ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. (А.Прокофьев)

- А этот текст является стихотворением?

- Сравните оба текса. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Почему второй текст получился выразительный, яркий?

- Назовите имена прилагательные из первого текста.

- Какой текст приятнее слушать? Почему?

- Какая часть речи «украсила» стихотворение?

- Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи?

- Имена прилагательные важны в нашей речи. Они украшают нашу речь. Делают более полной, выразительной и понятной.

- Не является стихотворением, нет рифмы.

- Является. Есть рифма.

- В них говорится о березе. Первый текст не выразительный, а второй выразительный, яркий, образный.

- В нем много имен прилагательных, они сделали текст ярким, эмоциональным.

- В нем нет имен прилагательных.

- Второй.

- Имя прилагательное.

- Они делают речь краше, точнее, образной, интересной.

П: обобщение и структурирование знаний

П: анализ

Р: выполнение действий в соответствии с задачей;

Р: внесение необходимых дополнений и коррективов.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

2-3 мин

-Подведем итог. Какая тема нашего урока?

-Какие цели мы перед собой ставили?

- Как мы достигали этих целей?

-Сегодня я принесла вам необычный цветок. На каждом лепестке написан вопрос. Кто хочет подойти оторвать лепесток и ответить на вопрос?

  1. Что обозначает имя прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  3. Каким членом предложения является?
  4. По каким признакам может изменяться?
  5. От какой части речи зависимы прилагательные?

-Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь страница 22 упражнение 16.

- Имя прилагательное.

- Узнать, что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, какие признаки имеет.    

Продолжают фразу.

Записывают дз.

П:Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л:Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Прилагательные близкие и противоположные по значению» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила правописан...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия &laqu...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об именах прилагательных, близких и противоположных по значению; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «антонимы»...

Конспект урока русского языка "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Конспект урока русского языка «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»(УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление об именах прилагательных- синонимах и именах прилагательных – антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные- знать: слова, бл...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты: Предметные:- знать роль прилагательных, близких...