Конспект занятия "В мире феноменов русского языка" с приложением в виде электронной презентации для 3-4 классов (авторская работа)
план-конспект по русскому языку

Шумакова Надежда Александровна

Представляю Вашему вниманию авторскую разработку в области русского языка - конспект занятия "В мире феноменов русского языка" с приложением в виде электронной презентации для 3-4 классов. Основная цель применения данного конспекта в образовательном процессе - развитие интереса обучающихся к особенностям родного языка. Занятие "В мире феноменов русского языка" было успешно проведено для обучающихся 4 класса МАОУ СОШ №104 и 3 класса МАОУ СОШ № 152 г. Челябинска. Взаимодействие младших школьников организовано с помощью применения  групповой формы работы и творческой деятельности.

Тема: «В мире феноменов русского языка»

Цели: - расширение знаний о лексических средствах выразительности;

           - знакомство учащихся с особенностями русского языка;

           - расширение кругозора учащихся;

           - развитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация; сценарий; бумага, пишущие принадлежности; раздаточный материал (карточки).

Подготовительная работа: подготовка конспекта и презентации; учебная мотивация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект классного часа

«В мире феноменов русского языка»

Выполнила:

Шумакова Надежда, студентка 43 группы

Проведение:

Проверил:

Челябинск, 2020


Дата проведения мероприятия: 11.12.2020

Учитель: Матвеева Елена Львовна

Класс: 3 «А»

Тема: «В мире феноменов русского языка»

Цели: - расширение знаний о лексических средствах выразительности;

           - знакомство учащихся с особенностями русского языка;

           - расширение кругозора учащихся;

           - развитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация; сценарий; бумага, пишущие принадлежности; раздаточный материал (карточки).

Подготовительная работа: подготовка конспекта и презентации; учебная мотивация.

Ход классного часа

Этап

Время

Содержание

1. Организационный

2 мин

- Добрый день, ребята! Меня зовут Надежда Александровна, и сегодня я проведу у вас классный час.

- У вас на партах лежат карточки – по одному комплекту на пару. Составьте из этих карточек слово совместно со своим соседом.

- Какое слово получилось? Как вы понимаете его значение? (феномен)

- Верно. Теперь отгадайте загадку:

«Он красив и почитаем, богат, многообразен. Пушкин, Лермонтов, Тургенев на нём писали, говорили».

- Правильно. Обобщите всё то, о чём мы с вами сказали. Сформулируйте тему нашего занятия.

- Да, тема нашего сегодняшнего классного часа – «В мире феноменов русского языка», и нас уже ждёт карта предстоящего путешествия. Но речь пойдёт вовсе не о скучных или сложных правилах грамматики и орфографии. Вас ждут интересные открытия и задания! В ходе урока вы тоже составите свои карты. Вы готовы?

Приветствуют учителя.

Работают в парах

Отвечают:

- Феномен – это необычный невероятный факт; необычное явление.

- Русский язык.

- Феномены русского языка.

Слушают учителя, воспринимают информацию, настраиваются на работу.

- Да!

2. Основной

1-2 мин

1 мин

3 мин

2-3  мин

2 мин

2 мин

5 мин

1 мин

3 мин

3 мин

1-2 мин

- Давайте посмотрим на слайд – перед нами карта нашего путешествия в Мир феноменов русского языка. Сколько шагов нам с вами предстоит сделать?

- Далее вы видите картинки. Чем заняты все, кто на них изображён? (маски; книги; актёры) Предположите, чем мы займёмся на первой станции нашего путешествия?

- Каждый из вас сказал правильно. Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Ваша задача – внимательно послушать его, после чего ответить, о каких феноменах русского языка вы узнали.

- Ребята, для начала, давайте разберём значения тех слов, которые могут оказаться незнакомыми для вас. Посмотрите на слайд, прочитайте слова и запомните их значения (чтение по цепочке)

«Несуразные вещи» (А.Шибаев)

- Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные?! Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет...
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И - ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая...
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые?
- У кого — волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»...
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

- Ребята, вы послушали рассказ. Теперь возьмите листочки, которые лежат у вас на партах. Не пугайтесь, это не для контрольной работы. Вы будете выполнять творческое задание, а после урока сможете оставить листочки себе на память. Подпишите их, пожалуйста, и напишите сегодняшнее число (в верхнем правом углу). Ниже запишите тему «В мире феноменов русского языка». Затем отступите 2 клеточки вниз и поставьте с левого края цифру 1. Это будет первое наше задание, следуя карте Мира феноменов русского языка. Напишите название рассказа «Несуразные вещи» (рассказ) и автора этого рассказа (А.Шибаев). Теперь я даю вам не более 2 минут на то, чтобы обсудить в паре со своим соседом по парте, какие особенности произношения некоторых слов вы смогли услышать. Примеры обнаруженных вами феноменов запишите каждый на своём листочке, после чего мы сверим ваш список со списком на слайде. Примечание: пишите слова попарно.

- Сверим слова со списком на слайде. У кого записаны все? Молодцы!

- Ребята, такой феномен русского языка имеет своё название. Мы сейчас познакомимся с ним. Это слова – омофоны. Они произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения и пишутся тоже по-разному. Это было ярко продемонстрировано в рассказе. Подробно вы изучите их в старших классах. Запишите на листах «омофоны» - заполните часть карты.

- Сейчас мы с вами потренируемся. Запишите сочетания слов: с ухой – сухой, под дождём – подождём. Составьте предложения.

- Если хотите, можете придумать дома ещё примеры таких слов. Ваши записи на листочках послужат вам опорой. Можете даже сочинить свой рассказик. А мы двигаемся дальше, следуя нашей карте Мира феноменов русского языка.

- Вторая наша станция – ещё один знаменитый феномен. Чтобы познакомиться с ним, нам на минутку предстоит стать настоящими художниками. Прочитайте хором наш девиз на слайде.

- Отлично. Сейчас на слайде появятся слова: лук, ручка, лист, кнопка. Прочитайте их про себя. Поставьте на листочке цифру 2. Это наше второе задание. Затем нарисуйте те предметы, названия которых вы прочитали на слайде. Не подглядывайте в работу соседа по парте – все идеи рисунков должны быть индивидуальны! На работу я даю не более 5 минут. По окончании рисования подпишите ваши предметы.

- Давайте обсудим ваши рисунки. У кого лук – это только овощ? Выходите к доске, показывайте всем свои рисунки. А у кого – оружие? Выходите к доске (первая группа художников может сесть). А есть ли те, кто нарисовал 2 предмета для 1 слова? Есть ещё рисунки к этому слову?
Какой вывод сделаем? (далее – по аналогии с помощью слайдов)

- Верно, ребята! И вот мы знакомимся со вторым феноменом русского языка – его зовут омоним. Омонимы – это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения. Запишите термин.

- И сейчас мы вновь потренируемся. Разбейтесь в группы по 4 человека. Вспомните по одному слову-омониму и проиллюстрируйте его на отдельном листе так, чтобы другие команды смогли догадаться.

- Давайте сделаем выставку рисунков на доске. Команды поочерёдно должны представлять свои работы, а все остальные – отгадывать слова.

- И мы с вами переходим к третьему шагу. Поставьте цифру 3. Запишите под диктовку фразу: «Туши рано фонари, шут!»  Готовы?

- Теперь прочитаем фразу со слайда: Ночь темнеет за окном. Задание: попробуйте прочитать её задом наперёд, в обратном порядке по буквам, справа налево. Получится ли у вас?

- Прочитаем следующую фразу. Получается?

- А теперь прочитайте вашу фразу на листочках. Что получилось?

- Запишите ещё один пример в качестве образца. Итак, последний феномен, с которым мы сегодня знакомимся – палиндром. Палиндромы – это фразы, одинаково читающиеся слева направо и справа налево. Запишите термин.

- Знаете ли вы ещё примеры палиндромов?

(примеры: Аргентина манит негра, А роза упала на лапу Азора)

Смотрят на слайд, отвечают:

- Три.

Предполагают:

- Будем читать; будем слушать; будем разыгрывать по ролям; будем смотреть спектакль.

Слушают установки учителя.

Читают слова и запоминают их значения:

Несуразный – нелепый, несообразный.

Марка (почтовая) – это специальный знак почтовой оплаты.

Арка - отверстие в стене, имеющее полукруглый верх (или ворота с таким верхом).

Слушают рассказ

Слушают рассказ

Слушают рассказ

Слушают рассказ

Слушают рассказ

Слушают рассказ

Слушают установки учителя, выполняют задание: подписывают листочки в соответствии с требованиями, обсуждают вопрос в паре, записывают феномены.

Пример: несуразные (вещи) – несу разные (вещи); та марка – Тамарка; не сумел – несу мел.

Сверяют слова с эталоном на слайде

Примеры: ел хлеб с ухой (суп) – ел хлеб сухой (чёрствый); под дождём - подождём

Выполняют задание

Слушают учителя

Читают девиз художников на слайде:

- Я – художник, я так представил!

Слушают установки учителя: читают слова на слайде, рисуют предметы, подписывают их.

Отвечают на вопрос учителя:

- Слово пишется и произносится одинаково, но имеет разные значения.

Слушают учителя

Примеры: замок, ирис, коса, ключ, ласка, брак, кисть, норка, киви, лисичка, шишка.

Выполняют установки учителя: пишут фразу под диктовку.

-Нет.

- А луна канула.

- Получились те же фразы.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

3. Заключительный

2-3 мин

- Мы прошли всю нашу карту, познакомились с тремя феноменами русского языка – омофонами, омонимами и палиндромами. Теперь у каждого из вас есть своя собственная карта, которую вы сможете дополнить!

- Кто считает, что классный час был увлекательным, и оценивает свою работу на «отлично» - похлопайте в ладоши.

- Спасибо за внимание!

Слушают учителя

Хлопают в ладоши


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация-тест для 4 класса "Природа России"

Тест предназначен для обучающихся 4 класса для проверки знаний по теме "Природа России"...

Конспект занятия "Колоски" в ГПД школа 1-2 вида

Конспект занятия в  творческой мастерской в ГПД школа 1-2 вида 1 класс....

Конспект урока "Дом снаружи и внутри". Изображение в виде домика самых разных предметов. 1 класс

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе с применением игровых технологий....

Конспект занятия "Знакомство с русской избой"

Занятие по социокультурной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в общество....

[Занятие 1] Конспект занятия кружка по русскому языку + презентация

Игры со звуками ХлопушкиЦель: учить ребёнка выделять заданный звук из слова.Ход игры: Воспитатель – Я назову цепочку слов, если ты услышишь в слове звук «а», хлопни в ладоши. Слушай и будь внимат...