«Слово и форма этого слова. Родственные слова», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по русскому языку «Слово и форма этого слова. Родственные слова», 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_i_forma_etogo_slova._rodstvennye_slova.docx29.29 КБ
Файл urok_.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект русского языка, проведенного в 2 «Г» классе

Тема: «Слово и форма этого слова. Родственные слова»

Цели: Познакомить с формой слова и выяснить какие слова называются родственными.

Задачи:

  1. повторить и закрепить умения находить формы одного и того же слова;
  2. совершенствовать умение правильно выделять корень в родственных словах;
  3. развивать мышление, внимание, речь учащихся;
  4. воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

УУД: Познавательные УУД: закрепить умения работать со сложными словами.

-  Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.

- Коммуникативные УУД: развивать умение использовать речь, задавать вопросы

- Личностные УУД: развивать умение оценивать правильность выполнения данного задания

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1)приветствие

2)представление

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы,

Будем думать и писать,

И друг другу помогать!

 - Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я, зовут меня ….. Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

 Слушают стихотворение.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

II. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Проведем минутку чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, сегодня 24 октября.

- Прочитайте пословицу

Человек без Родины, что соловей без песни.

- Как вы её понимаете? (ответы детей)

Да, как соловей не может прожить без песни, так и человек не может прожить без Родины.

- Обратите внимание на буквосочетания ди, ве, оло

Какое соединение в буквосочетании ди? (верхнее)

Какое соединение в буквосочетании ве? (средне-плавное)

Какое соединение в буквосочетании оло (1 нижнее 2 верхнее)

-Пропишите эти буквосочетания в тетрадь до конца строки, чередуя.

- С новой строки с большой буквы запишите пословицу в тетрадь.

- Покажите посадкой, кто написал.

Записывают дату в тетради.

Слушают пословицу.

Читают и анализируют пословицу вместе с учителем.

Записывают пословицу в тетради.

Разбирают соединения, и записывают в тетрадь чередуя их.

III.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

-С красной строки, с большой буквы запишите слово «Словарь», поставьте двоеточие. Отгадайте загадку:

Сто одежек - 
Все без застежек.?
(капуста)

- Как пишется это слово? (капуста)

- Какую гласную надо вставить? (а)

-На какую гласную падает ударение? (на букву у)

-Какую букву надо запомнить? (букву а)

-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву а.

-Красна — девица сидит в темнице,

А коса на улице? (морковь)

- Как пишется это слово? (морковь)

Какую гласную надо вставить? (о)

- На какую гласную падает ударение? (на вторую букву о)

-Какую букву надо запомнить? (букву о)

-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву О.

-Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
(картофель)

-Посмотрите как правильно пишется это слово? (картофель)

- На какую гласную падает ударение? (на букву о)

-Какие букву надо запомнить? (букву а,е)

-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву а,е.

- Где растут все овощи? (огород)

-Как правильно пишется это слово? (огород)

- Какая буква пропущена в этом слове? (о)

- На какую гласную падает ударение? (на третью букву о)

 - Какую букву надо запомнить? (вторую букву о)

-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните вторую букву о.

На слайде

огород.  Какой звук мы слышим на конце слова (т) как проверить это слово?

огород- огороды

огород как по-другому можно проверить это слово

огород- огородик

обратите внимание на слова огород- огороды, к какой группе можно отнести эти слова, формы одного слова или родственные слова? Как вы определили?

Обратите внимание на слово огород-огородик, к какой группе можно отнести эти слова, формы одного слова или родственные слова? Как вы определили?

Тема нашего урока: «Слово и форма этого слова. Родственные слова» Сегодня на уроке мы продолжим учиться различать формы слова и познакомимся с понятием корень.

Пишут в тетрадях слово «Словарь».

Отгадывают загадки.

Отвечают на  вопросы учителя.

Записывают словарные слова в тетради.

Морковь

Картофель

Огород

Сравнивают форму одного слова

IV.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Вспомним правила, какие слова называются родственными?

-Для закрепления выполним упражнение 65, откройте учебник на странице 93, послушайте отрывок из стихотворения.

-Следим за текстом, чтобы вы смогли ответить на вопросы.

На доске

1. Найдите строчки с подчеркнутыми словами.

Прочитай … эти слова. Это разные слова или форма одного слова? Назовите основу слова василек, назовите основу слова василька, у них одинаковая основа? Какой можно сделать вывод? Эти слова — это формы одного слова.

2. Найдите и прочитайте строчки, где есть слова, выделенные жирным шрифтом. Это разная форма одного слова? Какое это слово? Или одна и та же форма? Какой можно сделать вывод? Эти слова — это формы одного слова.

3. найдите слова на цветном фоне- это разные слова или формы одного слова? Выделите общую часть

на страницу на 94. Найдите задание- буква заблудилась.

Фляги развеваются- на слайде (Фляга- емкость для воды)

Праздник начинается.

Как вы понимаете слово развеваются (веют на ветру)

Миша говорит:

- Если вместо слова фляги произнести другое слово – изменится не только гласный звук, но и согласный.

Давайте произнесем хором сначала фляги потом флаги.

Теперь рассмотрите звуковые записи слов. На слайд

 Вы согласитесь с Мишой?

Маша говорит:

- гласный звук не изменится! Изменится только согласный.

Какой согласный звук мы слышим в словах влаги и фляги.( л и ль) это одинаковые звуки или разные (мягкий, твердый), Какой гласный звук мы слышим в слове фляги (Звук А), какой гласный звук мы слышим в слове флаги (Звук А),Что осталось при произношении одинаковым звуки согласные или гласные? (Гласные)

Кто же прав?

 Сделаем вывод: права Маша гласный звук не меняется, меняется только согласная. Запишите в тетрадь Фляги развиваются праздник начинается.

Давайте прочитаем строки ниже все хором, поставили пальчик.

… произнеси слова алфавит.

Продолжим закрепление, найдите упражнение 66

- Прочитайте задание. Читаю

Найдите выделенные слова, назовите их. Выпишем все выделенные слова в столбик. Назови основу выделенных слов, подчеркни основу. Выделите сверху дугой общую часть.

Продолжаем работу

Найдите упражнение 68.

Прочитайте ниже слова и выпишите слова которые являются родственными, выделяя общую часть дугой.

Записываем с комментированием.

Какие слова вы не написали?

Ребята общая часть родственных слов называется корнем и выделяется дугой.

Давайте прочитаем правило в рамочке.

Общая часть основ родственных слов, в которой содержится их общий смысл, называется корнем слова.

Корень выделяется вот так. (на доске)

Повтори …

Закрепим умение находить корни. Найдите упражнение 69

Прочитайте слова: …

Выпишем родственные слова через запятую. Прочитайте их

С новой строчки выпишите слова разной формы одного слова. Формы слов выписываются парами. Трава-травы, травка-в травку, травяной- травяные.

Прочитайте шуточное стихотворение упражнение 70

Как вы думаете, выделены разные слова или одно и то же слово? Запиши каждое из этих слов в начальной форме.

Голов-гол, голов-голова

Дома выполните упражнение 67

Вспоминают правила

Выполняют упражнение 65

Выполняют упражнение 94

Читают и произносят слово Алфавит

Выполняют упражнение 66

Выполняют упражнение 58

Выполняют упражнение 69

Выполняют упражнение 70

  1. ИТОГ УРОКА.

- Какое правило выучили на уроке?

Какие слова называют родственными?

Что называется, корнем?

- Молодцы, ребята! На этом наш урок подошел к концу.

Сегодня на уроки хорошо работали…

 До свидания!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Человек без Родины, что соловей без песни .

Слайд 3

Словарь:

Слайд 4

к пуста а

Слайд 5

м рковь о

Слайд 6

к а ртоф е ль

Слайд 7

ог род о

Слайд 8

о город - огороды о город - огородик

Слайд 9

Фляга – это емкость для воды.

Слайд 10

Флаги развиваются – Праздник начинается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....

Конспект урока “Слово и формы этого слова. Родственные слова” (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: “Слово и формы этого слова. Родственные слова”Цели: научить определять родственные слова, различать родственные слова, формы слова, ставить слова в начальную форму;Планируемые резуль...

Проверочная работа по темам: «Начальная форма слова», «Родственные слова», «Орфографическая зоркость»

Проверочная составлена для учащихся 2 класса по программе "ПНШ"1 четверть...

Презентация к уроку "Форма слова. Родственные слова"

Презентация к уроку "Форма слова. Родственные слова"...