Открытый урок на тему: «Буквы Ь и Ъ»
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_i_.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №10»

Открытый урок на тему:

«Буквы Ь и Ъ»

Подготовила:

учитель начальных классов

Паршина Валентина Сергеевна

январь 2021


Тема: Буквы Ь и Ъ.

Цель урока - познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.

- Иметь навык чтения, понимания прочитанного.

- подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”;

- производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

–выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

– проговаривать вслух последовательность производимых действий;

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД.

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

– устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– воспринимать смысл небольшого текста;

– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные высказывания;

– задавать вопросы.

Личностные:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

– знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно! СЛАЙД 1

2.Повторение ранее изученного материала.

-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены во дворец. А кто в нем живет, вы узнаете, отгадав загадку.

-А как же сам дворец называется? СЛАЙД 2

-Каждая буква в алфавите имеет свое место.

-А что обозначает каждая буква?

Его не видно.

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук) СЛАЙД 3

Каждая буква в алфавите обозначает звук.

-На какие две группы делятся звуки? (на гласные и согласные) СЛАЙД 4

- Какие звуки мы называем гласными?

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать

Но не желают свистеть и ворчать. 

- С помощью чего мы произносим гласные звуки? (с помощью голоса)

-Какие звуки мы называем согласными?

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь. 

-Что мы встречаем при произношении этих звуков? (преграды: зубы, губы, язык).

-Сейчас я буду показывать букву в алфавите, Вы называть ее звук.

-Ребята, почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь знаки? (не обозначают звуков) СЛАЙД 5

- А сейчас мы с вами будем подниматься по лестнице знаний и достанем ключ, который поможет нам открыть двери во дворец. Итак, вперёд, за ключом!

3. Сообщение темы урока.

-Посмотрите и определите, что случилось со словами? (Слова записаны на доске)

вюга, семя, друзя,

обяснить, подём, вехал

-Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чём будем говорить на уроке.

- Кто может назвать тему урока?

-А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

(Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)

4. Работа над новым материалом.

-Первое препятствие (задание) на нашем пути:

Карточки на партах (работа в парах)

-прочитайте слова  СЛАЙД 7

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

- Подумайте, какую роль играет ь в конце и в середине слова?

- Оказывается у ь есть ещё одна роль. СЛАЙД 8

СЕМЯ – СЕМЬЯ  СЛАЙД 9

-Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?

При произношении слова семья, что мы слышим?

(Слово как будто разрывается).

-Для чего нужны нам ъ и ь? (ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)

ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.         СЛАЙД 10

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. (Согласными и гласными)

з – согл., н – согл., б – согл.

я – гл., е – гл., е – гл.

Игра «Замени одним словом».

 (Читает учитель, ученики ищут слово в карточке и записывают в тетрадь  в  2 столбика: с ь и с ъ знаками)

Вместимость чего-либо (объём)

У мамы два сына. Они друг другу ..? (братья)

Движение вверх (подъём)

Раздвоение железнодорожного пути (разъезд)

Женская цельная одежда (платье)

Заострённые палки (колья)

Место, где живут люди (жильё)

Потребление пищи (съел)

Физкультминутка.

V. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.

Работа в парах.

-Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в парах. (задание на карточке.)

Лыжные соревнования.

Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.

(дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)

Проверка: один ученик от пары зачитывает получившийся текст, грамотность работы оценивает учитель.

V. Итог урока.

VI. Рефлексия

Работа по карточкам, самостоятельно образовать  форму множественного числа и подчеркнуть в словах ь.

Друг - ……….

Воробей - ……….

Оценить свою работу на уроке.

6. Итог урока.

-Какую тему изучали сегодня на уроке?

Какие были поставлены задачи? Мы их выполнили?

-Итак, ребята, за то, что мы сегодня хорошо поработали, нам дали ключи. Теперь мы в любое время сможем попасть во дворец под название Алфавит.

7. Рефлексия.

-Прикрепите ваши ключики на лесенку успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Путешествие в страну больших букв" 4 класс.

На этом уроке я закрепила знание детей о написании имён собственных. Воспитывала любовь к Родному краю....

Открытый урок на тему "Буква Ф"

урок обучения грамоты...

Открытый урок по теме "Буква Ш. Звук Ш."

Образовательная система "Школа 2100". 1 класс.Обучение грамоте....

Открытый урок на тему : Буква Н н. Звук [н `], [н ]

Краткосрочное планирование на тему : Буква Н н . Предмет: Обучение грамоте.  Краткосрочный план урока составлен по обновленной программе....

Открытый урок на тему: гласный звук у. Буквы Уу. Письмо заглавной буквы У.

Открытый урок на тему: гласный звук у. Буквы Уу. Письмо заглавной буквы У....

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...