Конспект урока русского языка "Что такое омонимы" (УМК Школа России) 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кучмелева Динара Булатовна

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:  какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте

уметь: различать омонимы

Личностные:  развивать мелкую моторику рук;  способность к самооценке; формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.

Тип урока: «открытие»  нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_omonimy.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:  29.09.2020 г.                                                                                                                                           ФИО учителя: Евстифеева Н.А.

Школа:   152                                                                                                                                                     ФИО студента  Кучмелева Д.Б.          

Класс: 3 «Б»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Кабинет:                                                                                                                                                            ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Конспект урока русского языка

Тема:  «Что такое омонимы»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:  какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте

уметь: различать омонимы

Личностные:  развивать мелкую моторику рук;  способность к самооценке; формировать условия для выработки учебно-познавательной мотивации.

Тип урока: «открытие»  нового знания

Оборудование: учебник 3 класс часть 1, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.

Челябинск,2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

беседа

2 мин

Фронтальная форма работы.

- Здравствуйте ребята,садитесь. Меня зовут Динара Булатовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что – то новое. Проверьте порядок на рабочем месте и садитесь.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Р:взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:   подводящий диалог, формулирование обобщения.

4 мин

Фронтальная форма работы.

- Ребята, как вы думаете для чего нужны слова?

-  Сегодня мы продолжим работу по изучению «Секретов речи». Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем.

-  Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно.

- Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.

- Из нашего прошлого занятия мы вспоминали, что есть две лексические группы слов. Какие это группы?  (Синонимы, антонимы).

- Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?

- Приведите еще примеры синонимов?

-  Какие слова называются антонимами?

- Приведите еще примеры антонимов?

- Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?

Высказывают свое мнение.

Повторяют знания о синонимах и антонимах.

- Близкие по значению

- Противоположные по значению.

- Для того чтобы речь была красивой и выразительной.

Р: понимают,

принимают и сохраняют

различные учебные

задачи; осуществляют

поиск средств для достижения учебной задачи.

  1. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог, беседа.

Практический: работа с тетрадью.

3 мин

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Словарная работа: Орех, мороз, овес, ноябрь, спасибо, молоко, быстро.

Выпиши:

Из первого слова - первую букву,

Из второго слова - первую букву,

Из третьего слова - первую букву,

Из четвертого слова - первую букву,

Из пятого слова - ударную  букву,

Из шестого слова - первую букву.

Из седьмого слова - вторую букву.

Какое название имеет новая группа слов?

ОМОНОМЫ

- Какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим?

Работают в тетради.

«Что такое омонимы»

 

Р: принятие заданной цели;  взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывание своей точки зрения и попытка ее обосновать, приводя аргументы;  принятие правильной точки зрения, готовность изменить свою точку зрения.

П: формулирование темы и целей деятельности; выстраивание - достижения цели.

  1. Открытие нового знания

Словесный:беседа

V.Первичное закрепление

Практический: работа с тетрадью

- Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя". А мы называем их ОМОНИМЫ.

- Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня  мы посмотрим на ОМОНИМЫ с разных сторон. И узнаем много интересного о них.

- Прочитайте стихотворение Гольдберга из упражнения 75. Рассмотрите рисунки.

- Знаете ли вы значение слова коса?

- Откуда можно узнать эти сведенья?

Что означает слово коса в первом предложении?

- Назовите омонимы в стихотворении Гольдберга

 ( коса-коса-коса)

- Какой можно сделать вывод об ОМОНИМАХ. Одинаково звучат и пишутся

- Давайте познакомимся с правилом на стр. 45, которое расскажет нам, что такое ОМОНИМЫ.

Динамическая пауза:

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладоши

 Раз, два, три!

И покрутим головами Раз, два, три!

 Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

- Посмотрите на доску.  Перед вами 10 слов. Выпишите себе в тетрадь, только ОМОНИМЫ.

- Какие оценки вы бы хотели получить за свои работы? - Вот вам и подсказка, какое количество омонимов здесь спряталось.

(Лист, девочка, мир, гитара, пол, парта, очки, береза, лук, пицца).

- Переверните учебник на стр. 46. Что важного вы там видите?

- Проведите словарную работу со словом ПОНЕДЕЛЬНИК. Написание, каких букв нам нужно запомнить?

- Давайте выполним упражнение 77 на стр. учебника 46.

- Какие ОМОНИМЫ встретили в предложении?

- Что еще необычного увидели в упражнении?

- Что означает цифра в конце предложения?

- Что делать, если забыл значение цифры 4? Где можно найти помощь?

- Выпишите себе в тетрадь, только предложения с цифрой 4. Каждое предложение с новой строки.

-Найдите и подчеркните основу предложения.

(Один ученик у доски)

Выполняют задание

К: высказывание своей точки зрения и попытка ее обосновать, приводя аргументы;  принятие правильной точки зрения, готовность изменить свою точку зрения.

Р: понимают,

принимают и сохраняют

различные учебные

задачи; осуществляют

поиск средств для достижения учебной задачи.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Выполнение теста

2 мин

Индивидуальная форма работы.

- Сейчас вам нужно будет выполнить небольшой тест. Я раздам вам карточки с заданием.

- Кто выполнил тест сядьте ровно, для того чтобы я видела вашу готовность.

Синонимы – это слова:

а) противоположные по лексическому значению;

б) близкие по лексическому значению;

в) одинаковые по звучанию или написанию, но разные по лексическому значению.

Омонимы – это слова:

а) противоположные по лексическому значению;

б) близкие по лексическому значению;

в) одинаковые по звучанию или написанию, но разные по лексическому значению.

3. Антонимы – это слова:

а) противоположные по лексическому значению;

б) близкие по лексическому значению;

в) одинаковые по звучанию или написанию, но разные по лексическому значению.

4. Запиши антонимы:

широкий - _____________________

грустный - _____________________

холод - ________________________

враг - _________________________

высоко - _______________________

Запиши синонимы:

смелый - _______________________

пёс - ___________________________

доктор - ________________________

радостный - _____________________

метель - ________________________

Подчеркни омонимы:

Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

Сложный код. Пушистый кот.

Выполняют задание

П: рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII.Включение в систему знаний

2 мин

- Какую цель мы сегодня ставили на уроке?

- Достигли мы ее?

К: контроль, коррекция, оценка действий.

П: синтез как составление целого из частей.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный:

обобщение учителя

1 мин

Индивидуальная форма работы.

Продолжите предложения:

- Мне понравилось…

- Я бы хотел…

- Я испытывал трудности…

- Я научился.

Оценивают свою деятельность.

Записывают домашнее задание.

Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Восстановление предложений» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст и предложения из деформированных предложений; умение устанавливать последовательность предложений, выделять части и правильно записывать...

Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...

Конспект урока русского языка "Текст-описание" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные знать: определение понятий «прилагательное&r...

Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...

Конспект урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России 3 класс)

Тема "Времена глаголов"Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Планируемые результатыПредметные:Знать поняти...

Конспект урока русского языка "Число глаголов" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письме;- знать как о...