Дидактические игры по русскому языку на тему: «Фразеология»
учебно-методический материал по русскому языку

Поздеева Мария Алексеевна

Сборник содержит дидактические игры по русскому языку на тему: «Фразеология».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologicheskie_igry.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по русскому языку на тему: «Фразеология»

Составитель: Кузьминова М.А.

Дзержинск - 2018.


1.Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары.

Цель: формирование умения подбирать анатомические пары, зная смысл фразеологизмов.

Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не

закрывает, семи пядей во лбу, олух царя небесного, дать

маху, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в

точку.

2.Пословицы «шутят». Найти ошибку в каждой пословице и исправь её:

Цель: формирование умения искать ошибки, зная исходный вариант пословиц (фразеологизмов).

-Два сапога — тара.

-Ус хорошо, а два — лучше.

- Один в золе не воин.

-Трус своей лени боится.

-Нашла коза на камень.

-Не зная броду, не суйся в моду.

3. Буква «потерялась». Восстановите пословицу:

Цель: формирование умения искать ошибки, зная исходный вариант пословиц (фразеологизмов).

 Ш.ла     в  м.шк.     не  .т.ишъ.

4.Фразеологический зверинец.

Цель: запоминание фразеологизмов, умение восстанавливать их.

Вместо точек вставить названия животных.

Голоден как ...        Нем как ...

Хитёр как ...                Грязный как ...

Труслив как ...              Упрям как ...

Здоров как ...               Болтлив как ...

Изворотлив как ...      Колючий как ...

Надут как ...

5."Ни пуха, ни пера!"

Цель:  формирование умения различать и находить слова в переносном и прямом значении.

Определить, в каком из стихотворений  выражение "ни пуха, ни пера"  употреблено в

переносном смысле. Объяснить смысл фразеологизма.

1.Рано утром мама квочка,

В класс отправила сыночка

Говорила: - не дерись,

Не дразнись, не петушись

Поспеши, уже пора

Ну, ни пуха, ни пера

2.Через час едва живой

Петушок идёт домой

Ковыляет еле - еле

Он со школьного двора

 А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, не пера!

6.«Что это?»

Цель: формирование умения отгадывать недостающие слова в фразеологизмах, запоминать их.

-Его вешают, приходя в уныние;

-его задирают, зазнаваясь;

-его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

-Не цветы, а вянут;

-не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

-не бельё, а их развешивают очень любопытные. (уши)

Он в голове у легкомысленного человека;

-его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез;

-на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (ветер)

7. Весёлые фразеологизмы

Цель: формирование узнавания фразеологизма по его написанию.

Ворона в павлиньих перьях

Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства

Прикусить язык

Это выражение употребляется в значении «помолчать»

Дом построить на песке

Выражение употребляется, когда говорится о чём – нибудь непрочном, необоснованном.

Ждать у моря погоды

Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.

Медвежья подруга

Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

- Ребята, обратите внимание на следующий фразеологизм и попытайтесь догадаться, какое из слов будет словарным.

Кормить завтраками

Так говорят, когда человек обещает, но не выполняет своего обещания в срок.

8. Город мастеров

Цель: формирование установления связей между фразеологизмами и словами, относящимися к ним.

Оказывается, у людей разных профессий возникали свои фразеологизмы. Давайте попробуем догадаться с какой профессией связаны данные группы фразеологических оборотов. (подбери рисунок профессии: столяр, портной, кузнец, повар, железнодорожник, доктор)

1)топорная работа;

без сучка и без задоринки;

снять стружку;

разделать под орех. (Столяр)

2)на один покрой

трещать по швам;

семь раз отмерь, один отрежь;

шито белыми нитками.  (Портной)

3)доводить до белого каления;

между молотом и наковальней ( Кузнец)

4)калачом не заманишь;

заварить кашу;

толочь воду в ступе;

попасть как кур в ощип. (Повар)

5)ставить в тупик;

зелёная улица;

на всех парах (Железнодорожник)

6)подсластить пилюлю;

как рукой сняло;

затаить дыхание (Доктор)

9. Физкультминутка Покажите часть тела:

Цель: запоминание фразеологизмов.

их нельзя класть в рот (пальцы);

они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);

ими машут, как мельница (руки);

он длинный и без костей (язык);

ими щелкают от голода (зубы);

его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);

не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);

с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);

её можно потерять (голову);

их нужно держать на макушке (уши).

10.Разгадай ребус

Цель:  развитие логического мышления, запоминание фразеологзмов.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610301/f_clip_image075.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по русскому языку в 1-2 классе

Дидактический материал можно использовать на уроках русского языка для отработки учебных навыков....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Фразеология"

Один из интереснейших разделов русского языка и самый сложный в изучении для учащихся , материал помогает разнообразить подготовку к урокам по данной теме....

Дидактическая игра по русскому языку "Настоящее и прошедшее время глагола"

Презентация анимированная. Задача учащихся определить куда отправить глагол -  в корзину - глаголы прошедшего времени и вкоробку - глаголы настоящего времени. Лишние слова "улетают"....

Дидактическая игра по русскому языку. 4 класс. Орфография

·      Дидактическая игра по русскому языку для 4 класса "Орфография"  создана в программе Microsoft Power Point с применением технологического приёма «анимированная сорбонка». ·...

Дидактические игры по русскому языку на тему: «Фонетика»

Сборник содержит дидактические игры по русскому языку на тему: «Фонетика»....