Дидактические игры по русскому языку на тему: «Фонетика»
методическая разработка по русскому языку

Поздеева Мария Алексеевна

Сборник содержит дидактические игры по русскому языку на тему: «Фонетика».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_0.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по русскому языку на тему: «Фонетика»

Составитель: Кузьминова М.А.

Дзержинск - 2018.


1. Раскрасьте синим цветом буквы согласных, а красным – гласных.

Цель: Закрепить навык определения гласных и согласных букв.

А

Ъ

Ф

Й

Ы

Г

К

Ч

Ж

Э

О

У

Ю

З

Е

2.Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Цель: Формировать у детей умение видеть и исправлять ошибки, навыки самоконтроля.

Шил-пыл у папужки зеренький гослик.

3.Игра «Эхо». 

Цель: Закрепить навык определения и подбор парных по твёрдости-мягкости согласных звуков.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит твёрдый согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, учитель или ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те, которые в паре правильно назвали согласные.

4.Поймай конец предложений.

Цель: Научить детей удерживать учебную задачу. Подбирать слово, начинающиеся со слога предыдущего слова.

 Последний слог в произнесённом слове является первым в следующем слове. Следуя этой схеме продолжи цепочку. Например: сады – дыра – рамы – мыши- ….

5. Какой звук повторяется

Цель: Формировать у детей навык различать звуки и буквы, находить повторяющиеся звуки.

1. Аист Алику принес

Апельсин и абрикос

2. Барашек бегал средь берез,

Будил букашек и стрекоз.

3. Верблюд вздохнул: В пустыне

Воды нет и в помине.

4. Гуси плыли по реке,

Гном качался в гамаке.

5. Девочка пришла домой,

Дверь открыл ей домовой.

6. Ехидна встретила енота,

Енот под елью ждал кого-то.

7. Ёж бежал под горку смело,

Ёлка вслед ему глядела.

8. Жеребенок и журавль

Жабе строят дирижабль.

9. Зайка скачет в огород-

Знает, где морковь растет!

10. Ишак достал из миски

Инжир, изюм, ириски.

6.Игра: Составь слово.

Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова. Оборудование: карточки с буквами русского алфавита. Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А, Л,С, М,Ь, О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т. д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше слов.

7.Игра: Кто быстрее, кто точнее.

Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж, ш,ч, щ и умение вычленять эти звуки. 

Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные звуки [ж, ш, ч, щ]. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность. 

8.Игра: Кто быстрее соберет вещи. 

Цель игрыдифференциация шипящих звуков: ж, ш,ч, щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж, ш,ч, щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт. Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди. 

9. Разделительный мягкий знак

Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление. 

1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине. 

2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д. 

3. Выпишите слова с разделительным Ь:

Целый день лежит тюлень, 

 И лежать ему не лень. 

 Жаль, тюленье прилежание 

Не пример для подражания. 

 (Б. Заходер) Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы! 

 Вот бы тебе серый, да волчьи ноги! 

 Вот тебе, косой, да рысьи когти! 

 -Э-э, что мне клыки да когти? 

 Душа – то у меня все равно заячья. 

10.Дидактическая игра «Назови один предмет».

Цель: отработка способов проверки безударных гласных. Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.

Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по русскому языку в 1-2 классе

Дидактический материал можно использовать на уроках русского языка для отработки учебных навыков....

Дидактическая игра по русскому языку "Настоящее и прошедшее время глагола"

Презентация анимированная. Задача учащихся определить куда отправить глагол -  в корзину - глаголы прошедшего времени и вкоробку - глаголы настоящего времени. Лишние слова "улетают"....

Тест по русскому языку по теме "Фонетика"

Данный файл содержит тест за курс начальной школы по теме "Фонетика"...

Дидактическая игра по русскому языку. 4 класс. Орфография

·      Дидактическая игра по русскому языку для 4 класса "Орфография"  создана в программе Microsoft Power Point с применением технологического приёма «анимированная сорбонка». ·...

Дидактические игры по русскому языку на тему: «Фразеология»

Сборник содержит дидактические игры по русскому языку на тему: «Фразеология»....