Конспект урока русского языка "Морфологический разбор глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Плетнева Анна Николаевна

Конспект урока русского языка "Морфологический разбор глагола" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_morfologicheskiy_razbor_glagola.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Плетнева Анна Николаевна учитель начальных классов МАОУ Переваловской СОШ

Класс: 4

УМК: Начальная школа 21 века

Тема: Морфологический разбор глагола

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Систематизация знаний о морфологических и грамматических признаках глагола.

Задачи: 1.        Создать условия для знакомства с алгоритмом выполнения морфологического разбора; обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол»

2.        Способствовать развитию речи учащихся, аналитических способностей, внимания, памяти.

3.         Способствовать формированию интереса к изучаемому предмету, любви к своей стране и культуре.

Тип урока определил его структуру. Урок строится по следующим этапам:

1.        Мотивация к учебной деятельности

2.        Актуализация знаний

3.        Постановка цели

4.        Открытие нового знания

5.        Закрепление учебного материала

6.        Итог

7.        Рефлексия

Деятельность на уроке была направлена на формирование УУД.

Были выбраны следующие формы организации деятельности: парная, фронтальная и индивидуальная.

Технологии: Проблемное обучение, ТРКМ, здоровьесберегающая, групповая, продуктивная.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно.  Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите на слайд. Что объединяет данные изображения?

-Докажите.

-Чему будет посвящен наш урок?

-Почему мы будем говорить именно о Масленицу?

- Все эти изображения посвящены Масленице.

Доказывают

-Наш урок будет посвящен Масленице.  

-С 12 по 18 февраля в России гуляют масленицу.

На слайде изображения Масленицы.

Познавательные УУД

1. Строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

2. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

3. Осуществлять синтез как составление целого из частей.

4. Выполнение логических операций: сравнение, анализ.

5. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.

Личностные УУД

1. Учебно-познавательный интерес к учебному материалу, к способам решения учебной задачи.

2. Способность к самооценке

3. Основы гражданской идентичности личности  в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства гордости за свою Родину.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

3. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

4. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

5. Выполнять учебные действия.

2. Актуализация знаний

-Что же делает Масленица?

Фиксирую на доске.

-Посмотрите, что объединяет эти слова?

-Для повторения глагола используем кластер. В центе написано слово «Глагол», поставьте от него стрелочки напишите все, что знаете о нем.

- Пока будет звучать музыка, вы подойти к каждой группе, посмотреть, что написали о глаголе другие. Как только музыка останавливается, вы возвращаетесь на место и дописываете то, чего у вас не хватило.

1. Что такое глагол?

2.На какие вопросы отвечает?

3. Назовите постоянные признаки глагола.

4. Назовите непостоянные признаки.

5. Каким членом предложения является.

Пришла к нам Масленица,

Принесла блинов да маслица!

Масленица Зиму замыкает,

Весну-красну приглашает!

-Пришла, принесла, замыкает, приглашает.

- Эти слова-Глаголы.

Записывают в группах.

  1. Глагол это самост. часть речи, обозначающая действие предмета.
  2. Что делать? Что сделать?
  3. Вид, спряжение.
  4. Наклонение, время, лицо, число, род.
  5. В предложении является сказуемым.

На слайде стих и картинка.

Включается музыка.

3. Постановка цели

-Узнать тему нашего урока, нам поможет ключевое слово, а чтобы узнать это слово отгадайте загадки.

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Течёт, течёт — не вытечет

Бежит, бежит — не выбежит. (Река)

Растопило солнце лёд,

Весело река поёт.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель

Это к нам пришёл .... (Апрель)

Запорошила все дорожки,

Разрисовала все окошки.

Радость детям подарила —

И на санках укатила. (Зима)

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки...(Блины)

Дрова обнимаю,

Жар получаю,

В дыму утопаю. (Огонь)

Они, как мамаины ладони,

Они, как гнездышки для птички.

Их бабушки внучатам вяжут.

Зовут их просто…(Рукавички)

-Прочитайте первые буквы отгадок. Какое слово получилось?

- Назовите тему урока.

- Чему мы должны научиться?

Отгадывают загадки.

- Разбор.

- Морфологический разбор глагола (как часть речи)

- Мы должны научиться выполнять морфологический разбор глагола.

Анимация на слайде

4. Открытие нового знания

- На масленицу принято печь блины, вот и у каждой группы есть свой «Блинчик». Посмотрите, какая же начинка у этого блина?

- Каждой группе предложено свое задание. На выполнение этого задания отводится 1 минута.

- Что у нас получилось?

- Сверим наш алгоритм с авторским на стр…

-А у нас уже готовы другие блины. Посмотрите, что находится внутри.

- Потренируемся в выполнении морфологического разбора. Двум группам предложено одинаковое задание. Выполните его, а затем сверим ваши результаты.

- А почему же мы указали род глагола?

- Я буду называть словосочетания, если глагол ж.р., то вы приседаете, а если м.р, хлопаете в ладоши над головой.

- Задание.

Мама готовит блины с вареньем.

  1. Назовите часть речи (глагол).
  2. Образуйте начальную форму (готовить)
  3. Укажите постоянные признаки (вид и спряжение) (несовершенный вид, 2-е спряжение)
  4. Укажите непостоянные признаки (наклонение, время, лицо, число, род) (изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, единственное число)
  5. Определите, каким членом предложения является. В предложении является сказуемым- (Мама) готовит

Проверка по группам устно

- У нас получился алгоритм выполнения морфологического разбора глагола.

- Новое задание.

Блины манящим ароматом зовут гостей за щедрый стол.

  1. Зовут – глагол.
  2. Н.ф. – звать
  3. Пост. признаки – несов. вид, 1 спр.
  4. Непост. признаки – изъявит. наклонение, наст. вр, 3-е лицо, мн. число.
  5. В предложении является сказуемым.- (Блины) зовут.

 Масленица дарила нам добро, весеннее чудесное тепло.

1.        Дарила – глагол.

2.        Н.ф. – дарить

3.        Пост. признаки – несов. вид, 2 спр.

4.        Непост. признаки – изъявит. наклонение, прош. вр, 3-е лицо, ед. число, ж.р.

5.        В предложении является сказуемым.- (Масленица) дарила.

- Потому что в пр.вр, 3 лица, ед. ч. можно определить род глагола.

Пила чай, ел блины, водил хороводы, каталась на санках, играл в игры.

На слайде появляются этапы и пример.

5. Закрепление учебного  материала

- Ребята, мы открыли новые знания. Что теперь мы будем делать?

Задания по выбору (дифференцированная работа)

Ваша задача выбрать задание, выполнить его индивидуально быстро и правильно.

- Мы закрепим (применим) новые знания. Выполняют.

  1. Выполни морфологический разбор глагола.

В конце февраля сильнее пригревает солнышко.

  1. Пригревает – глагол
  2. Н.ф.- пригревать
  3. Постоянные признаки: несовершенный вид, 1-е спряжение.
  4. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, ед. число.
  5. В предложении является сказуемым- (Солнышко) пригревает
  1. Найди и исправь ошибку в морфологическом разборе глагола.

Во дворе ребята построили снежную крепость.

  1. Построили – глагол
  2. Начальная форма – построить
  3. Постоянные признаки: совершенный вид, 1-е спряжение.
  4. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, множественное число.
  5. В предложении является сказуемым.- (Ребята) построили.
  1. Найдите глагол и выполните морфологический разбор.

На Масленицу я приехала к бабушке.

6. Творческое задание

- Масленица – праздник прощания с зимой и встречи с весной. Раньше на Масленицу ребята пели веснянки, заклички, зазывали весну. Вам предлагается в группах придумать текст призыва весны, используя глаголы.

Пишут заклички.

Раздаю листочки

7. Итог

- Какая была тема нашего урока?

-Чему мы учились, с чем познакомились?

- А сейчас, я вам предлагаю выполнить «Синквейн». Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1. Тема (одним словом)

2.Описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

3. Описание действия тремя словами (глаголы)

4.Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме

5. Суть темы одним словом.

- Морфологический разбор глагола.

- Мы учились выполнять морф. Разбор глагола, познакомились с алгоритмом.

  1. Глагол
  2. Совершенный, несовершенный
  3. Обозначает, изменяется, спрягается
  4. Является главным членом предложения
  5. Слово

8. Рефлексия

- На масленицу принято петь песни и водить хороводы. Если вам понравился сегодняшний урок, у вас хорошее настроение, вы можете встать в хоровод взяться за руки и спеть со мной песенку.

Встают.

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица-блиноедка

Накормила всех людей,

Заиграла, заплясала,

Сразу стало веселей!

Поем песню