Урок русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Матвеева Галина Евгеньевна

Цель  урока: сформировать понятие об изменении глаголов по временам.

 

2.  Задачи обучающие:

  • Ознакомление со значением грамматической категории глагола «время»

 как отношением описываемого действия к моменту речи.

  • Ознакомление учащихся с глагольными вопросами.
  • Формирование умения подбирать по вопросу временную форму глагола.
  • Упражнять применять  глаголы  нужной формы в тексте.

развивающие:

  • Развитие мышления, речи, внимания и орфографической зоркости
  • Развивать умение анализировать свою деятельность.
  • Развитие умений читать и заполнять таблицы и схемы

 

воспитательные:

  • Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_konspekt.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:


 Изменение глаголов по временам

ФИО

Матвеева Галина Евгеньевна

Должность

Учитель начальных классов

Предмет, класс

Русский язык, 4

Тема и номер урока п/п и в теме

«Изменение глаголов по временам», урок  120, в теме № 7

Базовый учебник

В. П. Канакина«Русский язык»

1. Цель  урока: сформировать понятие об изменении глаголов по временам.

2.  Задачи обучающие:

  • Ознакомление со значением грамматической категории глагола «время»

 как отношением описываемого действия к моменту речи.

  • Ознакомление учащихся с глагольными вопросами.
  • Формирование умения подбирать по вопросу временную форму глагола.
  • Упражнять применять  глаголы  нужной формы в тексте.

развивающие:

  • Развитие мышления, речи, внимания и орфографической зоркости
  • Развивать умение анализировать свою деятельность.
  • Развитие умений читать и заполнять таблицы и схемы

воспитательные:

  • Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Цели для учащихся:

1. “Открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы в группах.
2. Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы.
3. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Формировать УУД:

Личностные:определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;работать по  коллективно составленному плану.

Коммуникативные:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах.

3. Тип урока: изучение нового материала

4.Формы работы учащихся:

- фронтальная

 - самоконтроль;

 - индивидуальная

- работа в парах;

5.Необходимое техническое оборудование:

ЦОР Единой коллекции «Репин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык 4 класс», методическое пособие для учителя Т.И. Каясова «Словарные слова», «Развитие языковой личности учащихся начальной школы 4 класс 1 часть,  компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактические карточки, листы со словами пословицы, учебник «Русский язык» Канакина В  П.  4 класс.

Педагогические технологии:

Пинформационно – коммуникативные технологии;

Пздоровьесберегающие технологии;

П игровая технология

План урока.

№ этапа

          Этап урока

Время (мин.)

1

Организационная часть урока

1

2

Минутка чистописания.

3

3

Актуализация знаний учащихся.

5

4

Постановка учебной задачи.

1

5

«Открытие» детьми нового знания.

10

6

Физкультминутка.

3

7

Первичное закрепление (с проговариванием  в громкой речи).

7

8

Упражнение в применении нужной формы глагола в тексте.

9

9

Домашнее задание

2

10

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

4

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Вре-мя

1

Организационная часть урока

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

личностные -внутренняя позиция обучающегося на уровнепонимания необхо-димости учения; 

регулятивные- проявлять познавательную инициа-тиву в сотрудничестве;  

1 мин

2

Минутка чистописания

Показ правильного написания элементов чистописания

Выполняют предложенные задания

познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3 мин

3

Актуализация знаний учащихся

Орфографические и тематические таблицы.

Каясова Т. А.

Развитие языковой личности учащихся начальной школы .4 класс.

1 часть

Повторите выученные слова из диктанта № 114 (сборника Каясовой Т. А.)

Возить, пружина, печатный кручу, пирамидка, сплав, гирька, гостья, Подмосковье, пресный, платок, полочка, сменщик, мечта, циркуль.

- Читает 10 слов на различные орфограммы (домашнее задание). Из опыта работы Т. И Каясовой.

- Откройте диктант № 115, объясните орфограммы.

1.Повторяют выученные слова

2. Записывают 10 слов из диктанта № 114, выделение орфограмм, проверка.

3.Объясняют орфограммы из диктанта № 115, доказывают, подбирают проверочные слова.

Летать, дюжина, парча, щурить, сладкий, отлов, пудель, старьё, Поволжье, местный, вчера, пончик, каменщик, борщ, цирк.

4. Два ученика выполнят у доски, весь класс работает самостоятельно в тетрадях. Затем коллективно проверяют, опираясь на знания.

коммуникативные -уметь обосновывать свою точку зрения 

личностные -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решенияновой задачи; 

5 мин.

4

Постановка учебной задачи.

Читает отрывок из стихотворения.

Что без меня предметы?Лишь названья.

Но я приду - всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

и рожь в полях растёт.

(В. Кондрашов)

- О какой части речи говорится в этом стихотворении?

Как  думаете,  вы все знаете про глаголы или есть что-то новое

Слушают, наблюдают, обобщают, доказывают, опираясь на знания.

Формулируют цель урока

регулятивные -устанавливать причинно-следственные связи в
изучаемом круге явлений, принимать и сохранять учебную задачу

1 мин.

5

«Открытие» детьми нового знания.

Путешествие во времени

(N 187644)

№2

Эта тема нам известна по материалу, изученному в 3 классе, а сейчас настала пора повторить её и узнать что - то новое. Для этого мы отправимся в путешествие по времени с двумя ребятами Петей и Машей.

–1. Щелчком «мыши» откройте игру «Путешествие во времени».

Открывается первый экран игры. Три времени года. Шкала времени. Две фигурки детей.

- Рассмотрите картинки. Какое сейчас время года? (Весна).

- Петя и Маша наблюдают за природными явлениями, которые происходят сейчас. Выберите весеннюю картинку, о которой они расскажут.

- Ребята весной наблюдают за тем, что происходит сейчас. Прочитайте вопросы к глаголам. Какой вопрос нужно выбрать? Почему? (Что происходит?Петя и Маша весной наблюдают за весенними изменениями.)

- Выберите нужный вопрос.

- Прочитайте предложение под картинкой.

- Прочитайте слова внизу.

- Выберите ту форму слова, которая подойдет для этого случая. Поместите это слово в предложение.

- Если картинка ожила, вы выбрали правильную форму слова. Вернемся к началу игры.

2. На экране первоначальное изображение: три картинки, шкала времени.

-Теперь представим, что Маша и Петя зимой мечтали о весне. Верните наших героев в зиму.

 Но рассказывать они будут все же о весне.

- Какой вопрос нужно выбрать, чтобы передать мечты детей о весне?

- Выберите нужную форму глагола, чтобы передать зимнюю мечту детей о весне.

- Почему в прошлый раз вы выбрали форму «расцветает», а сейчас «будет расцветать». (Тогда дети наблюдали за тем, как распускается цветок, а сейчас они только мечтают, предполагают, что так еще только будет.)

- А одинаковое ли действие описывается? Разные ли это глаголы или один глагол изменяется? (Да, одинаковое.Это изменяется один глагол.)

- Вернемся в начало игры.

3.На экране первоначальное изображение: три картинки, шкала времени.

-Теперь представим, что Маша и Петя летом вспоминали о весне. Отправьте наших героев в лето.

- Но рассказывать они будут все же о весне.

- Какой вопрос нужно выбрать, чтобы передать воспоминания  детей о весне?

- Выберите нужную форму глагола, чтобы передать летние воспоминания детей о весне.

- Почему в прошлый раз вы выбрали форму «будет расцветать», а сейчас «расцветала»? (Тогда дети мечтали за тем, как распускается цветок, а сейчас они только вспоминают, как это было.)

- А одинаковое ли действие описывается? Разные ли это глаголы или один глагол изменяется? (Да, одинаковое.Это изменяется один глагол.)

- Сколько можно подобрать форм глагола к одному действию?

- Да, эти формы помогают нам описать настоящее, прошедшее и будущее.

- Потренируйтесь употреблять нужное время глагола в зависимости от того, наблюдают, вспоминают или предполагают наши герои.

4.На экране первоначальное изображение: три картинки, шкала времени.

- Теперь Маша с Петей будут составлять предложения о зиме. Начните с того, как они наблюдают за зимним явлением.

Чем отличаются глаголы?

Как в русском языке называются времена глаголов?

Работа с учебником

с. 86 – работа с правилом.

В чем были правы? О чем рассуждали не так?

Работа в парах

1. Учащиеся щелкают мышкой по вопросу к картинке «Весна».

Учащиеся щелкают по вопросу: Что происходит?

Учащиеся помещают слово «расцветает».

2. Учащиеся помещают фигурки детей под картину «Зима». На экране пропадают изображения детей под весенней картинкой, они появляются под зимней картинкой. Дети тепло одеты.

Учащиеся щелкают по вопросу «Что будет происходить?» На экране остается только застывшая картинка «Весна», вопрос «Что будет происходить?» и подпись под картинкой.

Учащиеся помещают в предложение форму «будет расцветать».

3.Учащиеся помещают фигурки детей под картину «Лето». На экране пропадают изображения детей под весенней картинкой, они появляются под летней. Дети легко одеты.

Учащиеся помещают форму «расцветала». Как только сложилось предложение «На пригорках расцветала мать-и-мачеха», картинка оживает, продолжается развертывание цветка.

4.Учащиеся помещают фигурки детей под картину «Зима» и самостоятельно в парах выполняют задание

Сравнивают свои выводы с правилом.

Формулируют тему урока

познавательные -осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий

коммуникативные –осуществлятьвзаимный контроль и оказывать одноклассникам в сотрудничестве необходимую взаимопо-мощь; аргументировать свою точку зрения; умение строить монологическое
высказывание

регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

10 мин

6

Физкульт минутка

1.Игровой приём «Лови ошибку»

-А сейчас мы немного поиграем.

Кто что делает?

Лягушка - летает, белка- прыгает, бабочка -ползёт , грач- летает, пчела - квакает , медведь- прыгает , петух - хрюкает, комар- воет

2.Зрительно собери пословицу из слов и прочитай.По разным сторонам классной комнаты висят плакаты со словами:

Делу время, а потехе час- Как вы понимаете эту пословицу?

Дети называют ошибки, исправляют учителя

3 мин

7

Первичное закрепление (с проговари-ванием в громкой речи).

Работа по учебнику упр. 145-146  стр 81

Выполняют  упражнения  в тетрадях по заданию с комментированием

познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

7 мин

8

Упражнение в применении нужной формы глагола в тексте

Использование ЦОР Единой коллекции «Репин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык 4 класс»

Организует наблюдения детей над ролью глаголов в тексте и семантикой глагольного времени

Выполните упражнение 149 , стр.82   --Подчеркните однородные члены предложения.- Чем они являются в предложении?- В какой временной форме использованы однородные сказуемые, выраженные глаголами?- Образуйте однокоренные слова от слова – отгадки

( электричество).

2. Использование ЦОР Единой коллекции «Репин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык 4 класс», карточка № 115 и 116 (стр. 6).

- Определите время глаголов

Дети выполняют задание- Они являются сказуемыми.- Однородные сказуемые использованы в настоящем времени.-Электрик, электрический, электрочайник, электричка.

Используемые ЦОР

Дети определяют время глаголов (выходят к доске, на компьютере при помощи мышки, щелчком в нужном столбике определяют время глагола)

Последний ученик нажимает «Проверить»

познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.коммуникативные –осуществлятьвзаимный контроль

регулятивные -умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

9 мин

9

Домашнее задание

У кого дома есть компьютер?   Вам домашнее задание Единой коллекции ЦОР«Репин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык 4 класс», карточка № 117 (стр.6), определить время глаголов.Карточка № 118 (стр.6), выписать глаголы прошедшего времени.

 Остальным ребятам стр. 83 , упр. 150

- Прочитайте упр. 150

Работа со словарём.

- Найдите слово «лежанка», что оно означает?

  Записывают домашнее  задание в дневник

личностные — способность к самооценке
на основе критериев успешности учебной деятельности;
 

2 мин

10

Подведение итогов урока

Рефлексия  

Учитель  спрашивает: на какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени? При подведении итогов определяет эффективность работы учащихся, выставляет оценки за урок

Цветовой прием «Дерево».

Всё понял (красное яблоко)

Затрудняюсь. Нужно поработать ещё

(красно-зелёное яблоко)

Не понял. Нужна помощь (зелёное яблоко)

Дети отвечают на вопросы Глагол имеет 3 временные формы: настоящее время, будущее время и прошедшее время.- Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: что делает? Что делают?Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: что делал? Что сделал?

Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: что сделает? Что будет делать

коммуникативные –аргументировать свою точку зрения; умение строить монологическое
высказывание

регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

4 мин

Приложение к плану-конспекту урока

«Изменение глаголов по временам»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Путешествие во времени (N 187644)

Инновационный  учебный  материал, практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c9fd641d-167c-420f-bfc2-9081e7254dc4/ResFile.SWF

2

ЦОР Единой коллекции «Репин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык 4 класс

Инновационный  учебный  материал, практический

Интерактивное задание

http://shool-collection.edu.ru;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: «Изменение глаголов по временам» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- уметь правильно изменять...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями  изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями  изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА . Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели деятельности учителя: закрепление  умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать, как изменяется глагол по временам;- уметь опре...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по временамПланируемые результаты:Предметные: Знать, как изменяются глаголы по временам; как определяется время у гл...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по временамПланируемые результаты:Предметные: Знать как изменяются глаголы по временам; как определяется время у гла...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по временамПланируемые результаты:Предметные: Знать как изменяются глаголы по временам; как определяется время у гла...