Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Никулина Татьяна Дмитриевна

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного курса
  3. Место учебного курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
  5. Целевые ориентиры освоения учебного курса
  6. Содержание учебного курса
  7. Календарно-тематический план
  8. Планируемые результаты освоения учебного курса
  9. Коррекционная работа
  10. Система оценки достижений планируемых результатов
  11.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

На заседании

научно - методического совета школы

Протокол  от 31 августа 2020г. №1

зам директора по УВР

______________ О.Б.Конечникова

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________

Л.Г.Ралко

Приказ  от 31 августа 2020 г. №  79

Рабочая программа

(АОП вариант 5.1)  

учебного предмета

«Русский язык»

для учащегося 2 А  класса  

Лоскутова Семёна

Составитель:

Никулина Т.Д.

учитель начальных классов

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного курса
  3. Место учебного курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
  5. Целевые ориентиры освоения учебного курса
  6. Содержание учебного курса
  7. Календарно-тематический план
  8. Планируемые результаты освоения учебного курса
  9. Коррекционная работа
  10. Система оценки достижений планируемых результатов
  11.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР вариант 5.1) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
  •  СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29,12,2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24. 11.2015),
  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10. 07.20 15 №26.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10,2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1 598,
  • Уставом Школы.
  • С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, 2015г.

Адаптированная программа реализуется через УМК «Школа России» с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося Лоскутова Семёна Павловича, ученика 2 «А» класса.

По заключению ПМПК у ребёнка общее недоразвитие речи III уровня со вторичным снижением ВПФ. Семён имеет разные речевые недостатки: дисграфия, дислексия.

         Рекомендовано: обучение в образовательной организации по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся  с тяжёлыми нарушениями речи; вариант стандарта 5.1.

Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам.

У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих детей является недоразвитие языкового уровня речевой деятельности, которое проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использования закономерностей языка в процессе речевого общения.

Нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил, т.е. формирование языковых обобщений: фонематических, лексических, морфологических, синтаксических.

В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов.

  Цель: коррегировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.

Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.

Задачи:

- сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

- овладение грамотой;

- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;

- закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;

- сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи;

-  формировать «чувство» языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных;

- выработать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;

- развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

- овладеть способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач;

- расширить и обогатить опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;

- обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи,  профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий.

Каждый раздел программы  включает перечень тем, расположенных в определенной логической последовательности, охватывает круг основных грамматических понятий, умений, орфографических и пунктуационных правил и навыков. Система подачи материала  обеспечивает условия осознания языковых закономерностей и формирования языковой системы.

На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи.

  1.  Общая характеристика учебного курса

           Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика;
  •  состав слова (морфемика);
  •  грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  •  развитие речи.

           Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

            Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

             Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

        3.Место учебного курса в учебном плане

На изучение русского языка во 2-м  классе выделяется 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

        4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

         5. Целевые ориентиры освоения обучающимися учебного курса

Программа обеспечивает достижение учащимися второго класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  3. Овладение первоначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. Развитие этических чувств;
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Метапредметные результаты.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

Активное использование речевых средств и средств для решения комуникативных и познавательных задач;

Овладение навыками смыслового чтения текстов. Осознанно строить речевое высказывание;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

   

Предметные результаты:

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка;

Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственной культуры;

Овладение учебными действиями с языковыми единицами;

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка.

       6. Содержание учебного курса

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного.     Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.  

Местоимение. Общее представление о местоимении.  

 Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?  Изменение глаголов по   числам.  

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

 Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

Развитие речи.Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

7. Календарно-тематический план по предмету русский язык

№ уроков

кол.

часов

календарные сроки

по плану

календарные сроки фактически

Наименование темы, содержание

1

1

Знакомство  с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи?

2

1

Как отличить диалог от монолога?

3

1

Что такое текст? Что такое тема и главная мысль  текста?

4

1

Части текста

5

1

Диктант

6

1

Работа над ошибками

7

1

Что такое предложение?

8

1

Как из слов  составить предложение?

9

1

Контрольное  списывание

10

1

Что такое главные члены предложения?

11

1

Что такое второстепенные члены предложения?

12

1

Подлежащее  и сказуемое – главные члены предложения?

13

1

Что такое распространенные и нераспространённые предложения?

14

1

Как  установить  связь  слов в предложении?

15

1

Развитие речи. Обучающее  сочинение по картине

16

1

Анализ сочинений

17

1

Контрольный диктант

18

1

Работа над ошибками Что такое лексическое значение  слова?

19

1

Что такое лексическое значение  слова?

20

1

Что такое однозначные и многозначные  слова?

21

1

Что такое прямое и переносное значение многозначных   слов?

22

1

 Что такое  синонимы?

23

1

Что такое  антонимы?

24

1

Контрольный диктант

25

1

Работа над ошибками

26

1

Что такое родственные  слова?

27-28

2

Что такое корень  слова? Что такое однокоренные слова?

29

1

Какие бывают слова?

30

1

Проверочная работа

31

1

Контрольный диктант

32

1

Работа над ошибками

33

1

Обучающее  сочинение по  серии картинок

35.

1

Как определить ударный  слог?

36.

1

Как  переносить  слова с одной  строки на другую?

1

Контрольный диктант

1

Работа над ошибками

1

Как различить  звуки и буквы? Как определить гласные звуки?

1

Как определить гласные звуки?

1

Контрольный диктант

1

Работа над ошибками

43-47

5

Правописание  слов с безударным  гласным звуком в корне

48-50

3

Правописание  слов  с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

51.

1

Развитие речи. Обучающее сочинение

52.

1

Диктант.

1

Работа над ошибками

1

Как определить  согласные звуки?

55-56

2

Согласный звук [Й] и буква И краткое

57.

1

Слова  с удвоенными  согласными

58.

1

Контрольный диктант за 1 полугодие

59-60

2

Анализ контрольного диктанта

Твёрдые и мягкие  согласные звуки и буквы для их обозначения

61,

1

Как обозначить мягкость  согласного звука на письме?

62-63

2

Правописание мягкого знака в конце и  знака в конце и середине  слова перед другими  согласными

64.

1

Контрольный диктант

1

Проверочная работа

66.

1

Работа над ошибками

67.

1

Развитие речи. Обучающее изложение

68.

1

Повторение темы «Твёрдые и мягкие  согласные»

69.

1

Контрольный диктант

70.

1

Закрепление знаний. Работа над ошибками

71-73

3

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

74.

1

Как отличить звонкие  согласные звуки от глухих?

75.

1

Произношение и написание парных звонких и глухих  согласных звуков. Как отличить звонкие  согласные  звуки от глухих?

76.

1

Проверка парных  согласных в корне  слова

77.

1

Распознавание проверяемых и проверочных  слов. Проверка парных  согласных

78.

1

Проверка парных  согласных. Изложение  повествовательного текста

79-81

3

Правописание парных звонких и глухих  согласных на  конце слова

82

1

Правописание парных звонких и глухих  согласных на  конце слова. Изложение  повествовательного текста по вопросам

83.

1

Проверка знаний

84.

1

Диктант

85.

1

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала

86-88

3

Правописание  слов  с разделительным мягким знаком

89.

1

Правописание  слов  с разделительным мягким знаком. Обобщение изученного материала

90.

1

Контрольное  списывание

91.

1

Обучающее   сочинение «Зимние забавы»

92.

1

Проверка знаний

93.

1

Обобщение изученного материала

94-95

2

Что такое части речи?

96

1

Что такое имя  существительное?

1

Одушевленные и неодушевлённые имена  существительные

1

Собственные  и нарицательные имена  существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей

1

Собственные  и нарицательные имена  существительные. Заглавная буква в именах  сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет18

1

Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи

1

Заглавная буква в географических названиях

1

Диктант

1

Работа над ошибками.

1

Обобщение знаний о  написании  слов с заглавной буквы

105

1

30,03

Единственное и множественное  число имен  существительных

106-108

3

31,03

1,2,04

Единственное и множественное  число имен  существительных

109

1

6

Обучающее изложение

110

1

7

Проверка знаний

111

1

8

Диктант

112

1

9

Работа над ошибками.

113-114

2

13,14,04

Что такое глагол?

115-116

2

15,16

 Единственное и множественное  число глаголов

117

1

20

Правописание частицы НЕ с глаголами

118

1

21

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

119

1

22

Что такое текст-повествование?

120

1

23

Проверка знаний

121

1

27

Что такое имя  прилагательное?

122

1

28

Связь имени прилагательного  с именем  существительным

123

1

29

Прилагательные близкие и противоположные по значению

124

1

30

Единственное и множественное  число имен прилагательных

125

1

4,05

Что такое текст-описание?

126

1

5

Проверка знаний

127

1

6

Общее понятие о предлоге

128

1

7

Раздельное написание  предлогов  со  словами

129

1

11

Восстановление предложений

130

1

12

Проверка знаний

131

1

13

Диктант

132

1

14

Что такое местоимение?

133

1

18

Что такое текст- рассуждение?

134

1

19

Проверка знаний

135

1

20

Контрольный диктант

136

1

21

Работа над ошибками

137-140

4

25,26,27,28,05

Повторение пройденного за год

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

понимать – «предложение – это основная единица речи»;

знать грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;  различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);  оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки); различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание); различать главные члены предложения;

 понимать – «слова в предложении связаны по смыслу и по форме»;

 различать словосочетание и предложение;

понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

 различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

 использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

 понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я; различать деление слов на слоги и для переноса; понимать влияние ударения на смысл слова;

 различать звуки [и] и   [й] и буквы, их обозначающие;

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

 понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

 верно употреблять прописную букву.

 

В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

 составления предложений на заданную тему;

 употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

 самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

 орфографической грамотности речи учащихся;

 проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

деления слов на слоги и переноса слов;

правильного написания слов с буквой Й;

обозначения мягкости согласных на письме;

 написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

 употребления прописной буквы в именах собственных;

 работы со словарём (использование алфавита);

 каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

 письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами .

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Наша речь

2

Текст

3

Предложение

4

Слова,слова,слова…

5

Звуки и буквы

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

7

Части речи

8

Повторение

 

Итого:

136 часов

В результате работы по темам «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети научатся:

сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения; различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;

правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме; правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения; составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;

 составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок; списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;  письменно отвечать на вопросы к тексту;

писать под диктовку; записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;

 пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».

В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение»  дети учатся:

 понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;  составлять предложения, различные по цели высказывания;  устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;  выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);  устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;  устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем?Маленький щенок играет шариком;

составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;  определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения; записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;  работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);

различать текст-пословицу и текст-загадку; писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

В результате работы по теме « Слова,слова,слова… » дети научатся:

подбирать группы родственных (однокоренных) слов;  выделять корень в однокоренных словах; различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;  распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;  использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов); применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

В процессе работы по теме «Слова,слова, слова» дети учатся:

 различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;

распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;

 использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».

В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:

 слушать, анализировать звучащее слово;  выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;  подбирать слова с заданными первым и последним звуком;

 выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;

понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;

 понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;

понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;

 использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;

 анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;

различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;  выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;  обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:

слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы; соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» дети научатся:

применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

 безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;

различать (сравнивать)мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:

 слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;

 соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

 использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма. 

В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:

распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;

 распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;

использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;

 характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;

определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;

 распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);

распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);  писать имена собственные по правилам;

характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?; 

определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;  изменять имя прилагательное по числам;

 выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»); устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);  различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);

 характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

 устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;

определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;  изменять глаголы по числам;

понимать значение предлогов в речи; писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:

различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать?  и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?; изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?; объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;

 различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);

использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);

9. Коррекционная работа

        Лоскутов Семён Павлович   обучается по  АОП/ АООП НОО для детей с ТНР (вариант 5.1, заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии  № 437-19 от 13.05.2019 г.)

    Программа коррекционной работы по русскому языку  предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ОВЗ. Содержание программы коррекционной работы для  обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК: занятия с педагогом-психологом по коррекции ВПФ, занятия с учителем –логопедом по коррекции всех компонентов речи, медицинское сопровождение.

Цель коррекционного воздействия должна быть прочно увязана с содержанием учебного материала и, в конечном итоге, предусматривать определённый компенсаторный эффект

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:

- оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы» обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;

- социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы»  с внешними ресурсами-  с Муниципальным бюджетным учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Росток» Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия;

 Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ТНР осуществляют специалисты: учитель-логопед Иванова О.Г., педагог-психолог Иванова Н.И., имеющие соответствующую профильную подготовку, социальный педагог Михайлов В.А.

           На основе рекомендаций Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии  437-19 от 13.05.2019 года. ( Занятия с педагогом-психологом по коррекции ВПФ, занятия с учителем –логопедом по коррекции всех компонентов речи, темпа и  плавности) Лоскутов Семён Павлович  1 раз в неделю занимается с педагогом-психологом Ивановой Н.И.по коррекции ВПФ, с учителем начальных классов Никулиной Т.Д.

       Программа коррекционно-развивающих  занятий по русскому языку поддерживает изучение основного курса русского языка, и способствует лучшему усвоению базового курса предмета.

       Прочные и осознанные умения и навыки правильного письма вырабатываются в процессе постоянно осуществляемой системы тренировочных упражнений. И такая систематическая работа в выработке прочных орфографических и пунктуационных навыков достигается как на уроках, так и на индивидуально - групповых занятиях.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя индивидуальная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться с другими людьми.

        В работе по освоению русского языка приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама индивидуальная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

        Именно благодаря индивидуальному подходу к учащемуся занятия могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей детей.

        Как и на уроках, материал на индивидуальных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и дополнительными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.

        Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

        Для реализации программы занятий коррекционно- развивающей направленности учебным базисным планом предусмотрено 35 часов (1 час в неделю).

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

 • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

• поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, психологом, медицинским работником, администрацией МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы», родителями;

• составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ЗПР при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

• составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

• формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

 • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

• организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Работа на занятиях строится по следующим правилам:

  • новый материал строится и преподается предельно развернуто;
  • практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
  • систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
  • выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
  • чередуются  виды деятельности, способствующих нормализации внимания;
  • составляются домашние задания в сторону малого объёма;
  • для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;
  • ведется систематическая работа над развитием психических процессов;
  • материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;

Планируемые результаты коррекционной работы:

1. Повышение уровня общего развития обучающихся с ОВЗ.

 2. Компенсирование пробелов предшествующего развития и обучения.

3. Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.

Программа коррекционной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы» позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося с ТНР. Результатом коррекционной работы является достижение учащимся 2  А класса Лоскутовым Семёном Павловичем  планируемых результатов освоения АОП НОО.

10. Система оценки достижения планируемых результатов

С целью осуществления контроля результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, тематический, комплексный, итоговый.

Для контроля используются следующие формы: индивидуальная и фронтальная устные проверки, творческие задания, тестовые задания, проверочные и контрольные работы.

При составлении тестовых заданий, текстов для контрольных и проверочных работ используются  следующие учебно-методические пособия:

Тихомирова Е.М. Русский язык. Тесты. 2 класс. – М.: Экзамен, 2013.

Сенина Н.А. Комплексные тесты. 2 класс. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

Абросимова Е.Е. Комплексные задания к текстам. 2 класс. – Саратов: Лицей, 2012

Т.Н. Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: Вако, 2013.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку.

Развернутый ответ  должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

11. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

  1. Абросимова Е.Е. Комплексные задания к текстам. 2 класс. – Саратов: Лицей, 2012
  2. Канакина В.П., Горецеий В.Г. Русский язык. 2 класс. – М.: Просвещение, 2013
  3. Сенина Н.А. Комплексные тесты. 2 класс. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
  4. Ситникова Т.Н.. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: Вако, 2013.
  5. Тихомирова Е.М. Русский язык. Тесты. 2 класс. – М.: Экзамен, 2013.

Технические средства:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска.

3. Персональный компьютер с принтером.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1. Набор предметных картинок.

2. Демонстрационный магнитный алфавит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С НОДА (ВАРИАНТ 6.1)...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития  ( вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизиру...

Рабочая программа. Филология «Язык и речевая практика» (Русский язык и литературное чтение) 1 дополнительный, 1 – 3 классы. (Для глухих обучающихся по варианту 1.2)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основн...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаСодержание учебного курсаКалендарно-темат...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -2 класс.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -2 класс...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Программа "Русский язык" входит в предметную область "Язык и речевая практик...