Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Андрейченко Юлия Владимировна

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Программа "Русский язык" входит в предметную область "Язык и речевая практика" и относится к обязательной части учебного плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._russkiy_yazyk.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное специальное общеобразовательное учреждение

Запрудненская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

СОГЛАСОВАНО

Протокол № ___

заседания МО

от ____________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________________

/ Андрейченко Ю. В. /

_______________ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

____________________

/ Жемаева Л. В. /

_______________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Русский язык»

2 класс (вариант 1)

Составитель: Андрейченко Ю.В.

учитель высшей категории

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

I. Нормативно-правовая база

Тип программы: образовательная программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Статус программы: рабочая программа по предмету «Русский язык» (входит в предметную область "Язык и речевая практика" и относится к обязательной части учебного плана).

Назначение программы: программа обеспечивает реализацию прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Категория обучающихся: учащиеся 2 класса  МСОУ Запрудненской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (вариант 1).

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 96 часов, из расчета 3 часа в неделю в соответствии с учебным графиком на 2023-2024 учебный год.

 Форма обучения: очная.

Рабочая программа разработана на основании:

  1. Федерального закона об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
  3. Постановлении  Главного государственного санитарного врача  РФ от 10 июля 2015 г. № 26 "Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 – 15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  4. Устава муниципального специального образовательного учреждения Запрудненской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (новая редакция от 11.04.2022, утверждена Приложением к Постановлению Главы Талдомского городского округа № 530.
  5. ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  6. Учебного плана МСОУ Запрудненской  школы – интерната для обучающихся с ОВЗ.
  7. Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
  8. Основной образовательной программы начального общего образования МСОУ Запрудненской школы – интерната для обучающихся с ОВЗ.
  9. Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ.
  10. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ.

Программа ориентирована на использование  учебника Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова «Русский язык» 2 класс.  Учебник  для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 2-е издание. Москва. "Просвещение",  2023 г.

      Учебник предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию  требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области "Язык и речевая практика", имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации".

      Рабочая программа ориентирована на УМК:

      Рабочая тетрадь. С. В. Комарова, Т.М Головкина, С.В. Саакян. Чтение. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 6-е издание.  Москва. "Просвещение", 2022

        Обучение русскому языку в начальных классах предусматривает включение в учебную программу следующих разделов: "Подготовка к усвоению грамоты", "Обучение грамоте", "Практические грамматические упражнения и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая практика".

     Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  • формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
  • овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • развитие навыков устной коммуникации;
  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Основное содержание учебного курса

ПОВТОРЕНИЕ

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи − ши, ча − ща, чу − щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб − грибы).

СЛОВО

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать (по вопросам кто? что?) и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать (по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?) правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

  • называние признака (качества) данного предмета (по вопросам какой? какая? какое? какие?);
  • нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
  • подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
  • согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях − самостоятельно).

Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

1-я группа − и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

2-я группа − л, м, ц, щ, ь, ы;

3-я группа − б, а, ю, ф, б, в, д, з;

4-я группа − с, е, ё, ч, ъ, я;

5-я группа − э, х, ж, к;

Письмо заглавных букв:

1-я группа − И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа − О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

3-я группа − У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа − Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.

Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

Повторение пройденного за год.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык":

     Минимальный уровень:

  • различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;                   деление слов на слоги для переноса;
  • списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
  • обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой "ь" (после предварительной отработки);
  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
  • выделение из текста предложений на заданную тему;
  • участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

  Достаточный уровень:

  • различение звуков и букв;
  • характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
  • списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
  • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
  • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
  • деление текста на предложения;
  • выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
  • самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Календарно-тематическое планирование по предмету русский язык

2 класс (вариант 1)

1 триместр– 30 ч.

п / п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1-2

Повторение. Звуки и буквы. Выделение звука и буквы в слове.

2

3

Слово. Предмет и слово, называющее предмет.

1

4

Предложение. Правило записи предложения. Предложение и его схема.

1

5

Распространение предложений.

1

6

Составление предложений с данным словом.

1

7

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.

1

8

Согласные звуки и буквы.

1

9

Слова, которые различаются одним звуком.

1

10

Слова, которые различаются количеством звуков.

1

11

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

1

12

Контрольное списывание «Гласные и согласные звуки и буквы».

1

16

Ударение в словах. Знакомство со знаком ударения.

1

17

Выделение ударного гласного в слове.

1

18

Слог. Деление слов на слоги.

1

19

Гласные в образовании слогов.

1

20

Деление слов со звуками [и] − [й] на слоги.

1

23-24

Парные звонкие и глухие согласные. Различение [б] − [п].

1

25

Различение [в] − [ф].

1

26

Парные звонкие и глухие согласные. Различение [г] − [к].

1

27

Различение [д] − [т].

1

28

Различение [ж] − [ш].

1

29

Различение [з] − [с].

1

30

Контрольная работа за 1 триместр.

1

2 триместр – 33 ч.

п / п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Шипящие согласные.

1

2

Свистящие согласные.

1

3

Различение шипящих и свистящих согласных.

1

4

Буква Е в начале слова или слога.                                                                                                                                                                                          

1

5

Буква Ё в начале слова или слога.

1

6

Буква Ю в начале слова или слога.

1

7

Буква Я в начале слова или слога.

1

8

Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

1

9

Твёрдые и мягкие согласные.

1

10

Гласные ы – и после твёрдых и мягких согласных.

1

11

. Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных.

1

12

Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных.

1

13

Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных.

1

14

Гласная Е после мягких согласных.

1

15

Различение твёрдых и мягких согласных.

1

16

Мягкий знак (ь) на конце слова.

1

17

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

1

18

Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова.

1

19

1

20

Слово. Названия предметов.

1

21

Названия предметов, отвечающих на вопрос что?

1

22

Названия частей предмета.

1

23

Различение сходных предметов и их названий.

1

24

Обобщающее слово к группе однородных предметов.

1

25

Названия предметов, отвечающих на вопрос кто?

1

26

Обобщающее слово к группе однородных предметов.

1

27

Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

1

28

Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.

1

29

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

1

30

Большая буква в именах и фамилиях людей.

2

31

Большая буква в кличках животных.

1

32

Контрольное списывание. «Большая буква в именах и фамилиях людей».

33

Большая буква в именах и фамилиях людей. Повторение.

3 четверть – 33 ч.

п / п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?

1

2

Названия действий, отвечающие на вопрос что делают?

1

3

Подбор названий действий к названиям предметов.

1

4

по вопросам.

1

5

Различение названий предметов и названий действий по вопросам.

1

6

Предлоги. Предлог как отдельное слово.

1

7

Предлоги. Употребление предлогов в предложении.

1

8

Слова с непроверяемыми гласными. Выделение трудной гласной в словах.

1

9

Написание гласных в словах-родственниках.

1

10

Повторение. Различение названий предметов и названий действий по вопросам.

1

11

Предложение. Выделение предложения из текста.

1

12

Правила записи предложения.

1

13-14

Предложение и его схема.

2

15

Различение набора слов и предложения.

1

16-17

Порядок слов в предложении.

2

18

Завершение начатого предложения.

1

19-20

Составление предложений по предметной картинке.

2

21-22

Составление предложений по сюжетной картинке.

2

23

Предложения – вопросы и предложения – ответы.

1

24

Повторение. Звонкие и глухие согласные.

1

25

Твёрдые и мягкие согласные.

1

26

Мягкий знак на конце слова.

1

27

Названия предметов.

1

28

Названия действий.

1

29

Предложение.

1

30

Подготовка к контрольной работе.

1

31

Итоговая контрольная работа за год.

1

32

Работа над ошибками.

1

33

Обобщающий урок.

1

Итого:

96ч.


Учебно-практическое оборудование:

  • касса букв и слогов;
  • раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, геометрические фигуры и тела);
  • наборы предметных и сюжетных картинок;
  • карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т. п.);
  • слоговые таблицы;
  • дидактические игры;
  • образцы написания букв;
  • мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
  • конструктор.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Примерная АООП для обучающихся с ОВЗ, 2015 г.
  • Учебник Э. В. Якубовской, Я. В. Коршуновой «Русский язык» для 2 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М., «Просвещение», 2019 г.
  • Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991 г.
  • Дмитриева О. И., Казакова О. В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.: Вако, 2007 г.
  • Соболева О. П. Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – Белгород, 2007 г.

Техническое оснащение реализации программы по предмету русский язык

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

«Д» − демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

«К» − полный комплект (на каждого ученика класса);

«Ф» − комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);

«П» − комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

РУССКИЙ ЯЗЫК

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Наличие в кабинете

Примечание

1

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Якубовской Э. В., Коршуновой Я. В.

К

+

2

Примерная АООП для обучающихся с ОВЗ, 2015 г.

Д

+

3

Методические пособия для учителя, дополнительная литература

Д

+

приобрести

  1. Печатные пособия

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Наличие в кабинете

Примечание

1

Демонстрационный материал по русскому языку в соответствии с темами обучения

К, Ф

+

приобрести

2

Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» 2 класс «Читай, думай, пиши»

К

+

приобрести

  1. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

1

Аудиозаписи

Д

+

дополнить

2

Видеофильмы

Д

+

дополнить

3

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

Д

+

устарела

приобрести

  1. Технические средства обучения (средства ИКТ)

1

Телевизор

Д

приобрести

2

Видеомагнитофон / видеоплеер

Д

приобрести

3

CD / DVD проигрыватели

Д

приобрести

4

Музыкальный центр (музыкальные колонки)

Д

+

5

Слайд-проектор (переносной)

Д

+

6

Мультимедийный проектор

Д

+

7

Экран для мультимедийного проектора

Д

+

8

Столик для мультимедийного проектора

Д

+

9

Ноутбук

Д

+

10

Принтер

Д

приобрести


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предметам для обучающегося с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 4 класса.

Адаптированная рабочая программа  и календарно тематическое планирование для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося c умственной отсталостью (интеллектуа...

Рабочая программа по математике для обучающихся с легкими интеллектуальными нарушениями (вариант 1) для 1 (доп.) класса

Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель которой – социальная реабилитация и адаптация детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...

Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"

Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...