Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение
методическая разработка по технологии (4 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domovodstvo.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 «ДОМОВОДСТВО»

для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

5 класс

СОДЕРЖАНИЕ

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения программы
  • Система оценки достижений планируемых результатов

  • СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  • Учебно-тематический план
  • Календарно-тематическое планирование
  • Лист корректировки рабочей программы
  • Лист оценки выполнения рабочей программы

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно — бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

         Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» 5 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.

3. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школа №

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Учебного плана ГБОУ школа №  на 2022 -2023 уч. год.

6. Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы

          Цель данной программы – является повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

          С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:

Образовательные: 

  • учить организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом);
  • учить различать и называть(показывать) предметы одежды;
  • учить вешать одежду на спинку стула/на вешалку «плечики»;
  • учить складывать одежду пополам;
  • учить смачивать салфетку водой, отжимать руками лишнюю воду;
  • учить переносить сформированные навыки работы с одним материалом на другой;
  • учить соблюдать технику безопасности при работе при работе с ножницами, иглой.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.);
  • развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
  • развивать согласованность действий обеих рук;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение;
  • воспитывать фантазию, воображение, индивидуальность в работе.

1.2. Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты.

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты.

          Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

                Минимальный уровень:

  • Слушать инструкции учителя;
  • Уметь держать пластиковую иголку в руке, самостоятельно прошивать шаблон из картона швом «назад иголкой»;
  • «Рука в руку» с учителем резать бумагу по начерченным линиям;
  • Уметь брать одежду в руки, по подражанию действиям учителя, складывать одежду пополам;
  •  По словесной инструкции учителя выполнять элементарные действия по уборке помещений.

               Достаточный уровень:

  • Слушать инструкции учителя;
  • Уметь держать пластиковую иголку, прошивать шаблон из картона швом «назад иголкой»;
  • С помощью учителя резать бумагу по начерченным линиям;
  • Уметь брать одежду в руки, по подражанию действиям учителя, складывать одежду пополам, вешать ее на спинку стула/на вешалку «плечики»;
  • Использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • Выполнять элементарные действия по уборке помещения и территории;
  • Применять полученные навыки в быту.

Формирование базовых учебных действий.

      Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 5 класса на уроках домоводства, обеспечивают успешное школьное обучение и положительного отношения к учебе в целом:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                          
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные:    

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.                            

Познавательные:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;  
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по домоводству должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.

       Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.

        Реализация учебной программы «Домоводство» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.

В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.

Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.

Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

· консультация;

· практическое занятие.

Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:

Вид учебной деятельности

Форма, режим

Этап изучения материала

Установочные занятия

Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline)

Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса

Самостоятельное изучение материала

Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline)

Во время карантина или переноса учебных занятий

Консультирование

Индивидуально или в группе, в режиме online или offline

В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося

Контроль

Заочно (в режиме online или offline)

По завершении отдельных тем или курса в целом

Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.

Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:

выполнение практического задания (индивидуально или в группах);

выполнение индивидуального или группового творческого задания

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

Содержание тем учебного курса предполагает работу по следующим разделам:

Программа по предмету «Домоводство» включает следующие разделы: «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Обращение с инструментами для шитья и рукоделия», «Уборка помещений и территории».

Уход за вещами. Называние(показывание) предметов одежды и обуви.  Надевание и снимание одежды самостоятельно (с помощью учителя), соблюдение последовательности действий при складывании вещей, вывешивании одежды на «плечики», застегивании молнии на одежде.

Обращение с кухонным инвентарем. Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда (тарелка, кастрюля, сковорода и др.). Умение пользоваться (самостоятельно или с помощью взрослого) кухонными принадлежностями.

Обращение с инструментами для шитья и рукоделия. Называть (показывать) инструменты, уметь пользоваться (самостоятельно или с помощью взрослого) пластмассовой иглой и ножницами.

Уборка помещений.   Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели сухой (влажной) салфеткой. Смачивать салфетку водой, отжимать лишнюю воду.

Уборка территории. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега (сгребание снега, перебрасывание снега).

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Предполагаемые результаты

1 четверть

1

1

07.09

Где живет мусор в классе. Раздельный сбор мусора.

Учить сортировать пришедшие в негодность предметы, раскладывать в разные мусорные пакеты.

2

1

14.09

Работа с пуговицами. Пришивание пуговиц к ткани

 Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в дырку пуговицы, вытягивать иголку с другой стороны.

3

1

21.09

Аппликация с использованием  пуговиц: "Дерево"

Учить выполнять творческую  работу из нестандартных материалов

4

1

28.09

Шитьё по контуру фигуры по лексической теме «Дикие животные».

Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в заранее подготовленную дырку, вытягивать иголку с другой стороны.

5

1

05.10

Выворачивание одежды. Складывание одежды пополам.

Учить последовательности действиям при выворачивании /

складывании одежды.

6

1

12.10

Застегивание одежды, лежащей на столе (парте).

Учить вставлять пуговицу в прорезь петли на одежде.

7

1

19.10

Овощечистка. Безопасный способ срезания шкурки с кабачка.

Учить пользоваться овощечисткой.

8

1

26.10

Итоговый урок

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 8 часов

2 четверть

9

09.11

Выворачивание одежды. Использование вешалки «плечики» для одежды.

Учить последовательности действиям при выворачивании одежды. Учить вставлять края вешалки в рукава одежды.

10

16.11

Застегивание одежды на пуговицы одетой на себя.

Учить вставлять пуговицу в прорезь петли на одежде.

11

23.11

Шнуровка обуви. Завязывание шнурков на обуви разными способами.

Учить последовательно протягивать шнурки через дырочки в обуви.

Учить завязывать узел «бантиком» .

12

30.11

Овощечистка. Безопасный способ срезания шкурки с моркови

Учить пользоваться овощечисткой.

13

07.12

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели влажной салфеткой.

Учить удерживать салфетку в руке, водить рукой по поверхности мебели вправо-влево, продвигая руку к себе.

14

14.12

Вырезание ножницами   шаблона из бумаги.

Учить удерживать пальцами ножницы, раздвигать и сжимать ножницы, продвигая их вперед.

15

21.12

Аппликация с использованием пуговиц. «Елочный шар».

Итоговый урок

Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в дырку пуговицы, вытягивать иголку с другой стороны.

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 7 часов

3 четверть

16

1

11.01

Овощечистка. Безопасный способ срезания шкурки с картофеля

Учить пользоваться овощечисткой

17

1

18.01

Накладывание пищи в тарелку.

Учить удерживать в руке половник, зачерпывать им суп из кастрюли, наливать его в тарелку.

18

1

25.01

Уход за комнатными растениями.

Учить протирать листья влажной салфеткой, пользоваться лейкой.

19

1

01.02

Регулирование напора струи воды. Горячая и холодная вода в кране.

Последовательность мытья рук.

Учить выполнять действия по алгоритму.

20

1

08.02

Вырезание ножницами   шаблона из бумаги.

Учить удерживать пальцами ножницы, раздвигать и сжимать ножницы, продвигая их вперед.

21

1

15.02

Способы пришивания пуговиц

Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в дырку пуговицы, вытягивать иголку с другой стороны.

22

1

22.03

Аппликация с использованием пуговиц. «Дождик». 

Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в дырку пуговицы, вытягивать иголку с другой стороны.

23

1

01.03

Складывание футболки классическим способом. Раскладывание сложенной одежды на полки шкафа.

Учить складывать футболку, следуя алгоритму. Закреплять представления о порядке.

24

1

15.03

Скворечник для птиц.

Учить внимательно слушать учителя, следовать алгоритму.

25

1

22.03

Итоговый урок

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 10 часов

4 четверть

26

1

05.04

Правила по ремонту книг.

Учить внимательно слушать учителя, следовать алгоритму.

27

1

12.04

Срезание шкурки с овощей овощечисткой.

Резка овощей ножом пополам.

Учить пользоваться овощечисткой.

28

1

29.04

Последовательность надевания носков. Способы складывания носков.

Учить повторять действия за учителем.

29

1

26.04

Шнуровка повседневной обуви. Завязывание шнурков.

Учить повторять действия за учителем.

30

1

03.05

Вырезание ножницами   шаблона из бумаги.

Учить удерживать пальцами ножницы, раздвигать и сжимать ножницы, продвигая их вперед.

31

1

10.05

Аппликация с использованием пуговиц. «Божья коровка».

Учить держать иголку в руках, проталкивать ее в дырку пуговицы, вытягивать иголку с другой стороны.

32

1

17.05

Экскурсия на школьный двор. Высаживаем рассаду цветов в вазоны.

Учить делать лопаткой ямку, опускать в нее росток,  поливать водой.

33

1

24.05

Итоговый урок

Учить обобщать знания, полученные за четверть.

Итого: 8 часов

Лист корректировки рабочей программы

урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Количество часов по

плану

Выполнение

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

Четверть

1

2

3

4

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

          На изучение предмета «Домоводство» по учебному плану ГБОУ школы №  в 5 классе отводится 1 час в неделю.

         Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 33 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Для реализации данной  программы  используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).

Формы работы на уроке: основные виды учебной деятельности в 5 классе: фронтальная, парная, групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия: Умные карточки: «Овощи, фрукты, ягоды, грибы», «Времена года», «Одежда», «Посуда».

Демонстрационные: Образцы поделок.

Раздаточные: Набор цветной бумаги и картона, клей, пластилин, пластмасовая игла, ножницы.

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

  • Презентации к урокам по домоводству по разделам.

3.4. Учебно-методический комплекс:

  • Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф.Баряевой Л.Б., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...