Программа по предмету "РАзвитие речи и окружающий мир" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv._rechi.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 ««РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»»

для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

8 класс

                                                                                                 


СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.2.Планируемые результаты освоения программы

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебно-тематический план

2.2.Календарно-тематическое планирование

2.3. Лист корректировки рабочей программы

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

2.5. Задачи индивидуальной работы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дети с умеренной умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами). Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния. Нарушение речи обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер. Однако, в структуре общего речевого недоразвития, на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в новый период детства (возникновение и развитие «Я – позиции» и «Я – образа», стремление к самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими, выделение сверстника и взаимодействия с ним и пр.)

В ходе организации и проведении уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение обучающимися средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить их коммуникативные потребности.

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 8 класса (учащиеся с умеренной умственной отсталостью) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

3. Образовательная программа ГБОУ школы

4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28.

5. Учебный план ГБОУ школы №  на 2022-2023 уч. год.

6. Положение «О разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №

Цель программы: формирование представлений об окружающем мире, развитие коммуникативной функции речи.

Задачи программы:

  • Создание условий для пробуждения речевой активности обучающихся и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании, в повседневной жизни.
  • Развитие коммуникативной функции речи обучающихся.
  • Обогащение словарного запаса обучающихся.
  • Формирование элементарных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

 К концу учебного года у обучающихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • Отвечать на поставленные вопросы с помощью вербальных и невербальных средств общения.
  • Составлять короткие описательные рассказы об объектах и явлениях с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.
  • Выполнять элементарное экспериментирование и трудовые действия.

Система оценки достижений планируемых результатов

Система оценки достижений обучающихся индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).

В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.

В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.

Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.

Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

· консультация;

· практическое занятие.

Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:

Вид учебной деятельности

Форма, режим

Этап изучения материала

Установочные занятия

Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline)

Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса

Самостоятельное изучение материала

Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline)

Во время карантина или переноса учебных занятий

Консультирование

Индивидуально или в группе, в режиме online или offline

В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося

Контроль

Заочно (в режиме online или offline)

По завершении отдельных тем или курса в целом

Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.

Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:

выполнение практического задания (индивидуально или в группах);

выполнение индивидуального или группового творческого задания

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

                   Тема              

Кол-во часов

1

Мир людей.

12,5

2

Мир окружающих предметов.

13,5

3

Мир природы.

9

4

Мир растений.

7,5

5

Мир животных.

8

Итого

50,5

Содержание тем учебного курса

Мир людей

Люди, окружающие ребенка: семья, учителя, одноклассники, сверстники. Умение определить пол, возраст человека. Умение назвать части тела человека, органы чувств. Общение и взаимодействие между людьми, правила поведения.

Мир окружающих предметов

Предметы повседневного и эпизодического использования, их назначение. Группы предметов, классификация предметов по группам.

Мир природы

Времена года. Формирование представлений о временах года. Умение определять время года по картинкам, погоде. Знания о сезонных изменениях в природе. Представления о различных явлениях природы. Объекты живой и неживой природы.

Мир животных

Умение различать животных по внешнему виду. Умение отличать диких и домашних животных. Формирование бережного отношения к животным. Животные России и других стран. Зоопарк.

Мир растений

Формирование знаний о растениях. Комнатные, садовые растения. Формирование бережного отношения к растениям. Деревья, кустарники, травы своего региона.

2.2. Календарно-тематическое планирование

№ пп

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Отрабатываемые

умения и навыки

1 четверть

1

1

07.09

Как я провел лето.

Ответы на вопросы, составление предложений.

2

0,5

08.09

 Как я провел лето.

 Ответы на вопросы, составление предложений.

3

1

14.09

 Моя школа

 Ответы на вопросы, составление предложений.

4

0,5

15.09

Моя школа

Ответы на вопросы, составление предложений.

5

1

21.09

Мои любимые занятия.

Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений.

6

0,5

22.09

Мои любимые занятия.

Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений.

7

1

28.09

Сентябрь

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

8

0,5

29.09

Сентябрь

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

9

1

05.10

. Апельсин и лимон.

Узнавание/различение, умение составить описание.

10

0,5

06.10

Апельсин и лимон.

Узнавание/различение, умение составить описание.

11

1

12.10

Огурец и помидор

Узнавание/различение, умение составить описание.

12

0,5

13.10

Огурец и помидор

Узнавание/различение, умение составить описание.

13

1

19.10

Овощи и фрукты

Узнавание/различение, умение составить описание.

14

0,5

20.10

Смородина и малина

Узнавание/различение, умение составить описание.

15

1

26.10

Октябрь

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

16

0,5

27.10

Октябрь

Итоговый урок

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

Систематизация полученных знаний

Итого: 12 часов

2 четверть

16

1

09.11

 Ноябрь

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

17

0,5

10 .11                                                                                                                    

 Ноябрь

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

18

1

16.11

Семья. Дом. Квартира.

Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений.

19

0,5

17.11

Семья. Дом. Квартира.

   Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений.

20

1

23.11

Семья. Дом. Квартира.

Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений.

21

0,5

24.11

Семья. Дом. Квартира.

Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений.

22

1

30.11

Здоровый образ жизни.

Формирование представлений о здоровье человека, гигиене.

23

0,5

01.12

Здоровый образ жизни.

Формирование представлений о здоровье человека, гигиене.

24

1

07.12

Тело человека

Формирование представления о теле человека

25

0,5

08.12

Тело человека

Формирование представления о теле человека

26

1

14.12

Тело человека

Формирование представления о теле человека

27

0,5

15.12

Тело человека

Формирование представления о теле человека

28

1

21.12

Декабрь

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

29

0,5

22.12

Декабрь

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

30

1

28.12

Итоговый урок

Систематизация полученных знаний

Итого: 11,5 часов

3 четверть

31

1

11.01

Январь

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

32

0,5

12.01

Январь

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

33

1

18.01

Комнатные растения.

Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений.

34

0,5

19.01

Комнатные растения.

Умение назвать предмет, использовать по назначению. Составление коротких предложений.

35

1

25.01

Герань и монстера

Уход за растениями. Составление коротких предложений и описаний.

36

0,5

26.01

Герань и монстера

Уход за растениями. Составление коротких предложений и описаний.

37

1

01.02

Животные. Белка.

Формирование представлений о животных и птицах, их месте обитания.

38

0,5

02.02

Животные. Белка.

Формирование представлений о животных и птицах, их месте обитания.

39

1

08.02

 Снегирь и дятел

Формирование представлений о животных и птицах, их месте обитания.

40

0,5

09.02

Снегирь и дятел

Формирование представлений о животных и птицах, их месте обитания.

41

1

15.02

Февраль.

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

42

0,5

16.02

Февраль.

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

43

1

22.02

День Защитника Отечества.

Формирование представлений о празднике.

44

1

01.03

Коза и корова.

Формирование представления о домашних животных

45

0,5

02.03

Коза и корова.

Формирование представления о домашних животных

46

0,5

09.03

8 марта

Формирование представлений о празднике.

47

1

15.03

Март

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

48

0,5

16.03

Март

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

49

1

22.03

Курица

Формирование представления о домашних птицах

50

0,5

23.03

Итоговый урок

Систематизация полученных знаний

Итого: 15 часов

4 четверть

51

1

05.04

Апрель.

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

52

0,5

06.04

Апрель.

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

53

1

12.04

Общественный транспорт.

Умение различать, называть виды транспорта.

54

0,5

13.04

Автобус

Умение различать, называть виды транспорта.

55

1

19.04

Троллейбус

Умение различать, называть виды транспорта.

56

0,5

20.04

Трамвай

Умение различать, называть виды транспорта.

57

1

26.04

Вода и почва.

Формировать представление о составе почвы

58

0,5

27.04

Камни, песок и глина

Формирование представление о сос таве почвы

61

1

03.05

Растения весной.

Уход за растениями. Составление коротких предложений и описаний.

59

0,5

04.05

Растения весной.

Уход за растениями. Составление коротких предложений и описаний.

60

1

10.05

Шмель и бабочка

Формирование представлений о насекомых.

61

0,5

11.05

Шмель и бабочка

Формирование представлений о насекомых.

62

1

17.05

Май

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

63

0,5

18.05

Май

Определить время года по изменениям в природе. Умение выбрать одежду по сезону.

64

1

24.05

Повторение пройденного материала

Систематизация  полученных знаний.

65

0,5

25.05

Итоговый урок

Систематизация  полученных знаний.

Итого: 12 чассов

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

На изучение предмета «Развитие речи и окружающий мир» по учебному плану ГБОУ школы №  в 8 классе отводится 1,5 часа в неделю.

Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 50,5 часов в год (1,5 часа в неделю), с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)

Формы работы на уроке: фронтальная, с индивидуальным и дифференцированным подходом, групповая и индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия

Демонстрационные:

Предметные и сюжетне картинки по темам, натуральне предметы, макеты, тематические игрушки, игры.

Раздаточные: игрушечные и настоящие предметы, тематические игры, канцелярские принадлежности.

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Ноутбук

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

Презентации к урокам по разделам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"

Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...

Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...