Программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
методическая разработка (4 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbo.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

8 класс

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.2.Планируемые результаты освоения программы

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебно-тематический план

2.2.Календарно-тематическое планирование

2.3. Лист корректировки рабочей программы

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

2.5. Задачи индивидуальной работы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

       Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему миру, усвоении общепринятых норм поведения, в овладении навыками общения. Поэтому одним из важнейших принципов обучения детей с умственной отсталостью является принцип расширения социальных связей.

      Данная программа направлена на формирование у детей определенных представлений о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей, правила поведения в социуме, а также  формирование элементарных  представлений о необходимости соблюдения правил гигиены для сохранения и укрепления здоровья. Актуальность программы связана с особенностями социальной адаптации умственно отсталых школьников, с поиском новых технологий воспитания и с профилактикой состояния физической, психической и социальной защищенности, а также с тем, что на протяжении всей жизни человек общается с другими людьми, является членом различных малых и больших социальных групп. Значимость этой сферы для человека существенна всегда.  

      Уроки по социально - бытовой ориентировке  организуются в форме классных занятий и  проходят в виде сюжетно - ролевых игр, бесед, практических работ. Именно при таком построении работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимает ведущее место в обучении детей с умеренной умственной отсталостью. Дети обучаются элементарным социально-бытовым умениям с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон моделей коммуникативного общения. С младших лет обучения у детей с умеренной умственной отсталостью должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми. Программа может помочь ребенку практически подготовиться к жизни и стать более самостоятельным.

      Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 8 класса (обучающиеся с умеренной умственной отсталостью)  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

3. Образовательная программа ГБОУ школы №

4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28.

5. Учебный план ГБОУ школы № на 2022-2023 уч. год.

6. Положение «О разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга»

Цель программы: освоение обучающимися системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

Задачи программы:

  • Обучать элементарной системе информационно-бытовых знаний, обеспечивающих комфортное проживание обучающихся в обществе;
  • Прививать социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности;  формировать умение планировать свою деятельность.
  • Прививать невербальные и вербальные модели общения, необходимые в различных социально-бытовых ситуациях;
  • Воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года у обучающихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • Иметь представление о себе как части семьи, о деятельности членов семьи, о своих посильных домашних обязанностях.
  • Знать безопасный маршрут от дома до школы.
  • Выполнять правила поведения в общественном транспорте, обращаться с просьбой к взрослым и сверстникам в общественных местах и пр.
  • Различать и выбирать нужные продукты питания; выполнять уборку кухни, мыть посуду, иметь представление о периодичности уборки помещения.
  • Иметь представление о специализированных магазинах: «Булочная», «Овощи и фрукты», «Одежда», «Обувь».
  • Использовать в общении слова извинения и благодарности, соблюдать элементарные правила культуры поведения.

Система оценки достижений планируемых результатов

Система оценки достижений обучающихся индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).

       В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.

В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.

Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.

Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

· консультация;

· практическое занятие.

Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:

Вид учебной деятельности

Форма, режим

Этап изучения материала

Установочные занятия

Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline)

Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса

Самостоятельное изучение материала

Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline)

Во время карантина или переноса учебных занятий

Консультирование

Индивидуально или в группе, в режиме online или offline

В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося

Контроль

Заочно (в режиме online или offline)

По завершении отдельных тем или курса в целом

Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.

Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:

выполнение практического задания (индивидуально или в группах);

выполнение индивидуального или группового творческого задания

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

                   Тема              

Кол-во часов

1

Семья

1.5

2

Жилище

1.5

3

Одежда и обувь

2

4

Транспорт

1

5

Питание

3,5

6

Торговля

2,5

7

Культура поведения

1,5

8

Средства связи

2

9

Учреждения и организации

0,5

10

Экономика домашнего хозяйства

1

Итого

17

Содержание тем учебного курса

Семья

  • Члены семьи и рассказы о них
  • Помощь семье в выполнении бытовых действий
  • Адрес проживания

Жилище

  • Квартира, количество комнат
  • Многоэтажный дом
  • Уход за жилищем
  • Посуда и уход за ней

Одежда и обувь

  • Самостоятельный уход за одеждой (складывание, развешивание, выворачивание, очищение от загрязнений с помощью ролика)
  • Выбор одежды по сезону и назначению
  • Самостоятельный уход за обувью (очищение/защита с использованием губки)
  • Выбор обуви по сезону и назначению

Транспорт

  • Виды наземного транспорта, подземный транспорт
  • Поведение в транспорте
  • Виды оплаты за проезд: жетон, проездной билет, билет

Питание

  • Режим питания
  • Правила приема пищи
  • Правила хранения продуктов

Торговля

  • Продуктовый магазин
  • Виды магазинов и отделов магазинов
  • Правила поведения в магазине
  • Оплата товара

Культура поведения

  • Использование слов благодарности, умение обратиться с просьбой, извиниться.
  • Воспитание опрятности: причесывание, использование косметических и гигиенических средств при необходимости (гигиеническая помада, дезодорант, влажные салфетки, платочки), уход за ногтями.

Средства связи

  • Использование мобильного телефона по назначению
  • Разговор по мобильному телефону, умение начать и завершить вызов

Учреждения и организации

  • Детская поликлиника. Назначение, поведение в поликлинике.

2.2. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Коммуникативные навыки.  Работа по социализации

1 четверть

1

0,5

06.09

Обращение, просьба.

Развивать умение взаимодействовать с другим человеком. Дать представление о правилах поведения

2

0,5

13.09

Слова благодарности

Развивать умение взаимодействовать с другим человеком. Дать представление о правилах поведения

3

0,5

20.09

Извинение.

Развивать умение взаимодействовать с другим человеком. Дать представление о правилах поведения

4

0,5

27.09

Правила приема пищи

Соблюдение правил поведения за столом, очередности блюд.

5

0,5

04.10

Мобильный телефон.

Использование по назначению. Умение начать вызов.

6

0,5

11.10

Личная гигиена

Элементарные правила ухода за собой.

7

0,5

18.10

Выбор одежды.

Умение выбрать одежду по сезону и назначению.

8

0,5

25.10

Уход за одеждой

Итоговый урок

Умение пользоваться роликом для одежды, сложить, вывернуть вещи.

Систематизация полученных знаний

Итого: 4 часа

2 четверть

9

0,5

08.11

Моя семья

10

0,5

15.11

Мои домашние обязанности

11

0,5

22.11

Посуда для приготовления пищи.

Формировать представление о назначении посуды.

12

0,5

29.11

Посуда для сервировки.

Формировать представление о назначении посуды.

13

0,5

06.12

Уход за посудой

Мытье посуды, хранение посуды.

14

0,5

13.12

Мобильный телефон

Использование по назначению. Умение начать вызов.

15

0,5

20.12

Моя квартира.

Название комнат, их назначение. Мебель

16

0,5

27.12

Итоговый урок

Систематизация полученных знаний

Итого: 4 часа

3 четверть

17

0,5

10.01

Режим питания.

Количество приемов пищи, соотнесение с частями суток.

18

0,5

17.01

Правила хранения продуктов

Хранение основных групп продуктов (молочные, мясные, хлебо-булочные изделия).

19

0,5

24.01

Виды магазинов.

Назначение, поведение в магазине, ориентировка.

20

0,5

31.02

Покупка товаров. Поведение в магазине.

Назначение, поведение в магазине, ориентировка.

21

0,5

07.02

Деньги. Оплата товаров

Назначение денег.

22

0,5

14.02

Банковская карта. Оплата товара.

Назначение банковской карты

23

0,5

21.02

Мой адрес

Отличать свой дом от других. Знать свой адрес.

24

0,5

28.02

Мобильный телефон.

Использование по назначению. Умение начать вызов.

25

0,5

07.03

Электроприборы.

. Виды приборов, их безопасное использование.

26

0,5

14.03

Режим дня

Соотнесение времени суток и режимных моментов

27

0,5

21.03

Итоговый урок. Повторение пройденного материала

Систематизация полученных знаений

Итого: 5,5 часов

4 четверть

28

0,5

04.04

Посещение поликлиники.

Правила поведения в поликлинике

29

0,5

11.04

Правила поведения в автомобиле

Спокойное поведение в автомобиле, необходимость использования ремней безопасности

30

0,5

18.04

Маршрут в школу.

Безопасный маршрут в школу, запоминание.

31

0,5

25.04

Выбор одежды по сезону.

Правильный выбор одежды по сезону и назначению, размеру.

32

0,5

02.05

Поведение на прогулке.

Спокойное и безопасное поведение на улице и в общественных местах.

33

0,5

16.05

Мобильный телефон

Использование по назначению. Умение начать вызов.

34

0,5

23.05

Хобби, увлечения.

Итоговый урок

Систематизация полученных знаний

Итого: 3,5 часа

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

      На изучение «СБО» по учебному плану ГБОУ школы №  в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю.

   Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю), с учетом календарного графика.

     По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)

Формы работы на уроке: фронтальная, с индивидуальным и дифференцированным подходом, групповая и индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия

Демонстрационные:

Предметные и сюжетне картинки по темам, натуральне предметы, макеты, тематические игрушки, игры.

Раздаточные: игрушечные и настоящие предметы, тематически еигры, канцелярские принадлежности.

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Ноутбук, магнитофон.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

Презентации к урокам по разделам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"

Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...

Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...