Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
методическая разработка (3 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Принято

Педагогическим советом

Протокол № ___

от «____»_______ 20___ г.

Утверждено

Приказом № ____ от «____» ______ 20___ г.

Директор ________________ А.В. Жуков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

для обучающегося на дому

ЯСКО ГРИГОРИЯ (3 «б» класс)

на 2020-2021 учебный год

Составитель: Алексеева Любовь Игоревна

                                           Ознакомлен и согласен  ____________________________

                                                                                                                         Подпись родителя (законного представителя)

Санкт-Петербург

2020

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.2.Планируемые результаты освоения программы

1.3.Система оценки достижений планируемых результатов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Учебно-тематический план

2.2.Календарно-тематическое планирование

2.3.Лист корректировки рабочей программы

2.4.Лист оценки выполнения рабочей программы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП в варианте 2. Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность  ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Особенности обучения на занятия ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Формы контроля при выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений.

Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Цель данной программы - повысить уровень как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к овладению коммуникативными навыками.                                                                                                                                                    

С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными задачами являются:

Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

 - формирование умения выполнять несложные инструкции;

- формирование правильной артикуляции ;

- обучение правильной посадке при письме;

 - обучение правильному захвату карандаша;

 - обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

- знакомство с печатными буквами

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

 - развитие памяти;

 - развитие внимания;

 - развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

 - воспитывать интерес к процессу обучения;

 - воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты

          Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

  • Устанавливать зрительный контакт с собеседником;
  • Реагировать на своё имя;
  • Слушать объяснения учителя;
  • Проявлять заинтересованность в выполнении задания;
  • Соотносить название предмета с соответствующей картинкой;
  • Называть действия предметов изображённых на картинке с помощью учителя;

Достаточный уровень:

  • показывать изображение предмета названного учителем;
  • составлять короткие предложения по сюжетной картинке с помощью учителя;
  • читать слоги из пройденных букв с помощью учителя;

Формирование базовых учебных действий

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 3 класса на уроках речь и альтернативная коммуникация, обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное отношение к учебе в целом:

Личностные:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений

Коммуникативные:

  • вступать  в контакт и работать в паре (учитель–ученик)
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные:    

  • активно участвовать в деятельности, контролировать  свои действия

Познавательные:

  • поддерживать зрительный и коммуникативный контакт с окружающими людьми;  

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

        В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоение программы по предмету речь и альтернативная коммуникация должны учитываться психофизические возможности детей с умственной отсталостью, ситуативность эмоциональных состояний.

        Особенностями системы оценки являются: использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.

        Реализация учебной программы «Речь и альтернативная коммуникация» обеспечивается через оснащение уроков необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

1 четверть

1

1

02.09

Выявление уровня знаний.

Выявление актуальной зоны развития

2

0,5

03.09

Игра – импровизация «Бабочка на полянке»

Учить повторять движения за учителем.

3

1

07.09

Игры «Карусель», "Бабочка"

Учить повторять движения за учителем.

4

1

09.09

Игра «Карусель», "Бабочка"

Учить повторять движения за учителем.

5

0,5

10.09

Игра «Карусель», "Бабочка"

Учить повторять движения за учителем.

6

1

14.09

«Чтение» картинок по лексической теме «Игрушки»

Развивать умение узнавать изображения знакомых игрушек и показывать их

7

1

16.09

«Чтение» картинок по лексической теме «Игрушки»

Развивать умение узнавать изображения знакомых игрушек и показывать их

8

0,5

17.09

«Чтение» картинок по лексической теме «Игрушки»

Развивать умение узнавать изображения знакомых игрушек и показывать их

9

1

21.09

Пиктограммы, обозначающие признак предмета (большой, маленький, высокий, низкий)

Учить узнавать пиктограммы

10

1

23.09

Пиктограммы, обозначающие признак предмета (большой, маленький, высокий, низкий)

Учить узнавать пиктограммы

11

0,5

24.09

Пиктограммы, обозначающие признак предмета (большой, маленький, высокий, низкий)

Учить узнавать пиктограммы

12

1

28.09

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм(при поддержке учителя)

Развивать умение различать картинки и пиктограммы

13

1

30.09

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм (при поддержке учителя)

Развивать умение различать картинки и пиктограммы

14

0,5

01 .10

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм (при поддержке учителя)

Развивать умение различать картинки и пиктограммы

15

1

05.10

Гласные буквы и звуки: А, О, У

Учить различать гласные буквы, поизносить гласные звуки

16

1

07.10

Гласные буквы и звуки: А, О, У

Учить различать гласные буквы, поизносить гласные звуки

17

0,5

08.10

Гласные буквы и звуки: А, О, У

Учить различать гласные буквы, поизносить гласные звуки

18

1

12.10

Письмо гласных букв  по пунктиру, точкам(рука в руке)

Учить проводить линии по пунктиру, соединять точки по порядку

19

1

14.10

Письмо гласных букв  по пунктиру, точкам(рука в руке)

Учить проводить линии по пунктиру, соединять точки по порядку

20

0,5

15.10

Письмо гласных букв  по пунктиру, точкам(рука в руке)

Учить проводить линии по пунктиру, соединять точки по порядку

21

1

19.10

Рассматривание иллюстраций, слушание стихов на тему: "Осень"

Расширить представление об осени. Развивать пассивный словарь

22

1

21.10

Рассматривание иллюстраций, слушание стихов на тему: "Осень"

Расширить представление об осени. Развивать пассивный словарь

23

0,5

22.10

Рассматривание иллюстраций, слушание стихов на тему: "Осень"

Расширить представление об осени. Развивать пассивный словарь

Итого: 18 часов

2 четверть

24

0,5

05.11

Повторение пройденного в 1 четверти

Актуализация полученных знаний и умений

25

1

09.11

Игра-имитация «Падающие листья»

Учить повторять движения за учителем

26

1

11.11

Игра-имитация «Падающие листья»

Учить повторять движения за учителем

27

0,5

12.11

Игра-имитация «Падающие листья»

Учить повторять движения за учителем

28

1

16.11

Игра «Осенняя прогулка»

Внимательно слушать сказку, определять последовательность событий при помощи  учителя

29

1

18.11

Игра «Осенняя прогулка»

Внимательно слушать сказку, определять последовательность событий при помощи  учителя

30

0,5

19.11

Игра «Осенняя прогулка»

Внимательно слушать сказку, определять последовательность событий при помощи  учителя

31

1

23.11

«Чтение» картинок по лексической теме «Деревья»

Учить рассматривать картинки

32

1

25.11

«Чтение» картинок по лексической теме «Деревья»

Учить рассматривать картинки

33

0,5

26.11

«Чтение» картинок по лексической теме «Деревья»

Учить рассматривать картинки

34

1

30.11

Пиктограммы, обозначающие цвет.

Уточнить названия цветов, учить узнавать пиктограммы.

35

1

02.12

Пиктограммы, обозначающие цвет.

Уточнить названия цветов, учить узнавать пиктограммы.

36

0,5

03.12

Пиктограммы, обозначающие цвет.

Уточнить названия цветов, учить узнавать пиктограммы.

37

1

07.12

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм.

Учить узнавать  картинки и пиктограммы

38

1

09.12

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм.

Учить узнавать  картинки и пиктограммы

39

0,5

10.12

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм.

Учить узнавать  картинки и пиктограммы

40

1

14.12

Рассматривание иллюстраций "Зима"

Расширение представлений о зиме

41

1

16.12

Рассматривание иллюстраций "Зима"

Расширение представлений о зиме

42

0,5

17.12

Рассматривание иллюстраций "Зима"

Расширение представлений о зиме

43

1

21.12

Рассматривание иллюстраций "Новый год"

Расширение представлений о новогоднем празднике

44

1

23.12

Рассматривание иллюстраций "Новый год"

Расширение представлений о новогоднем празднике

45

0,5

24.12

Рассматривание иллюстраций "Новый год"

Расширение представлений о новогоднем празднике

Итого: 18 часов

3 четверть

46

1

11.01

Игра «Зимняя».

Учить повторять движения за учителем.

47

1

13.01

Игра «Зимняя».

Учить повторять движения за учителем.

48

0,5

14.01

 Игра «Зимняя».

Учить повторять движения за учителем.

49

1

18.01

«Чтение» картинок по лексической теме "Птицы"

Учить рассматривать картинки

50

1

20.01

«Чтение» картинок по лексической теме "Птицы"

Учить рассматривать картинки

51

0,5

21.01

«Чтение» картинок по лексической теме "Птицы"

Учить рассматривать картинки

52

1

25.01

Пиктограммы, обозначающие действие предмета (сидит, летит).

Учить узнавать пиктограммы.

53

1

27.01

Пиктограммы, обозначающие действие предмета (сидит, летит).

Учить узнавать пиктограммы.

54

0,5

28.01

Пиктограммы, обозначающие действие предмета (сидит, летит).

Учить узнавать пиктограммы.

55

1

01.02

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм

Учить рассматривать и "узнавать" картинки и пиктограммы

56

1

03.02

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм

Учить рассматривать и "узнавать" картинки и пиктограммы

57

0,5

04.02

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм

Учить рассматривать и "узнавать" картинки и пиктограммы

58

1

08.02

Звуки природы. Пение птиц.

Учить слушать, соотносить с картинкой

59

1

10.02

Звуки природы. Пение птиц.

Учить слушать, соотносить с картинкой

60

0,5

11.02

Звуки природы. Пение птиц.

Учить слушать, соотносить с картинкой

61

1

15.02

Картина «Зима». Показывание на картинке ответов на вопросы.

Учить понимать обращенную речь.

62

1

17.02

Картина «Зима». Показывание на картинке ответов на вопросы.

Учить понимать обращенную речь.

63

0,5

18.02

Картина «Зима». Показывание на картинке ответов на вопросы.

Учить понимать обращенную речь.

64

65

1

1

22.02

24.02

Составление предложений по картине с помощью опорных картинок.

Учить определять с помощью учителя последовательность событий

66

0,5

25.02

Составление предложений по картине с помощью опорных картинок.

Учить определять с помощью учителя последовательность событий

67

1

01.03

Буквы А, О, У

Соотносить графическое изображение буквы с ее звуковым обозначением

68

1

03.03

Буквы А, О, У

Соотносить графическое изображение буквы с ее звуковым обозначением

69

0,5

04.03

Буквы А, О, У

Соотносить графическое изображение буквы с ее звуковым обозначением

70

1

10.03

Рассматривание иллюстраций на тему "Семья"

Расширение словарного запаса

71

0,5

11.03

Рассматривание иллюстраций на тему "Семья"

Расширение словарного запаса

72

1

15.03

Рассматривание иллюстраций по теме: "Весна". Слушание стихов о весне

Расширить представление о весне. Развивать пассивный словарь

73

1

17.03

Рассматривание иллюстраций по теме: "Весна". Слушание стихов о весне

Расширить представление о весне. Развивать пассивный словарь

74

0,5

18.03

Рассматривание иллюстраций по теме: "Весна". Слушание стихов о весне

Расширить представление о весне. Развивать пассивный словарь

Итого: 24 часа

4 четверть

75

1

29.03

Музыкально-дидактическая игра: «Ритмический кубик».

Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков.

76

1

31.03

Музыкально-дидактическая игра: «Ритмический кубик».

Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков.

77

0,5

01.04

Музыкально-дидактическая игра: «Ритмический кубик».

Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков.

78

1

05.04

«Чтение» картинок по лексической теме «Цветы»

Учить рассматривать картинки.

79

1

07.04

«Чтение» картинок по лексической теме «Цветы»

Учить рассматривать картинки.

80

0,5

08.04

«Чтение» картинок по лексической теме «Цветы»

Учить рассматривать картинки.

81

1

12.04

Повторение изученных пиктограмм.

Учить узнавать пиктограммы

82

1

14.04

Повторение изученных пиктограмм.

Учить узнавать пиктограммы

83

0,5

15.04

Повторение изученных пиктограмм.

Учить узнавать пиктограммы

84

1

19.04

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм.

Учить узнавать  картинки и пиктограммы.

85

1

21.04

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм.

Учить узнавать  картинки и пиктограммы.

86

0,5

22.04

Составление предложений (из 2 слов) с помощью картинок и пиктограмм.

Учить узнавать  картинки и пиктограммы.

87

1

26.04

Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и делай вместе со мной».

Учить повторять движения за учителем.

88

1

28.04

Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и делай вместе со мной».

Учить повторять движения за учителем.

89

0,5

29.04

Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и делай вместе со мной».

Учить повторять движения за учителем.

90

1

05.05

Составление предложений по серии картинок.

Учить при помощи учителя определять последовательность событий

91

0,5

06.05

Составление предложений по серии картинок.

Учить при помощи учителя определять последовательность событий

92

1

12.05

Рассматривание иллюстраций по теме: "Весна". Слушание стихов о весне

Расширить представление о весне. Развивать словарный запас

93

0,5

13.05

Рассматривание иллюстраций по теме: "Весна". Слушание стихов о весне

Расширить представление о весне. Развивать словарный запас

94

1

17.05

Рассматривание иллюстраций по теме: "Лето". Слушание стихов о лете

Расширить представление о лете. Развивать словарный запас

95

1

19.05

Рассматривание иллюстраций по теме: "Лето". Слушание стихов о лете

Расширить представление о лете. Развивать словарный запас

96

0,5

20.05

Рассматривание иллюстраций по теме: "Лето". Слушание стихов о лете

Расширить представление о лете. Развивать словарный запас

Итого: 2, 5 часов

Лист корректировки рабочей программы

урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Количество часов по

плану

Выполнение

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

Четверть

      1

         2

3

4

Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с средней умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для реализации данной программы  используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала); нетрадиционные уроки (урок-игра).

Формы работы на уроке:индивидуальная.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения и т.д.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия

Демонстрационные:

Предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из сказок.

Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Буквы разрезной азбуки, карточки с изображениями предметов, слогов, слов, карандаши, фломастеры, манка, элементы пройденных букв, материал для моделирования пройденных букв (верёвочки, палочки)

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

  • Презентации к урокам речи и альтернативной коммуникации по разделам.

Учебно-методический комплекс

  • Речевая практика. 1 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2017. – 95 с.
  • Речевая практика. 2 класс: учеб.для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2018. – 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"

Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...

Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...

Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Программа "Русский язык" входит в предметную область "Язык и речевая практик...