Конспект урока по русскому языку "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока на тему: "Неопределенная форма глаголов" предназначен для учеников 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepredelennaya_forma_glagolov.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил:

учитель начальных классов

Стионова Д.А.

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Неопределенная форма глагола»

Дзержинск – 2020

Тема: Неопределенная форма глагола.

Класс: 4 «А»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Формирование представления о неопределенной форме как начальной форме глагола

Задачи:

  • познакомить уч-ся с неопределенной формой глагола и ее признаками; научить находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи, ставить глаголы в неопределенную форму;
  • способствовать обучению школьников умению выделять главное в тексте, составлять кластер; способствовать обучению умения конструировать вопросы по содержанию урока;
  • воспитывать чувства патриотизма;  любви к родному языку; развивать навыки сотрудничества

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютеры, интерактивный плакат, листы с заданиями для детей


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Вновь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнем сейчас урок.

Я рада видеть ваши красивые лица, ваши улыбки, и уверена, этот урок вам принесет радость и новые знания.

Готовятся к уроку

Слушают учителя

Актуализация опорных знаний

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и  ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

    на "десятку" знали.

   На письме и в разговоре

   нас употребляли.

- Какая часть речи отвечала на вопросы анкеты?

- Какую часть речи продолжаем изучать?

-Для того, чтобы систематизировать знания по теме «Глагол» мы с Вами поиграем в игру «Да-нет». Я буду читать Вам утверждения, а вы, если согласны со мной будете хлопать в ладоши. Готовы?

  1. Глаголы отвечают только на вопросы что делать? что сделать?
  2. Глаголы обозначают действие предмета.
  3. Слова лежит, спит не глаголы, так как это не действия.
  4. Глаголы изменяются по числам.
  5. Глаголы изменяются по временам.
  6. Все глаголы изменяются по родам.
  7. Некоторые глаголы изменяются по лицам.
  8. Только у глаголов прошедшего времени есть суффикс –л-.
  9. Глаголы будущего времени обозначают действие, которое уже прошло.
  10. Идти, светить – это глаголы н.в.

Внимательно слушают

Глагол

Да

Словарная работа

     

Молодцы, ребята.

А сейчас посмотрите на слайд, спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Определите падеж имен сущ. (Проверка проходит фронтально)

Приплыть на корабле (П.п)

провести экскурсию (В.п.)

работать  шофером (Т.п.)

пройти около вагона (Р.п.)

преодолеть расстояние (В.п.)

Обратите внимание на глаголы в словарной работе.

- Что можете сказать об этих глаголах?

- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?

- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время?

- Какова тема нашего урока?

– Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия:

Неопределённая форма глагола

Начальная форма глагола                              Инфинитив

Какое из этих названий вам   незнакомо?  Инфинитив – лат. слово "неопределённый".

– Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы?

– Сформулируйте задачи урока.

Выполняют самостоятельно работу

Нет

Неопределённые формы глаголов

Ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи

Осмысление

Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:

«V» – знаю;

«+» – для меня новое.

«?» - не понял(а), есть вопросы

– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?

– Что нового узнали?

– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?    

  - Попробуйте составить кластер по неопределенной форме глагола.

– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы.

Суффиксы ть, ти

могут заканчиваться на чь

нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени

Физминутка

Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

Выполняют действия

Первичное закрепление

У вас на партах лежат карточки разного цвета.

1) задание для сильных (красный)

Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать? Напишите.

Думать –придумать, строить-построить, продавать-продать,отвечать-ответить

2)Для средних (зеленый)

К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол. Строить - разрушить, соединить - отсоединить, спрашивать - отвечать, брать-отдать

3)Слабым (желтый) Напишите глаголы в неопределенной форме.

Бегу- бежать, желаю-желать, молчу-молчать.

Подведение урока. Рефлексия

1)      Расскажите о ваших впечатлениях на уроке: показался ли он длиннее, или короче, чем всегда?

2)      Поднимите руки,  кто не устал во время урока, а кто устал?

3)      Кто доволен своей работой на уроке?

4)      А кто недоволен? Чем именно?

Домашнее задание

- Составить синквейн по теме «Неопределенная форма глагола»

Отвечают на вопросы учителя

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов"

Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов" в 4 классе. Цели урока: познакомить детей с понятием «спряжение» как системой личных окончаний глаголов;развивать логическое мышление уч...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

Конспект урока по русскому языку "Распознавание глаголов в неопределённой форме" УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку  "Распознавание глаголов в неопределённой форме" УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Форма слова" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку "Форма слова" (2 класс)...

Конспект урока Тема: Начальная (неопределённая) форма глагола

Тема: Начальная (неопределённая) форма глагола...