Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Тайны русского слова»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Игнатова Нина Васильевна

Адресат программы: учащиеся 8-9 лет.        Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной речи.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_russk_slova.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Помоздинская СОШ имени В.Т.Чисталева

Утверждаю:

             Директор школы

       Шомысова Л.В.

Приказ № 205 от 21.09.2019

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности  «Тайны русского слова»

                                          Возраст обучающихся: 8-9 лет

                                           Срок реализации: 1 год

                                                                                         Авторы -составители:

                                                                                                                                                                                Педагоги дополнительного образования

Игнатова Елена Васильевна,

Игнатова Нина Васильевна

с. Помоздино, 2019

Пояснительная записка

Направление программы.

Программа имеет социально-педагогическую  направленность.

 

Актуальность, педагогическая целесообразность.

        У второклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение,  речь,  расширяется словарный запас.

3. Отличительные особенности программы.

       Программа способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей. Выбор педагогических средств реализации содержания программы, учитывает действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта  деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Адресат программы: учащиеся 8-9 лет.

Объем программы.

Программа «Тайны русского слова» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) .

Формы и режим занятий

       Формы работы: игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы, проекты.

       Режим занятий: 1раз в неделю (35 – 40 минут).

Цель и задачи программы

        Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной речи.

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • развитие речи, мышления, воображения учащихся, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Содержание программы.

Учебный план.

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Лексикология.

О самых дорогих словах.

6

3.

Лексикология

Сколько слов вы знаете?

5

4.

Лексикология.

Чудесные превращения слов.

3

5.

Фонетика и орфоэпия.

Звуки в слове.

6

6.

Морфология.

Тематические группы слов.

6

7.

Морфология

Трудные слова.

6

8

Морфология.

Слово одно, а значений несколько

1

        Итого:

34 ч.

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности проведения занятий. В чём богатство и красота русского языка.

Тема 2. О самых дорогих словах. (6 ч.)

Какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина. Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».

Тема 3. Сколько слов вы знаете? (5 ч.)

Разнообразие и обилие слов русского языка. Значение слов. Знакомство со словарём. Алфавит. Зачем надо знать много слов.

Тема 4. Чудесные превращения слов. (3 ч.)

«Метаморфозы», происходящие со словами, если а) в них заменять буквы; б) добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.

Тема 5. Звуки в слове. (6ч.)

Гласные звуки. Согласные звуки. Мягкие и твёрдые звуки. Звонкие и глухие согласные. Скороговорки. Праздник «В гостях у фонетики».

Тема 6. Тематические группы слов. (6ч.)

Слова – названия. Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п. Закрытые группы слов и незакрытые. Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета. Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д. КВН «Знатоки русского языка».

Тема 7. Трудные слова. (6 ч.)

Знакомство с «Орфографическим словарём». Алфавит. Работа со словарными словами. Происхождение некоторых слов. Приём ассоциации. Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».

Тема 8. Слово одно, а значений несколько.(1 ч.)

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1.

1.1

Вводное занятие

В чём богатство и красота русского языка.

    1

    1

2.

2.1

О самых дорогих словах

Какие бывают слова?

1

1

2.2

Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие.

1

1

2.3

Вежливые слова.

1

0.5

0.5

2.4

Родные, дорогие слова

1

1

2.5

Самое важное, самое дорогое слово – Родина.

1

0.5

0.5

2.6

Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?».

1

1

3

3.1

Сколько слов вы знаете?

Разнообразие и обилие слов русского языка.

1

     1

3.2

Значение слов.

1

1

3.3

Знакомство со словарём.

1

1

3.4

Алфавит

1

1

3.5

Зачем надо знать много слов

1

1

4

4.1

Чудесные превращения слов

«Метаморфозы», происходящие со словами, если  в них заменять буквы;

1

1

4.2

«Метаморфозы», происходящие со словами, если  добавлять к слову букву или отнимать её от слова

1

1

4.3

Словесные шутки.

1

1

5

5.1

Звуки в слове

Гласные звуки.

1

1

5.2

Согласные звуки

1

1

5.3

Мягкие и твёрдые звуки.

1

1

5.4

Звонкие и глухие согласные.

1

1

5.5

Скороговорки.

1

1

5.6

Праздник «В гостях у фонетики».

1

1

6.

6.1

Тематические группы слов

Слова – названия.

1

1

6.2

Названия деревьев, цветов, времён года, профессий, машин и т. п.

1

1

6.3

Закрытые группы слов и незакрытые.

1

1

6.4

Слова – признаки, характеризующие внешность человека, положительные и отрицательные качества его, обозначающие значение цвета.

1

1

6.5

Слова – действия, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т. д.

1

1

6.6

КВН «Знатоки русского языка».

1

1

7

7.1

Трудные слова

Знакомство с «Орфографическим словарём».

1

1

7.2

Алфавит.

1

1

7.3

Работа со словарными словами.

1

1

7.4

Происхождение некоторых слов.

1

1

7.5

Приём ассоциации.

1

1

7.6

Изготовление и презентация коллективного «Картинного словаря трудных слов».

1

1

8

Слово одно, а значений несколько

1

1

        Итого

34ч.

23ч.

11ч.

        

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметными  результатами изучения программы «Тайны русского слова» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии  самостоятельно.
  • Учиться совместно с педагогом обнаруживать и формулировать проблему, учиться планировать деятельность на занятии.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ решения.
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в источниках, так и в предложенных педагогом  словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на занятии и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты. 

 - владение первоначальными представлениями о нормах русского  языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

 - сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, сообщение), опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам занятий кружка.

Комплекс организационно – педагогических условий.

Формы подведения итогов:  творческие конкурсы, учебно-исследовательские конференции.

                                        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Вид

Наименование объектов и средств

материально –технического обеспечения

Книгопечатная продукция

- Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

 - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.

Печатные пособия

 Таблицы, дидактические карточки

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Интерактивные программы  и  издания  на  электронных  носителях (CD,  DVD)

Технические средства

1.   Классная доска

2.   Магнитная доска.

3.   Персональный компьютер с принтером.

4.   Мультимедийный проектор

Литература.

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  3. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  4. Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  6. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
  7.  «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
  8. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

      9.      Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство     «Просвещение», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Тайны нашей речи»

Для успешного овладения устной и письменой речью детьми необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтениюи письму. Но при этом обучение устной речи дол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык с увлечением»

Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 3 классов.На проведение занятий  отводится 34 часа -1 час в неделю.Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у млад...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык»

Курс “Русского  языка ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать началь...