Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"
рабочая программа (2, 3 класс) на тему

Капустина Вера Николаевна

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Жердевская средняя общеобразовательная школа»

Принята на заседании                                                         Утверждаю:приказом

педагогического совета                                                        директор МБОУ «Жердевская СОШ»

 МБОУ «Жердевская СОШ»                                              _______________________________      

от 30.09.2016г        

протокол №!1

Дополнительная  общеразвивающая программа

социально — педагогической направленности

«Светофорик»

Возраст обучающихся 9-10 лет

 Срок реализации:1 год

        Автор - составитель:                          

Капустина Вера Николаевна,                                                                             учитель начальных классов  

           

г. Жердевка

             2016 год        

Пояснительная записка

 Дополнительная общеразвивающая программа «Светофорик» социально — педагогической направленности, соответствует стартовому уровню организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

Данная программа направлена на социальную адаптацию детей в обществе, формирование общей культуры пешехода. Программа призвана обеспечить вход детей во взрослую жизнь, дает им возможность чувствовать себя увереннее в окружающем мире.

Автомобилизация, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на дорогах создают объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками движения и особенно с детьми.

Анализ статистических данных показывает, что зачастую дорожно-транспортные происшествия с детьми происходят из-за их недисциплинированности, однако бывают и такие случаи, когда ребенок не знает даже необходимых правил дорожного движения.

В предупреждении дорожно-транспортных происшествий с детьми важную роль играет работа школ и учреждений дополнительного образования по обеспечению детей требуемым уровнем знаний, умений, навыков по безопасности дорожного движения.

 Актуальность программы «Светофорик» основана на активизации творческой деятельности детей в освоении основ безопасности дорожного движения, привлечь их к участию в мероприятиях, к разработке и реализации социально значимых акций и дел. Программа дает возможность практически отработать умения, полученные на занятиях.  

Программа «Светофорик»  разработана с учетом  требований к организации внеурочной деятельности (социальное направление) в образовательном учреждении в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

         Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одной из главных особенностей образовательных стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

         Отличительными особенностями данной программы являются:

∙••••••• определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

∙••••••• в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Цель программы:  формирование осознанного безопасного поведения детей в реальных дорожных условиях через изучение правил дорожного движения и их отработку на уровне привычки.

Задачи:

−•••••• обучить правилам поведения на дороге, необходимым для безопасного движения в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира;

−•••••• способствовать овладению умениями распознавать дорожные «ловушки» и ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности;

−•••••• воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей,

−•••••• развивать внимание, наблюдательность, активность.

 При обучении детей безопасному поведению на дорогах, учитываются возрастные особенности восприятия ими учебного материала. Учебный материал, сложная дорожная информация дается детям в доступной форме; занятия проводятся в  специально оборудованном кабинете с нанесённой в нём разметки нерегулируемого пешеходного перехода.

Для систематической и целенаправленной работы выбраны следующие формы организации обучения: беседа, викторина, конкурс, игра, экскурсия, соревнование, практическая работа, наблюдение, просмотр видеофильмов, эстафета.

Во время проведения занятий используются разнообразные методы обучения: вербальный, наглядный, объяснительно-иллюстрационный, практический, репродуктивный, проблемного изложения, направленного мышления, метод рисования. Без наблюдения за движением и без его анализа невозможно правильно оценить и распознать опасные ситуации. Именно поэтому во время занятия используются наглядные пособия, рисунки по безопасности дорожного движения, работа на дорожной разметке. Школьнику, чтобы отличить на вид «безопасную ситуацию» от реальной, необходимо увидеть это со стороны. Затем на основе анализа увиденного, дать оценку причинам дорожно-транспортных происшествий. 

Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год для учащихся  3 классов. Количество часов в учебном году – 39. Занятия проводятся 1 раз  в неделю по 45 мин.  

Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе  составляет 15 человек. Группа формируется из детей в возрасте от  9 до 10 лет.  

Содержание программы соответствует учебному плану.

При проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Планируемые результаты реализации программы:

Предметные результаты

Должны знать:

−•••••• правила поведения пешеходов на тротуаре при движении в группе,

−•••••• особенности движения пешеходов и водителей в различное время суток, места, где можно ездить на самокатных средствах,

−•••••• правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в транспорт и выходе из него,

−•••••• опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемых и нерегулируемых перекрестках,

−•••••• опасности на дороге при движении из дома в школу, магазин и т.п..

Должны уметь:

−•••••• пользоваться общественным транспортом,

−•••••• правильно оценивать дорожную обстановку в месте перехода и безопасно переходить дорогу.

Метапредметные результаты

 В процессе обучения школьники получат:

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы,
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей

Регулятивные:

оценивать и осознавать то, что уже усвоено при обыгрывании дорожных ситуаций на разметке (в школе, в кабинете, на макете и т.п.) и при выходе на улицу.

Познавательные:

   −строить речевое высказывание в устной и письменной форме,

  − извлекать необходимую информацию из материалов ГАИ и других информационных источников.

 Коммуникативные:

задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действияработать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью; 
  • формулировать свои затруднения; 
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  •  договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию,
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты

−• Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; 
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; 
  • осознание ответственности человека за общее благополучие; 
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Ты -  пешеход и пассажир»»; 
  • способность к самооценке; 
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.  

Формы подведения итогов реализации программы

В конце учебного года проходит отслеживание результатов образовательного процесса с помощью моделирования ситуаций на разметке, опросов учащихся, с помощью вовлечения их в игры, практические занятия, соревнования, викторины, конкурсы и т.д.

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Входной контроль применяется для диагностики имеющихся знаний, умений учащихся. Формы контроля: беседы с учащимися, наблюдения за учащимися, активное участие в игровой деятельности.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы контроля: беседы с учащимися, наблюдения за учащимися, активное участие в игровой деятельности и моделировании ситуаций, участие в конкурсах, викторинах, выставках, соревнованиях и выступлениях, а также вовлеченность в создание информационных и презентационных материалов по изучаемым темам.

Содержание программы

 

Тема 1-2.  Правила поведения учащихся на улице и дороге.

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.

Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.

Как правильно вести себя на улице и при переходе проезжей части с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.

Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

Перекрестки и их виды.

Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение.

Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет.

Пешеходная и велосипедная дорожки.

Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.

Тема 3.  Остановочный путь и скорость движения.

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь.

Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.

Тема 4.  Пешеходные переходы.

Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе проезжей части.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 5. Нерегулируемые перекрестки.

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.

Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

Тема 6.  Регулируемые перекрестки. Светофор.

Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров.

Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.

Из истории светофора.

Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток.

Тема 7. Регулировщик и его сигналы.

Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.

Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией.

Инспектор дорожной полиции, его работа.                               

Тема 8.  Где еще можно переходить дорогу.

Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Опасные ситуации, возникающие при таком переходе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах проезжей части (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 9.  Поездка в автобусе и троллейбусе.

Обязанности пассажиров.

Правила пользования автобусом и троллейбусом.

Правила перехода улицы (дороги) при движении на остановку и после выхода из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая или троллейбуса).

Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 10.  Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Правила перехода проезжей части при движении на остановку и после выхода из трамвая.

Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком.

Тема 11.  Дорожные знаки и дорожная разметка.

Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.

Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички.

Дорожная разметка, ее назначение и виды.

Тема 12.  Где можно и где нельзя играть.

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом.

Опасность игр вблизи железнодорожных путей.

Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

Тема 13. Первая медицинская помощь при травмах.

Виды травм: переломы, ушибы, раны, ссадины, ожоги и т.д.

Виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное.

Тема 14.Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.

Практическое занятие по наложению давящей повязки и жгута-закрутки.

Практическое занятие по наложению косыночной, круговой и пращевидной повязок.

Тема 15. Ты – велосипедист.

Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур.

Тема 16.  Поездка за город.

Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог.

Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Тема 17.  Улица глазами водителей.

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:

  -  переход проезжей части в неустановленном месте, перед близко движущимся  транспортом, на запрещающий сигнал светофора;

- неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия (автобуса,  автомобиля, кустов);

-  езда по проезжей части детей, не достигших 14-летнего возраста, на велосипеде;

-  игра вблизи или на проезжей части.

Тема 18.  Итоговое занятие.

Игра-соревнование по Правилам дорожного движения.

Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»

Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука»  Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Тайны нашей речи»

Для успешного овладения устной и письменой речью детьми необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтениюи письму. Но при этом обучение устной речи дол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Экологическая мозаика"

Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-н...